автор: Кожевникова Ольга Николаевна
Воспитатель МБОУ “УСОШ” СП.ДО “Детский сад “Кораблик”
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Воспитание правильного произношения звуков С и Ш в активной речи детей».
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.
Тема: «Воспитание правильного произношения звуков С и Ш в активной речи детей».
Тема: «Веселая прогулка».
Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная: закрепить правильное звукопроизношение звуков с и ш изолированно, в словах и фразах
Развивающая: продолжать развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Воспитательная: продолжать воспитывать умение слушать друг друга.
Материалы и оборудование: разрезные картинки: кота Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.
- Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.
Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).
«Улыбка – трубочка»
– Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
– Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.
«Качели»
– Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.
«Чашечка»
– Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим,
Крепче, крепче, крепче.
Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть
(глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой.
- Основная часть.
Воспитатель: Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (Воспитатель вставляет картинки Матроскина и Шарика). Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.
Воспитатель: – Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?
Ответы детей.
Воспитатель: – Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать.
Игра «Замени звук»
Воспитатель: я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком [С], а вы замените на звук [Ш], например са – ша.
Со – Шо Су – Шу Сы – Шы Си – Ши
– Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Звуковой кубик».
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз-сюда, два-туда
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали
Раз, два заниматься нам пора!
Игра «Звуковой кубик» Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком [Ш], а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука [С].
Воспитатель: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем.
Са-са-са – это хитрая лиса
Су-су-су – и живет она в лесу
Сы-сы-сы – много дела у лисы
Со-со-со – она крутит колесо
Ша-ша-ша – наша Маша хороша
Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо
Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу
Ши-ши-ши – каши ешьте малыши
Игра «Исправь ошибку»
Воспитатель: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.
Мама положила кассу – Мама положила кашшу
У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка
Максим надел ссорты – Максим надел шшорты
У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка
– Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику.
Ответы детей.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски. (Дарит раскраски кота и пса). Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.
Дети: До свидания!