автор: Коврыгина Елена Анатольевна

педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым

Технологическая карта и методическая разработка занятия по фортепиано

Технологическая карта урока по фортепиано

 

  1. Ф. И. О. учителя: Коврыгина Елена Анатольевна
  2. Предмет Фортепиано
  3. Базовая рабочая программа: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы фортепиано» Автор программы: Коврыгина Е.А., педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества»
  4. Класс (2 год обучения):            Дата:15.10.16г
  5. Тема: Работа над штрихами
  6. Цель урока: Совершенствование навыков игры штрихов legato, staccato
  7. Межпредметные связи: музыкальная литература.
  8. Ресурсы: фортепиано, стулья, подставки, нотная литература

 

Основные этапы организации УД Цель этапа Деятельность учителя Задания для учащихся Деятельность учащихся Формы организации УД учащихся

(Методы и приемы)

Планируемые результаты
Предметные УУД

(общего развития)

I.Вводная часть

1.1Организационный этап

1.2Разыгрывание

1.3Постановка темы и цели занятия 

Научить самостоятельно готовиться к уроку. Правильно сидеть за инструментом Освоить правильную аппликатуру в гаммах и научиться играть гаммы различными штрихами  Создает условия для включения учащегося в исполнительскую, познавательную деятельность. Организует учащегося на образовательный процесс, озвучивает тему и цель занятия. Занять рабочее место за инструментом, отрегулировать высоту подставок.  Исполнить гаммы. Учащийся готовится к занятию, регулирует подставки, садиться за инструмент, слушает название темы занятия, исполняет гаммы, слушает вопросы педагога и отвечает на них Практическое занятие (словесный,  слуховой, обсуждение, подготовка к проигрыванию) Умеет организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за инструментом исполнять гаммы соблюдая правильную аппликатуру Умеет взаимодействовать с педагогом, контролирует самоподготовку, правильность и полноту ответов.
II.Основная часть

2.1.Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

2.2 Введение нового материала

1.Проверить домашнее задание, выявить трудности и исправить их. 

2.Познакомить учащегося с творчеством композитора, разучить 1часть музыкального произведения разобрать 2-ю, отработать штрихи, аппликатуру 

1.Организует исполнение музыкальных произведений 

2.Рассказывает  учащемуся о творчестве композитора. Знакомит с музыкальным произведением, исполняет его, обсуждает характер, жанр музыкального произведения. 

Исполнить Этюды и музыкальные произведения заданные на дом.

2.Прослушать и проанализировать услышанное муз.произведение, дать характеристику.

Исполняет Этюды и музыкальные произведения заданные на дом.

2.Анализирует музыкальное произведение с целью определения музыкального жанра, характера. Исполняет музыкальное произведение

Словесный, слуховой, сравнение и обобщение, подготовка к проигрыванию муз.произведений. Может дать характеристику исполняемым проведениям,

умеет исполнить музыкальный материал

Контролировать  качество и чистоту своего исполнения

Умеет слушать в соответствии с целевой установкой принимать и сохранять учебную цель и задачи, оценивать правильность выполнения своих действий, уточнять высказанные мнения. 
III.Заключительная часть

3.1Рефлексия

3.2Домашнее задание

Мобилизовать учащегося на рефлексию.  Обсудить с учащимся результат проделанной работы. Что понравилось и получилось. На что обратить внимание. Дать домашнее. Задание Проанализировать что было проделано, как добивались результатов

Домашнее задание: учить «Этюды» «Старинную французскую песенку » по два такта, по фразам, в медленном темпе. Слушать свою игру и контролировать качество звучания

Анализирует исполняемые произведения, дает им характеристику. Обсуждает что получилось, и на что необходимо обратить внимание, какими способами отрабатывать дома. Словесный, слуховой, сравнение и обобщение, Умеет анализировать, обнаруживать неточности исполнения, осуществлять слуховой самоконтроль Умеет преодолевать трудности, развивается терпение, настойчивость

 

Методическая разработка занятия по фортепиано

Тема занятия: «Работа над штрихами»

Цель: Совершенствование навыков игры штрихов legato, staccato.

План занятия

1.Орагнизационный этап. Посадка за инструментом, определение темы урока, постановка учебных задач. Разыгрывание. Исполнение гаммы G-dur в прямом движении в две октавы штрихом legato, non- legato.

Задачи: слушать длинную выразительную мелодическую линию на legato, первый палец подкладывать незаметно, осторожно, чтобы не разрушить мелодическую линию. На non- legato учимся пальцы ставить глубоко, опора на кончике пальцев. Звук не должен быть грубым и резким. Мелодическая линия сохраняется в движении кисти.

2.Оснавная часть 

2.1 Проверка домашнего задания 

Исполнение К.Черни «Этюд» №1,2 из сборника 50 маленьких этюдов.

Выявление затруднений и работаем над их устранением. На примере этих этюдов показываю работу над формированием двигательного приема игры легато (позиционная игра в правой руке «Этюд №1» и в левой руке «Этюд №2», звук глубокий ровный без толчков). Начиная с медленного темпа, провожу работу по два такта, по фразам, добиваясь свободы, пластичности пианистических движений, постепенно формируя навык приспособления пальцев к естественному звукоизвлечению. Отдельно работаем над левой рукой. Нужно добиться ловкости движения рук и ровности звука. Во время работы над этюдами постоянно показываю исполнение отдельных элементов и сопровождаю игру словесными пояснениями. «Погружать пальцы без толчков», как бы почувствовать «дно» клавиши. Вести кисть по горизонтали не делать резких движений запястьем. Показ и последующее подражание ему  — один из способов усвоения навыка. Очень важен слуховой контроль. 

Учащийся должен не просто выполнять правильные движения, но и услышать, что правильные движения позволяют играть ровным, глубоким звуком. Слуховой контроль способствует осмысленному приспособлению рук к игре любого приема и помогает более плодотворно заниматься самостоятельно при подготовке домашнего задания.

Новый материал 

Беседа о композиторе и его творчестве, прослушивание отрывков из его произведений. 

Задачи: продолжение знакомства с творчеством композитора. Дальнейший разбор текста, совершенствование исполнения штрихов, аппликатуры. 

Учитель: Петр Ильич Чайковский(1840-1893) — великий русский композитор. За свою жизнь Чайковский написал большое количество произведений почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Самым любимым для него жанром была опера: «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др., а так же он писал балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и вместе с тем важное место в жизни композитора занимает симфоническая музыка: 6 симфоний, оркестровые сюиты, концерты, кантаты. Чайковский сочинил так же много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли (прослушивание отрывков из некоторых произведений). Он писал много разной взрослой, серьезной музыки. Но у него есть один уникальный сборник пьес специально для детей. Детский альбом, был написан П.И. Чайковским 1878г. и посвящен своему любимому племяннику Володе Давыдову. В альбом входят 24 маленькие пьесы, которые рисуют один день из жизни ребенка: его игра, прогулки, переживания, сказки, мечты, а так же картины русской природы. 

Работа с музыкальным материалом: «Старинная французская песенка» Работу начинаем с проверки домашнего задания. Д/з соединение первой части двумя руками. Учащийся играет. Выявляем затруднения. 

Учитель: На предыдущих уроках мы уже разбирали, что в правой руке затактовое начало мотива («тихий вздох»), плавное движение восьмых длительностей к длинной четвертной с точкой («стонущей» интонационной вершине). Пробуем играть учащийся играет правую руку, а учитель левую. 

Пробуем подобрать мелодию от разных нот.

Учитель: В левой руке Чайковский использует полифонической изложение, а именно двухголосие. Мы разложили партию левой руки на голоса.  Предположим что: «Бас – это сдержанный, мудрый старик. Тенор – женщина, сопрано — ребенок-сирота». Чем они занимаюся?

Учащийся: Я думаю: «Они бродячие музыканты. Которые сейчас отдыхают. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его слушают женщина и старик, которые сочувствуют ребёнку, размышляют о его судьбе. 

Учитель: «А теперь сыграй   левую руку, разложив голоса между руками (левая – бас, правая – тенор)»

Учитель: теперь соедини две руки и слушай бас и средний голос. Следи за тем, чтобы основная мелодия пьесы, которую ведет верхний голос, звучала ярче основных двух — среднего и басового (учащийся играет). Разбор II часть – каждой рукой отдельно. 

Учитель:  «А что же происходит во второй  части?»

Учащийся: «Мы видим, что мелодия утратила плавное движение»

Учитель:  Да, движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. Пицеккато на струне, необходимо зацепить каждую струну пальчиком, а правая рука поет. 

Учащийся: играет партию правой руки следя за штрихами и аппликатурой.

Учитель: Изменился характер аккомпанемента?

Учащийся: Длинные лиги сменило короткое стаккато («прерывистое дыхание»).

После разбора необходимо отработать правильную аппликатуру. 

3.Заключение  Закрепление пройденного При работе над штрихами требуются такие компоненты музыкального развития как, яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также их слуховое  развитие. Работа над гаммами, упражнениями, этюдами необходима для двигательно-технического развития учащихся. Что в свою очередь помогает учащимся не только овладеть необходимой техникой, но и умело, грамотно использовать аппликатуру, штрихи, динамику во встречающихся технических элементах в пьесах художественного содержания, для передачи их художественного замысла. 

Домашнее задание: Отработать аппликатуру в гамме, «Этюды» учить по два такта. «Старинная французская песенка» — прорабатывать по фразам, отрабатывать аппликатуру, штрихи, первую часть соединить двумя руками, вторая часть учить отдельно каждой рукой.