автор: Климова Инна Владимировна

преподаватель фортепиано, концертмейстер МБУ ДО «ДШИ», р.п. Ардатов

Применение основных пианистических приёмов при разборе программных произведений

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Ардатовского муниципального района Нижегородской области

Мастер-класс по фортепиано

преподавателя Климовой И.В.

с учащейся  2 класса 

общеразвивающей программы

 по специальности «Фортепиано»

Куценко Марией

Тема: Применение основных пианистических приёмов при разборе программных  произведений

Ардатов

2019

 

Тип урока:

Закрепление изученных и применение на практике новых знаний, умений 

и навыков.

                     

 

 Цель урока

Развитие творческой инициативы учащейся, закрепление пианистических навыков на примере 3-х программных произведений.

 

            

      

Задачи урока:

 

Образовательные:

  • обогатить багаж художественно-музыкальных впечатлений учащейся
  • закрепить пройденный нотный материал произведений
  • продолжить работу над основными приёмами игры на фортепиано на примере 3-х произведений: Д.Кабалевский. Шуточная, Л. Шитте. Этюд № 24 (соч.160), К.Рейнеке. Сонатина

 

Развивающие:

  • развитие двигательно-игровых навыков
  • развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • развитие чувства ритма
  • развитие музыкальной памяти

 

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к музыке, игре на фортепиано
  • воспитание чувства ответственности к своей работе
  • воспитание чувства любви к классической музыке
  • воспитание культуры поведения на уроке, за инструментом

 

Этапы урока:

 

  1. Организационный этап                                                                      
    • Приветствие. Название темы
  2. Основной этап                                                                              

                                                                                                                   

  • Выполнение упражнений для рук, кистей стоя, сидя за инструментом.    Добиваемся полной свободы рук.
  • Работа над пьесой Д. Кабалевского «Шуточная». Проверка нотного текста (учащаяся проигрывает заданный нотный материал наизусть). Основной штрих «staccato» при игре левой руки. Объяснение звукоизвлечения при этом штрихе (пальчики цепкие, кончики пальцев остренькие). Звукоизвлечение происходит путём захвата клавиши цепким пальцем. Обращаем внимание на мелодическую линию левой руки. Следует поиграть отдельно л.р., одновременно пропевая. Затем игра с правой рукой (её также проигрываем отдельно мягко, певуче, легко, на последнем звуке делаем выдох, показывая кистью). При игре с правой рукой делаем акцент на начальный звук левой руки. Счёт вслух обязателен. Следим за лёгкостью пр.р., её мягкими, но цепкими пальчиками.

 

  •  Работа над этюдом Л. Шитте. Проигрываем произведение по смысловым фразам (всего 4). Следует отметить динамический контраст между вступлением правой руки и оркестровой торжественной  совместной игрой обеих рук. Вторая фраза отличается по характеру от первой. Игра на piano dolce при цепких пальчиках. 3 фразу рассматриваем как репризу – торжественный гармоничный хорал пр.р.и л.р. 4 фраза – кода (не типичная в динамическом отношении) – как отголосок основной темы. Последний  такт убедительно играем на forte.

 

  • Работа над сонатиной К. Рейнеке (3-х частная форма). Закрепляем знание трёхчастности произведения: экспозиция (главная, побочная партии), разработка, реприза. Рассматриваем динамический пласт главной партии – более торжественной, побочной партии – нежной певучей. Рекомендуется проигрывать партии отдельно, пропевая пр.р со счётом, сольфеджируя. Разбираем штрих «marcato» в левой руке разработки. Играем отдельно л.р., прослушиваем единую мелодическую линию на одном дыхании. Пунктирный ритм может вызвать трудность игры у Куценко Марии. Необходимо прохлопать , простучать пальцами на крышке инструмента, затем проиграть со счётом вслух. Позиционная игра л.р.: игра интервалами, затем разложить, замечая расстояние между пальцами. Игра на legato, хорошо проговариваем пальчиками, кисть руки неподвижна. Следим за плечами (опущены), локти чуть отведены.

 

  1. Заключительный этап
  • Подведение итогов
  • Оценка работы учащейся
  • Домашнее задание