автор: Ковальчук Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования, педагог-психолог МОУ ДО «Центр развития творчества «Созвездие»

Дистанционная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся. Играем. Развиваемся» социально-педагогической направленности

Муниципальное образовательное учреждение 

дополнительного образования

 «Центр развития творчества «Созвездие»

 

ПРИНЯТА

протокол заседания Педагогического совета 

от «07» ___09___2019г. №  1 

 

УТВЕРЖДЕНА 

Директор МОУ ДО «ЦРТ «Созвездие» __________________ Исакова Т.В.

Приказ от«09»___09__2019г. №83

 

Дистанционная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся. Играем. Развиваемся»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор – составитель:

Ковальчук Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

г. Надым, 2019

Аннотация 

к дистанционной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Учимся. Играем. Развиваемся» социально-педагогической направленности

 

Дистанционная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся. Играем. Развиваемся» социально-педагогической направленности разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242). Программа соответствует Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).

Целью программы является развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов через расширение познавательных возможностей детей, развитие мелкой моторики и речи.

Программа направлена на знакомство с основными понятиями в различных образовательных областях (математика, азбука, окружающий мир); расширение знаний, умений и навыков по различным направлениям декоративно-прикладного творчества, а также пополнение пассивного и активного словаря учащихся.

Уровень освоения программы – базовый. Программа рассчитана на индивидуальное дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов младшего школьного возраста (7-10 лет), срок реализации программы – 1 год. Количество часов по программе – 36 часов, которые отводятся на практическую часть. 

В результате реализации программы обучающиеся:

— повысят уровень знаний в различных образовательных областях (математика, геометрия, азбука, окружающий мир);

— приобретут знания, умения и навыки по различным направлениям декоративно-прикладного творчества как средства развития мелкой моторики рук.

— расширят пассивный и активный словарь учащихся.

— повысят уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), наблюдательности и творческих способностей;

— расширят кругозор.

В учебно-тематическом плане программы предусмотрены основные разделы: введение, развитие познавательных процессов, мелкой моторики и речи, заключительный.

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы является: контроль общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год. ОУУиН учащихся оцениваются по 5 балльной системе, от 0-5 баллов. Проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, данные заносятся в соответствующий протокол. Контроль ОУУиН осуществляется по следующим критериям: освоение теории, освоение практических навыков и умений, творческая деятельность, эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.

Формы текущего контроля приобретения навыков и умений: наблюдение за поведением обучающегося, его коммуникабельностью, отношением к труду, пониманием инструкций и выполнением заданий; опрос по теоретическим знаниям (геометрические фигуры, формы, классификация), проверка практических навыков (прямой и обратный счет, следование инструкции, активный и пассивный словарь); самоконтроль (сверка с образцом). 

Основной формой итогового контроля является смотр знаний, умений и навыков методом наблюдения, а также участие в конкурсах различного уровня.

Пояснительная записка

 

  • Введение

 

Дистанционная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся. Играем. Развиваемся» имеет социально-педагогическую направленность и направлена на развитие познавательных процессов, речи и мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Содержание и материал данной программы соответствует стартовому уровню сложности. 

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Получение образования данной категорией детей является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Группа учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 

У большинства учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Независимо от особенностей и степени выраженности нарушений все дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды нуждаются в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), речи и мелкой моторики рук.

 

    1. Новизна 

 

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.

Новизна данной программы определяется особой логикой построения учебного процесса, осуществляющегося в дистанционной форме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения того или иного навыка.

 

    1. Актуальность

 

Организация дистанционного дополнительного образования детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидовк образовательным и иным информационным ресурсам; оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии; способствует созданию без барьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного дополнительного образования, расширению возможностей и успешной социализации и интеграции в обществе, что и определяет актуальность данной программы.

Главными ценностями данной программы являются: 

— право каждого обучающегося на получение образования независимо от его индивидуальных способностей и возможностей; 

— право педагога на творчество и профессиональную деятельность; 

— психологический комфорт всех субъектов педагогического взаимодействия; 

— демократические, партнёрские отношения между взрослыми и детьми. 

Основные принципы построения программы: 

— принцип человечности (гуманизма) – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребёнку; 

— принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка;

— принцип культуросообразности; 

— принцип целостности.

 

    1. Педагогическая целесообразность

 

Дистанционное обучение по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Учимся. Играем.Развиваемся» способствуют решению ряда общеобразовательных задач.Задания на развитие познавательных способностей улучшают память, внимание, что оказывает влияние на учебную мотивацию и успешность учащегося в целом. Игры на развитие мелкой моторики рук и речи повышают уровень развития коммуникативных, творческих способностей, то влияет на социализацию и адаптацию ребенка-инвалида в обществе.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет: 

  1. Сделать урок наглядным, красочным, информативным; 
  2. Приблизить урок к мировосприятию ребенка за счет использования программ, облегчающих и обеспечивающих коммуникативный уровень; 
  3. Использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению; 
  4. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и педагогом; 
  5. Активизировать познавательную деятельность учащегося; 
  6. Повысить мотивацию учащихся к изучению предмета; 
  7. Развивать мышление и творческие способности детей. 
  8. Расширить возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также получить более полное восприятие окружающего их мира.

 

  • Цель и задачи программы

 

Цель – развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов через расширение познавательных возможностей детей, развитие мелкой моторики и речи. 

Задачи:

обучающие:

— познакомить с основными понятиями в различных образовательных областях (математика, азбука, окружающий мир);

— способствовать расширению знаний, умений и навыков по различным направлениям декоративно-прикладного творчества как средства развития мелкой моторики рук.

— расширять пассивный и активный словарь учащихся.

развивающие:

— способствовать развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), наблюдательности и творческих способностей;

способствовать развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;

-расширять кругозор.

воспитывающие:

-воспитывать чувство собственного достоинства;

-содействовать преодолению отрицательных стереотипов представлений
окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;

-содействовать развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка.

 

    1. Отличительная особенность программы заключается в том, что образовательный процесс осуществляется удаленно, через сеть Интернет в режиме реального времени через общение по скайпу, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка.

Роль преподавателя заключается в удаленной организации индивидуальной работы с ребенком в рамках программы, в анализе, оценке, рецензировании учебной его деятельности с использованием возможностей информационной среды. Преподаватель организует и поддерживает учебное взаимодействие, учит фиксировать важнейшие шаги в пространстве курса программы. 

Под руководством преподавателя, учащиеся: 

— знакомятся с учебным материалом; 

— выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы; 

— участвуют в исследованиях, проектах; 

— высказываются, читают, интерпретируют, задают вопросы, делятся опытом. 

Преподаватель с использованием возможностей системы дистанционного обучения: 

— раскрывает новый материал;

— рецензирует работы; 

— отвечает на вопросы; 

— организует и поддерживает дискуссию.

Обучение по данной программе способствует созданию благоприятных условий для последовательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией видимого результата. Использование различных игровых и арт-терапевтических технологий позволяет сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья процесс обучения более доступным, привлекательным и интересным.

Программа способствует социализации детей данной категории с максимально возможной степенью самостоятельности, повышает уровень знаний и понимание обучающимися закономерностей и принципов окружающей их среды, общества и мира посредством общения с людьми с использованием медиа- и интернет-технологий. 

 

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

 

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей).

Программа рассчитана на индивидуальное дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

 

  • Сроки реализации программы

 

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем учебных часов обучения – 36 учебных часов, отведенных на практическую часть. 

 

  • Основные формы обучения и режим занятий

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 30 минут. 

Основной формой обучения является учебное занятиечерез сеть Интернет в режиме реального времени через общение по скайпу. Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу. Время проведения – по расписанию.

Ведущая форма организации занятий является – индивидуальная. Программа предусматривает использование комбинированных и практических занятий, для более успешного усвоения данной программы.

 

  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 

В результате реализации программы обучающиеся:

— повысят уровень знаний в различных образовательных областях (математика, геометрия, азбука, окружающий мир);

— приобретут знания, умения и навыки по различным направлениям декоративно-прикладного творчества как средства развития мелкой моторики рук.

— расширят пассивный и активный словарь учащихся.

— повысят уровень развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), наблюдательности, творческих способностей, самостоятельности, аккуратности и трудолюбия;

— приобретут чувство собственного достоинства и повысят самооценку;

— расширят кругозор.

 

1.11 Формы подведения итогов реализации программы

 

Формы текущего контроля приобретения навыков и умений: наблюдение за учащимися на протяжении учебного года за поведением обучающихся, их коммуникабельностью, отношением воспитанников к труду, пониманием инструкций и выполнением заданий; опрос по теоретическим знаниям (геометрические фигуры, формы, классификация), проверка практических навыков (прямой и обратный счет, следование инструкции, активный и пассивный словарь). Применяются также метод самоконтроля (сверка с образцом). 

Основной формой итогового контроля является смотр знаний, умений и навыков методом наблюдения, а также участие в конкурсах различного уровня.

 

Учебно-тематический план программы

 

Раздел, тема Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего часов Теория Практика
1. Введение 1 1
1.1. Вводное занятие 1 1 Наблюдение, опрос
2. Развитие познавательных процессов 9 9
2.1. Память 3 3 Наблюдение, рефлексия, опрос
2.2. Внимание 3 3 Наблюдение, рефлексия, опрос
2.3. Логическое мышление 3 3 Наблюдение, рефлексия, опрос
3. Развитие мелкой моторики 16 16
3.1. Пальчиковая гимнастика 1 1 Наблюдение, рефлексия, опрос
3.2. Лепка  5 5 Наблюдение, рефлексия, опрос
3.3. Пальчиковый театр 2 2 Наблюдение, рефлексия, опрос
3.4. Рисование крупой 2 2 Наблюдение, рефлексия, опрос
3.5. Рисование нитками 2 2 Наблюдение, рефлексия, опрос
3.6. Рисование пальчиками 2 2 Наблюдение, рефлексия, опрос
3.7. Конструирование из бумаги 2 2 Наблюдение, рефлексия, опрос
4. Развитие речи 9 9
4.1. Артикуляционная гимнастика 1 1 Наблюдение, рефлексия, опрос
4.2. Словарный запас 2 2 Наблюдение, рефлексия, опрос
4.3. Грамматический строй 1 1 Наблюдение, рефлексия, опрос
4.4. Связная речь 2 2 Наблюдение, рефлексия, опрос
4.5. Фонетика детской речи 1 1 Наблюдение, рефлексия, опрос
4.6. Чтение 2 2 Наблюдение, рефлексия, опрос
5. Заключительный раздел 1 1
5.1. Итоговое занятие 1 1 Наблюдение, рефлексия, опрос, анализ, самоанализ
Итого:  36 36

 

Содержание программы

 

  • Вводный раздел – 1 час.
    1. Вводное занятие (1 час) – знакомство, установление контакта.

Практика: приветствие, знакомство, опрос «Собеседование в школе», дидактическая игра «Оптимисты и скептики», рефлексия, домашнее задание.

 

  • Развитие познавательных процессов – 9 часов.
    1. Память (3 часа) – повышение уровня развития памяти.

Практика: дидактические игры «Разгадываем кроссворды», «Лавина», «Послушай, запомни, ответь все ли верно», «Что изменилось», «Пространственное скоростное сравнение», «Запомни и повтори слова», «Запомни и повтори числа», «Запомни и повтори буквы», «Разноцветная лесенка», «Инопланетяне», «Фигуры», «Опиши картинку», «Выбор», «Стоп», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение», «Группировка слов», «Ассоциации», «Рисуем схему», «Правила повторения».

    1. Внимание (3 часа) – повышение уровня развития внимания.

Практика:упражнения «Корректурные пробы (геометрический и буквенный варианты)», «Кто где спрятался», «Собери бусы», «Найди цифру и раскрась», «Вставь пропущенную цифру», «Повтори узор», «Найди спрятанные буквы», «Найди отличия», «Графический диктант», работа в развивающих тетрадках «Играя, учимся», дидактическая игра «Третий лишний», «Найди и обведи», «Положи в сундук», «Что перепутал Незнайка», «Посчитай и раскрась», «Найди и сосчитай», «Что лишнее», 

    1. Логическое мышление (3 часа) – повышение уровня развития логического мышления.

Практика: дидактическая игра «Накорми обезьян», «Математические раскраски», «Загадки», «Играем в слова», «Найди пару», «Послушай, запомни, ответь все ли верно», «Если бы», «Лишний предмет», «Классификация», «Что неправильно», «Кто непослушный», «Кто где живет», «Предметы», «Логические задачки», «Загадки про космос», «Что лишнее», «Истории в картинках», «Найди ошибку».

 

  • Развитие мелкой моторики – 16 часов.

3.1. Пальчиковая гимнастика и самомассаж (1 час) – обучение навыкам пальчиковой гимнастики и самомассажа пальцев и кистей рук как средства развития мелкой моторики рук и речи.

Практика:пальчиковая гимнастика, самомассаж, дидактическое упражнение «Раскраска Буквы», «Прописи Цифры», «Графомоторные дорожки», «Повтори по клеточкам», «Рисунки по клеточкам».

3.2. Лепка (5 часов) – знакомство с основами лепки из теста, пластилина и кинетического песка, развитие воображение и мелкой моторики рук, изготовление своими руками различных масс для лепки. 

Практика:лепка из пластилина, теста и кинетического песка различных тематических поделок; изготовление и лепка изделий на выбор ребенка из космической почвы, соленого теста, гипса, мокрого песка, заварного пластилина, шелковистого пластилина, крахмального песка, мучного песка.

3.3. Пальчиковый театр (2 часа) – обучение основам нетрадиционных техник рисования как одного из средств развития мелкой моторики рук и речи.

Практика: изготовление кукол для домашнего кукольного театра, постановка кукольного спектакля по мотивам русских народных сказок на выбор ребенка.

3.44. Рисование крупой (2 часа) – обучение основам нетрадиционных техник рисования как одного из средств развития мелкой моторики рук и речи.

Практика: задания «Рисуем крупой», «Пейзаж», «Букет цветов».

3.5. Рисование нитками (2 часа) – обучение основам нетрадиционных техник рисования как одного из средств развития мелкой моторики рук и речи.

Практика: нарезка нитей, задание «Картина из ниток».

3.6. Рисование пальчиками (2 часа) – обучение основам нетрадиционных техник рисования как одного из средств развития мелкой моторики рук и речи.

Практика: упражнения «Рисуем на манке», «Пальчиковые краски».

3.7. Конструирование из бумаги (2 часа) – обучение основам конструирования из бумаги, развитие мелкой моторики рук.

Практика:«Букашки», «Журавлик», «Жираф», «Животные», «Попугайчики», «Кораблики», «Поделки на основе фонариков», «Цветы на трубочке», «Цветы», 

 

  • Развитие речи – 9 часов.

4.1. Артикуляционная гимнастика (1 час) – развитие артикуляционного аппарата и речи.

Практика:упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка», «Барабан», «Качели», «Футбол», «Котенок», «Заборчик», «Качели», «Чашечка», «Парашютик», дидактическая игра «Скороговорки», «Артикуляционная азбука», «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», «Улыбка», «Лопаточка», «Заборчик», «Прятки», «Иголочка», «Ступеньки», «Горка», «Вкусное варенье», «Часики».

4.2. Словарный запас (2 часа) – пополнение активного и пассивного словаря.

Практика: лексическая тема «Откуда пришел хлеб», «Классификация транспорта», «Лето», «Семья», дидактические игры «Противоположности в стихах», «Насекомые», «о кои или о чем я рассказываю, догадайся», «Живые – неживые», «Кто как охотится и убегает от врага», «Кто то, что то?Отгадывай быстро», «Кто больше назовет действий», «Узнавание», «Подбор прилагательных», «Кто как передвигается», «Какой, какая, какое», «Назови одним словом», «Антонимы и противоположности».

4.3. Грамматический строй (1 час) – формирование навыков правильного склонения слов по падежам и числам, развитие грамотной речи.

Практика: упражнения «Учим предлоги», «Мой-моя», «Кем хочешь стать», «Кем (чем) был и кем (чем) будет», «Загадки Карлсона», «Что делают предметы».

4.4. Связная речь (2 часа) – формирование навыков пересказа, объяснения и описания, развитие речи.

Практика: дидактические игры «Стихи для тренировки речи», «Звукорежиссеры», «Встреча героев», «Новые сказки», Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка», «Радионяня: Правила хорошего тона», «Соблюдай порядок», «Куда ни пойдешь – предметы найдешь», «Отрицание», «Отгадай загадку про машину», «Азбука здоровья», «Азбука безопасности», «Истории в картинках».

4.5. Фонетика детской речи (1 час) – формирование навыков четкого произношения звуков и дикции, развитие речи и фонематического слуха.

Практика:дидактиче.ское упражнение «Профили звуков в картинках», настольные логопедические игры-занятия на постановку звуков «р, л, ч, щ, с, з, ш, ж», «Подарки для матрешек»

4.6. Чтение (2 часа) – формирование навыков беглого чтения и дикции.

Практика:дидактическая игра «Скороговорки», «33 скороговорки в картинках», «Картотека по окружающему миру», «Картотека Осень», «Картотека Наша Родина – Россия», «Стихи для тренировки речи».

 

  1. Заключительный раздел – 1 час.

5.1. Итоговое занятие (1 час) – подведение итогов, рефлексия.

Практика: обсуждение результатов обучения по программе, рефлексия.

 

Методическое обеспечение и техническое оснащение программы

 

Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. 

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов используются следующие приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, объяснительно-демонстративный, деятельностный, репродуктивный, отработка навыков, самостоятельная работа, обсуждение, рефлексия.

Перечень методических материалов:

— разработки педагога для обеспечения образовательного процесса (триз-задания, загадки, скороговорки, наглядные пособия, карточки с изображением птиц, животных, транспорта и т.д.;

— разработки информационного характера: буклеты, памятки, рекомендации, консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Познавательные способности и способы их развития», «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития речи»;

— образцы готовых изделий;

— отчёты по программе: фотоархив.

В качестве развивающего материала используется различные игрушки, имеющиеся в наличии дома у ребенка (мячик, тесто, пластилин, кинетический песок, конструктор «Лего», фигурки животных, машинки и т.д.).

Материалы и оборудование: клей канцелярский (либо ПВА, либо клей-карандаш), краски, альбом для рисования, различные виды картона и бумаги, нитки, краски, крупа, ножницы, простые и цветные карандаши, ручки шариковые и гелевые, фломастеры, пластилин, ластик, линейка).

Техническое оснащение программы. Рабочее место учащегося и учителя должно быть оборудовано мультимедийным компьютером и компьютерной периферией: веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками, сканером, принтером. 

На компьютерах учащихся и учителей должно быть установлено программное обеспечение необходимое для осуществления обучения: 

— общего назначения (антивирус, архиватор, «офисный» пакет, графический, видео-, звуковой редактор); 

— учебного назначения (в соответствии с изучаемыми курсами). 

Должен быть обеспечен доступ учащихся и учителей к ресурсам системы дистанционного обучения через сеть Интернет на скорости не ниже 512 Кбит/с. Для образовательной организации, на базе которой осуществляется обучение, должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с. 



Список использованной литературы

 

  1. Абраменкова В. «Воспитание игрой». – М. Лепта Книга, 2008.
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с. (Специальная психология.)
  3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.
  4. Яничева Т.Г. «Полезная книга для хороших родителей: ответы психологов на вопросы родителей». – Спб. Речь, 2006.
  5. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеразвивающих программ с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья». ОГАОУ «Белгородский институт развития образования». Белгород, 2015 66с.