Автор: Князева Алина Максимовна

студент ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей

 «Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, 

нужно знать его во всех отношениях».

К.Д.Ушинский 

Рассмотрим один из принципов обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей. 

Сущность – изучение и учет в учебном процессе индивидуальных особенностей каждого ученика, стимулирование интересов. 

Реализация – характер протекания мыслительных процессов, уровень знаний и умений, работоспособность, уровень познавательной и практической самостоятельности и активности, темп продвижения, отношение к учению, наличие и характер познавательных интересов, уровень волевого развития.

Знания в реальном процессе обучения усваиваются индивидуально каждым учеником. 

Индивидуальные особенности школьников проявляются в мыслительной деятельности в отношении к учителю, в чертах характера, определяющих работоспособность, дисциплинированность, общительность и положение в группе сверстников. Большое влияние на формирование индивидуальных свойств личности ребенка оказывают семейное воспитание и окружающая обстановка вне школы.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются: 

  • планомерные, систематические наблюдения за учеником;
  • индивидуальные и групповые беседы по заранее намеченному плану;
  • дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика;
  • специальные задания, связанные с положением ребенка в коллективе. 

           Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков.

          Индивидуальные особенности могут оказать положительное влияние на процесс обучения, быть нейтральными к учению ребенка или влиять отрицательно на его учебную деятельность. Степень влияния индивидуальных особенностей на процесс обучения определяет необходимость индивидуального подхода.

Я пронаблюдала за данным принципом обучения в своей школе. И можно сказать, что в условиях реального учебного процесса обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику практически невозможно. Количество работы, выполняемой учителем, не позволяет ему такой роскоши. 

Но чаще всего непосредственное применение данного принципа можно наблюдать в специальном или инклюзивном обучении, когда у педагогов есть непосредственная ответственность за создание комфортной учебной обстановки для ученика. Особые потребности вызывают особое отношение. Это, безусловно, хорошо, ведь для обучения детей-инвалидов индивидуальный подход является ключевым. 

Таким образом, реализация данного принципа, как правило, сильно повышает эффективность обучения. Но было бы гораздо лучше для системы образования в целом, если бы данный принцип реализовывался и в обычной школе. Преподавателям, заваленным бумажной работой, часто не хватает сил и времени на подобный подход.