автор: Козина Юлия Александровна

учитель МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска

Мастер-класс «Задания на логику и внимание как способ формирования УУД на уроках русского языка»

Мастер-класс

«Задания на логику и внимание как способ формирования УУД на уроках русского языка»

СЛАЙД 1 Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Юлия Александровна Козина, я учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска.

 

СЛАЙД 2 Посмотрите на экран. Прочитайте, пожалуйста, строку:

 

ЗАСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

 

Так где же мы с вами, учителя русского языка, поставим здесь запятую? (ответы учителей) Конечно же после слова «нельзя» (анимация на слайде, появляется запятая), ведь на сегодня твердо установлено, что единственным каналом для перехода внешней информации в мозг человека является его собственная учебная деятельность. Общество 21 века и ФГОС второго поколения ставят перед нами, современными учителями, задачу выпустить из школы человека не столько «обученного», сколько «обучаемого», способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

 

На каждом уроке мы должны формировать у наших учеников Универсальные Учебные Действия, то есть, по сути, умение учиться. Сказать легко, сделать сложнее. Как же можно современных детей, у большинства из которых на первом месте общение в социальных сетях и виртуальные игры, а учеба хорошо если на втором, привлечь к учебе? Ответ мы видим всё на этом же слайде (анимация по щелчку – подчеркнуть) – заинтересовать, предложить что-то такое, что будет и интересно ребёнку, и станет «помощником» учителю. Я считаю, что на уроках русского языка таким средством формирования УУД служат задания на логику и внимание. О них сегодня и пойдёт речь.

 

СЛАЙД 3 Психолог Лев Выготский отмечал, что развитие логического мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., по словам Даниила Борисовича Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Проверим эти высказывания на практике?

 

СЛАЙД 4 Предлагаю вам несколько коротких заданий на логику и внимание, которые могут использоваться на уроках русского языка в 5-6 классах.

 

Посмотрите на экран. Перед вами ряд букв:

ЧТЕНИЕВОТЛУЧШЕЕУЧЕНИЕ

Правильно расставив пробелы и знаки препинания, мы получим известное изречение великого русского писателя А.С. Пушкина. Догадались, какое? Прочтите его, соблюдая интонацию. Желающие?

 

СЛАЙД 5 Теперь предлагаю вам ряд анаграмм. Я считаю, что если мы составим из них слова, то одно окажется лишним. Подумайте, вы со мной согласны? Если необходимо, на столах листы и письменные принадлежности, которые вы можете использовать.

 

БНИЧЕКУ   ГАКНИ РТАПА   СКАДО

УЧЕБНИК   КНИГА ПАРТА    ДОСКА

 

Какие же слова получились и какое из них лишнее? Правильно, это слово «УЧЕБНИК». Почему? (мужской род, а остальные – женский; 2-е склонение, а остальные – 1-е; 3 слога, а остальные – два).

 

СЛАЙД 6 А сейчас задания посложнее.

В конвертах, которые я вам раздам, одна из самых любимых моими шестиклассниками головоломок — «Найди слова», включающая в себя поиск определенных слов в сетке букв и дополнительные задания к ним. В течение 6 класса я использовала её на уроках по темам «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе», «Несклоняемые имена существительные», при подготовке к контрольной работе по имени существительному. Также буду использовать в ближайшее время после изучения разрядов прилагательных.

Предлагаю вам разбиться на 2 (3, 4 – по количеству присутствующих) команды.

 

СЛАЙД 7 (Раздать конверты) Итак, вскройте первый конверт. Как я уже говорила, вам для начала предстоит в сетке с буквами найти имена существительные, затем распределить их по соответствующим столбцам таблицы. Искать вы можете по вертикали и горизонтали. На это вам будет дано 3 минуты, пока звучит музыка. Как вы считаете, задание легкое? Вы с ним справитесь без труда? Приступайте (включить музыку).

 

Справились? Давайте проверим. Первая команда зачитает нам свои получившиеся столбики, а остальные дополнят их или поправят.

 

Слушаем ответы.

 

Если обратили внимание, подобные задания не только заставляют задействовать внимание и активизировать имеющиеся теоретические знания, но и проверяют орфографические навыки: не знающие правописания словарных слов «солнце» и «шоссе» ребята могут легко попасться (они в сетке с ошибками).

 

СЛАЙД 8 Теперь пришла очередь конверта №2. Открывайте его. Что вы видите перед собой? (пустую сетку для букв и чистый лист) Вы догадываетесь, что вам предстоит сделать? (Составить своё задание) А с этим заданием вы справитесь также легко, как с предыдущим? (Пожалуй, нет) Помимо внимания и имеющихся знаний, с которыми, я уверена, у вас проблем нет, придётся к этому занятию подключить ещё и фантазию. Здесь наши ученики, пожалуй, дадут нам фору. Но всё же давайте попробуем, пока звучит ещё одно произведение мировой классики. Ответы писать не надо.

 

Получилось? Обменяйтесь с соседом своим заданием. Сможете разгадать?

 

СЛАЙД 9 (таблица) Вы отлично справились со всеми заданиями, поздравляю! Мне же остаётся сказать, что логические задания и задания на внимание использовать можно на практически любых типах урока по ФГОС (от урока «открытия нового знания» до урока контроля) и на практически любом этапе. Также подобные логические упражнения, распечатанные на карточках, могут быть использованы и в качестве индивидуального домашнего задания. Замечу, что есть и ещё один плюс — в плане подготовки подобные задания не занимают много времени.

 

СЛАЙД 10 И завершить свой мастер-класс мне бы хотелось словами Нисаргадатты Махараджа «Единственная достойная помощь — это освобождение от нужды в дальнейшей помощи».

 

СЛАЙД 11 Спасибо за внимание!

 

Ни одному великому уму,

Познавшему учительскую прыть,

Не удалось открыть глаза тому,

Кто сам не захотел бы их открыть.

И. Губерман