Автор: Козадаева Ульяна Владимировна

музыкальный руководитель бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — Нюксенский детский сад»

Конспект образовательной деятельности с детьми «Вылечим песенку»

Конспект образовательной деятельности с детьми

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Направление «Музыкальная деятельность»

Дата проведения: 22.01.2020 год.

Тема занятия: «Речь в вокальном исполнительстве детей с ОВЗ».

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет).

Форма организации детей на занятии: фронтальная.

Количество детей: 14 человек.

Вид занятия: доминантное с уклоном на вокально-хоровое исполнительство и творчество.

Цель: развитие речи в вокально-хоровом исполнительстве у детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Формировать у детей речевые и певческие навыки; 
  2. Развивать вокально — хоровую технику: артикуляцию, дикцию, чистое интонирование, выразительность;
  3. Воспитывать у детей любовь и интерес к вокально-хоровому исполнительству и творчеству;

Музыкальное оборудование и реквизит: ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, мяч, самолет (игрушка), схема качественного исполнения песни, иллюстрация к  игровому распеванию «Стрекоза и рыбка», мнемотаблица к песне.

Музыкальный материал: Н.Леви «Марш», Е.В.Кислицына Упражнение-приветствие «Мы начнем», М.Ю. Картушина «Сидит дед», А.Евтодьева «Предварительная распевка», игровое распевание «Стрекоза и рыбка», А.Евтодьева «Зимушка хрустальная», муз.Филиппова, сл.Степанова «Детство».

Ход ООД:

  1. Звучит музыка «Марш» Н.Леви (Дети входят в зал друг за другом. Маршируют: энергичный, бодрый шаг/4 тихих шага на месте с хлопками. Останавливаются лицом в круг.
  2. Приветствие «Мы начнем» (автор Е.В.Кислицына)

           Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Муз.рук.: 1. Рада видеть вас, друзья, на занятии у себя.

Добрый день! Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень!

Идем по кругу, взявшись за руки

  1. Вы готовы начинать песни петь и танцевать?

Так начнем? Дети: Да, начнем и покружимся вдвоем.

Кружатся парами

  1. Рада видеть вас, друзья, на занятии у себя.

Добрый день! Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень!

Идем по кругу, взявшись за руки.

 

Муз.рук.:  Ребята, обратите внимание: к нам на занятие пришли гости! Давайте мы с ними поздороваемся!  (Дети поют Б53 вверх: «Здравствуйте, гости!»).

Муз.рук.:       Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

                        Здравствуй!» —  улыбнется он в ответ.

                        И, наверное, не пойдет в аптеку

                        И здоровым будет много лет!

 

Давайте познакомимся с гостями, расскажем (пропоем и прохлопаем) как вас зовут (дети по кругу передают сердечко, пропевают уменьшительно-ласкательные имена на Б53 вниз).

Муз.рук.:  А сейчас послушайте загадку:

                    Он забавный и смешной, вместе скачет он со мной 
                    Ловко прыгает  как зайчик — разноцветый, круглый……  (мячик)
  1. Упражнение с мячом «Прыг, скок» (на высокие и низкие звуки).

Цель:  координация слуха и голоса, выработка быстроты реакции голоса.

Муз.рук.:  Следующая загадка:

                  Очень быстро в небе мчится удивительная птица,

                   Ввысь летит на ней пилот. Это птица….. (самолет)

  1. Упражнения «Самолет»:

— превращаемся в пилотов и летим на самолете по кругу, пропевая звук «У»;

— самолет приближается/улетает;

— самолет сломался/заболел (произносят звук «у», ударяя себя в грудь);

— самолет летит волной (повышая/понижая высоту);

— самолет поправился («летят» по кругу, пропевая звук «у», садятся на места);

Цель: увеличение продолжительности выдоха, развитие силы и гибкости голоса, грудного резонатора.

  1. Пальчиковая гимнастика (на стульчиках):

а). «Мама»

Мама, мама!                     (указательные)

— Что, что, что?                 (мизинцы)

— Гости едут.                     (указательные)

— Ну и что!                        (мизинцы)

— Здрасьте, здрасьте!       (средние и безымяные в «замок»)

— Чмок, чмок, чмок!         (пальчики «целуются»)

— Здрасьте, здрасьте!        (средние и безымяные в «замок»)

— Чмок, чмок, чмок!         (все «целуются)

        Цель: развитие  мелкой моторики рук для  развития речи детей дошкольного возраста.

  1. Ритмодекламация «Хвостатый, хитроватый»
— Эй, хвостатый, хитроватый!

Это ты в ветвях повис?

— С-ссссссссссс!

— Эй, хвостатый, хитроватый!

Это ты в траве шуршишь?

— Ш-шшшшшшшшш!

— Эй, хвостатый, хитроватый!

Не боюсь твоих «шу-шу»!

— У-ку-шу!

Хлопки

Потряхивание кистей

Палец к губам

Хлопки

Потереть ладошки

Палец к губам

Хлопки

Погрозить пальцем

«Зубы» из кистей рук

            Цель: развитие чувства ритма, длительного выдоха, артикуляции.

            Муз.рук.:  Ребята, послушайте какое аудио письмо мне пришло на электронную почту. Это плачет наша песенка. Она заболела, нам нужно срочно ее вылечить. Что нужно для того, чтобы песенка поправилась и зазвучала правильно, звонко и всем понравилась? (Показать схему качественного исполнения песни). (Ответы детей:  нотки – чисто спетая мелодия, А – хорошая дикция, сердце – выразительное исполнение)

Муз.рук.:  Нам нужно выполнить все три условия: 

— спеть все нотки в мелодии правильно и чисто; 

— отчетливо произнести все звуки, текст; 

— выразительно исполнить произведение. 

— Что нам помогает проговаривать (пропевать) все звуки? (конечно, это наш язычок, губы, щечки).  Давайте мы их разбудим  гимнастикой. 

  1. Артикуляционная гимнастика (для язычка и губ):

а).  «Часики» (язык влево и вправо)

б). «Массаж» (Язычок покажись и зубов не страшись!) Покусывание языка зубами.

в). «Приборка» (Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь!) Языком водить по зубам.

г). «Укольчики» (Вправо, влево, вверх, вниз – язычок, не ленись!) Укольчики в щеки и губы.

д). «Лопатка»  (Язычок покажись и зубов не страшись!) Показать язык «лопаткой».

е). «Вкусная конфетка!» (облизать языком губы)

ж). (А зубы-то, а зубы – кусают даже губы!) Покусывание губ.

з). «Улыбка», «Обида» (А губы то хохочут, то сильно обижаются!) 

и). «Хобот» (вытянуть губы вперед трубочкой)

к). «Улыбка» (застыть в улыбке)

л). «Машина» (движения губами)

м). «Лошадка» (цокание на «О», «И»)

н). «Удивление» (возглас на букву «О»)

о). «Испуг» (широко открыв рот, крик на букву «А»)

        Цель: развитие артикуляционного аппарата.

  1. Муз.рук.: А теперь пришла очередь проверить прямые ваши спинки, красиво ли стоят ножки, прибраны ли ручки. (Пение попевки М.Ю.Картушиной «Сидит дед, ему сто лет»)

       Цель: формирование правильной посадки детей.

Сидит дед, ему сто лет. 

А мы детки маленькие, 

у нас спинки пряменькие.

  1. Вокальное упражнение перед распеванием.

   Цель: развитие вокально-хоровых навыков, благоприятный настрой перед пением.

Перед пением, друзья, разогреем голоса. Высоко мы будем петь? (да)

Средним тоже бы суметь. Ну а низким петь не будем, мы о низком позабудем.

Петь красиво начинаем, и к распевкам приступаем!

 

  1. Игровое распевание «Стрекоза и рыбка»

   Цель: развитие артикуляционных, вокально-хоровых навыков, благоприятный настрой перед пением.

        Муз.рук.:  Мы сейчас посмотрим на иллюстрацию, назовем героев распевки, исполним выразительно всей группой и диалогом подгруппами.

Стрекоза: Что сидишь ты там на дне? Выходи летать ко мне!

Рыбка: Ах, летать я не могу, просто плаваю в пруду.

— Ребята, высокий и средний голос мы не оставляем на картинке, а забираем с собой в песенку!

  1. Пение песни А. Евтодьевой «Зимушка хрустальная»

        Цель: развитие вокально — хоровой техники: артикуляции, дикции, чистого интонирования, выразительности;

           Муз.рук.: Скажите, что нужно сделать при пении, чтобы песенка зазвучала  выразительно? (ответы детей), звонко? (нужно открывать рот при пении) Показать картинку с песенкой в домике. (На картинке песенку сравниваем с птичкой, которая не может вылететь из домика). Давайте освободим песенку, выпустим ее на волю, пусть она летит как можно дальше!

  1. Угадывание и пение песни «Детство» (муз. Е.Филиппова, сл. В Степанов)  по мнемотаблице.

Цель: развитие памяти, мышления, вокально-хоровых навыков

 

           Муз.рук.:  Посмотрите на картинки, что-то на них зашифровано? Я не могу понять. Помогите мне!  (Дети, рассматривая мнемотаблицы, отвечают на вопрос, расставляют картины по порядку) 

  1. Рефлексия. 

Цель: самоанализ деятельности и ее результатов, самоконтроль.

           Муз.рук.: Ребята, как вы думаете, сумели мы вылечить песенку? Она не будет больше плакать? (ответы детей). Что мы сделали на занятии для того, чтобы песенка поправилась? (ответы детей). Я благодарю вас за работу и награждаю вас орденами четкой дикции.

  1. Выход детей из зала под музыку.

 

Муз.рук.: 1. Рада видеть вас, друзья, на занятье у себя.

Добрый день! Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень!

Идем по кругу, взявшись за руки

  1. Вы готовы начинать песни петь и танцевать?

Так начнем? Дети: Да, начнем и покружимся вдвоем.

Кружатся парами

  1. Рада видеть вас, друзья, на занятье у себя.

Добрый день! Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень!

Идем по кругу, взявшись за руки.

 

—————————————————————————————————————-

 

 Муз.рук.:       Здравствуйте! – ты скажешь человеку.  

                        Здравствуй!» —  улыбнется он в ответ.

                        И, наверное, не пойдет в аптеку 

                        и здоровым будет много лет!

 

————————————————————————————————————

 

                     Он забавный и смешной, вместе скачет он со мной 
                    Ловко прыгает  как зайчик — разноцветый, круглый……  (мячик)

——————————————————————————————————-

                   Очень быстро в небе мчится удивительная птица,

                   Ввысь летит на ней пилот. Это птица….. (самолет)

 

а).  «Часики» (язык влево и вправо)

б). «Массаж» (Язычок покажись и зубов не страшись!) Покусывание языка зубами.

в). «Приборка» (Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь!) Языком водить по зубам.

г). «Укольчики» (Вправо, влево, вверх, вниз – язычок, не ленись!) Укольчики в щеки и губы.

д). «Лопатка»  (Язычок покажись и зубов не страшись!) Показать язык «лопаткой».

е). «Вкусная конфетка!» (облизать языком губы)

ж). (А зубы-то, а зубы – кусают даже губы!) Покусывание губ.

з). «Улыбка», «Обида» (А губы то хохочут, то сильно обижаются!) 

и). «Хобот» (вытянуть губы вперед трубочкой)

к). «Улыбка» (застыть в улыбке)

л). «Машина» (движения губами)

м). «Лошадка» (цокание на «О», «И»)

н). «Удивление» (возглас на букву «О»)

о). «Испуг» (широко открыв рот, крик на букву «А»)

 

               Детство

  • По солнышку ромашек, 

По небу незабудок

Шагает детство наше,

Простое, словно чудо.

       Припев:

Детство, детство,

Ты цветущий луг.

Солнцу, счастью, миру

Лучший друг.

  • Воздушный шар летящий

И шар земной похожи.

Так пусть же тот, кто старше,

Тот младшему поможет.

  • Давайте, словно чудо,

Беречь планету нашу

Для неба незабудок

Для солнышка ромашек