автор: Ковалева Нина Александровна

МАДОУ «Синеглазка»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Звуки» (эксперименты) для детей средней группы.

   Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Звуки»  (эксперименты) для детей средней группы.

               Подготовила: Ковалева Н.А.

 

Задачи:

Продолжать знакомить детей с понятием «звук» и распространением звуковых волн;

сформировать представление о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности — определить разницу музыкальных звуков от шумов;

развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.

 

Материалы:

музыкальные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлофон и др.;

предметы: деревянный, металлический, стеклянный, ширма, шарф.

опыт1: металлическое ведро, дерев. ложка, тряпочка, трубочки (на всех), три стеклянных бокала на ножке с разноцветной водой, палочка;

опыт 2: ёмкость с водой, камешки (на всех);

опыт 3: бумага (половина А 4), клей или пластиковый стаканчик (на каждого), воронки.

Ход:

 

В: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие.

Посмотрите, на столе лежат предметы, скажите двумя словами как их можно назвать. 

Д: Музыкальные инструменты.

В: Возьмите каждый один инструмент и присядьте, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите? (Разные звуки)

В:Попробуйте дать им характеристику, какие они?( тихие-громкие, шумные, высокие-низкие, мелодичные …)

В:Скажите, какой мы можем сделать вывод?

  1. Музыкальные инструменты издают звуки.
  2. Звуки постоянно меняются по тембру (высоко-низко), по громкости (тихо-громко) и по длительности (короткий-длинный).

В: Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты? (Нет, есть другие звуки, например….)

А давайте проверим.

Опыт1:

Материалы: метал.ведро, дер.ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочка.

Подзываю по одному и спрашиваю о звуках.

— Катя, напой песенку;

— Паша, возьми ведро и крикни в него;

— Даша, возьми деревянную ложку и ударь по ведру;

— Саша, возьми тряпочку заверни ложку и ударь ею по ведру;

В: А теперь возьмите трубочки и подуйте в них. Что вы слышите?(Шум, похожий на ветер).

В: А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам ). Что вы слышите? (Перезвон)

В: Какой мы сделаем вывод?

 Д: Вокруг нас много вещей, которые издают звуки.

Игра «Узнай по звуку?

Воспитатель, сидя за ширмой, постукивает деревянной палочкой по одному из предметов (из металла, стекла, дерева и т.д.) Дети определяют, какой материал издает звук.

Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.

А как распространяется звук, как он движется? Узнать это нам поможет следующий опыт.

опыт2: 

Материал: ёмкость с водой и камни.

Дети медленно бросают камешки в ёмкость с водой. Определяют, что увидели (По воде расходятся круги). То же самое происходит со звуком. Как на воде  образуется волна?  Вода вибрирует (дрожит) и  передает свою вибрацию предмету-ёмкости.

Вывод: По воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.

В: Вы узнали, что есть разные звуки, с разной характеристикой, как звуки передаются, что же улавливает волны? Чем мы слышим? (ушами).

Игра «Проверим слух».

Ребенок поворачивается спиной к ведущему. Тот произносит слова с разным тембром (громко-тихо). Затем предлагает двум детям встать  слева и справа. Ребенок, не поворачиваясь,  должен угадать, кто сказал слово.

Игра «Звук играет в прятки»

Ребенку завязывают глаза. За его спиной звучит погремушка (бубен). Он должен угадать, каким ухом слышит. (Если звенеть по середине, то ребенок не догадается.)

ОБЩИЙ ВЫВОД:

Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.

Что понравилось или не понравилось?

Что бы вы хотели ещё узнать.