автор: Кокорева Татьяна Валентиновна
педагог дополнительного образования МАУ ДО “Центр внешкольной работы”
Дополнительная общеразвивающая программа “Юный инспектор дорожного движения”
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный инспектор дорожного движения»
Возраст обучающихся – 10-15 лет
Срок реализации программы – 3 года
Уровень-базовый
Составитель:
педагог дополнительного образования
Кокорева Татьяна Валентиновна
п. Панковка
2021
Пояснительная записка.
Программа «Юный инспектор дорожного движения» является адаптированной и разработана на основе авторской программы педагога дополнительного образования Л.А. Кравченко «Юный инспектор движения».
Актуальность
Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей во всех странах. Участие человека в дорожно-транспортном происшествии – всегда большое несчастье.
Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма и опыт работы со школьниками показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Самое важное – научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин. Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение Правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности на дороге.
Все это стало предпосылками к разработке программы для детей «Юный инспектор дорожного движения».
Данная программа относится к социально-педагогической направленности.
Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована детям 10-15 лет, т.к. у них зачастую отсутствует позитивный стереотип разумного поведения на дороге. Объем программы 432 часа (1-й год – 144 ч., 2-й год -144 ч., 3-й год -144 ч.). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Программа состоит из 4-х разделов:
- «Изучение ПДД»;
- «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим»:
- «Агитационно-массовая работа»;
- «Вождение велосипеда» (для 2-го и 3-го года обучения).
Программа предполагает не только проведение академических занятий, но и использование активных нестандартных форм работы через коллективно – творческую деятельность.
Цель программы: создание условий для обучения безопасному поведению на дорогах и улицах и предотвращение ДТП с участием детей и подростков.
Основные задачи:
– повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
– формировать у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения;
– формировать навыки оказания первой медицинской помощи;
– совершенствование практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Темы и разделы каждого года обучения взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний, группы детей 1- го года обучения набираются без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих.
Формы проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки учащихся и их возрастных особенностей. Это
- Беседы;
- Экскурсии к перекрестку и по улицам города;
- Моделирование дорожных ситуаций на площадках;
- Просмотр видеофильмов;
- Соревнования;
- Конкурсы;
- Ролевые игры;
- Видеотренинги.
Занятия включают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку, подвижные игры и эстафеты.
Занятия проходят в групповой и подгрупповой форме
Формой подведения итогов реализации программы
В ходе реализации программы предусмотрена промежуточная (по итогам первого полугодия, и в конце учебного года) и итоговая (в конце обучения) аттестация учащихся, которая проходит в форме: выступление агитбригады, собеседование, тестирование.
Ожидаемые результаты
1 год обучения.
учащиеся должны знать:
- Основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения;
- Обязанности пешеходов и пассажиров;
- Значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;
- Назначение дорожной разметки;
- Подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;
- Знаки: «Обгон», « Встречный разъезд»:
- Основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
Должны уметь:
- Самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
- Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;
- Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;
- Соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;
- Правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;
- Оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
2 год обучения.
Учащиеся должны знать:
- Основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;
- Правила дорожного движения – нормативный документ;
- Типы светофоров и их сигналы. Методы и системы управления светофорами;
- Группы знаков и их назначение;
- Требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
- Требования безопасности при вождении мотоцикла;
- Расположение транспортных средств на проезжей части;
- Скорость движения;
- Проезд перекрестков;
- Обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
- Первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке;
- Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.
Должны уметь:
- Ориентироваться в дорожных ситуациях;
- Управлять велосипедом;
- Решать ситуационные и другие задачи с применением макетов и без них по Правилам дорожного движения;
- Применять приемы оказания первой помощи;
- Проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме;
- Выпускать памятки безопасности, стенгазеты.
3 год обучения.
Учащиеся должны знать:
- Причины и последствия дорожно-транспортного происшествия;
- Конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;
- Правовое воспитание пешеходов;
- Организацию и регулирование дорожного движения;
- Сложные ситуации на дороге и перекрестке;
- Правила оказания первой помощи в пути, при дорожно-транспортном происшествии;
- Содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи и назначение средств. в нее входящих;
- Историю дорожного движения.
Должны уметь:
- Применять приемы самосохранения при возможном попадании в дорожно-транспортное происшествие и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортных средств;
- Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
- Уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для водителей категории А (вождение мотоцикла);
- Проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и родителей;
- Выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.
- Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | – | 2 |
2 | Изучение ПДД | 52 | 44 | 96 | 38 | 43 | 81 | 60 | 20 | 80 |
3 | Оказание первой медицинской помощи | 6 | 4 | 10 | 3 | 5 | 8 | 2 | 6 | 8 |
4 | Агитационно-массовая работа | 4 | 26 | 30 | 5 | 33 | 38 | 15 | 25 | 40 |
5 | Фигурное вождение велосипеда | – | 10 | 10 | – | 8 | 8 | |||
6 | Промежуточная и итоговая аттестация. | 3 | 3 | 6 | 4 | – | 4 | 4 | 2 | 6 |
Итого: | 66 | 78 | 144 | 52 | 92 | 144 | 83 | 61 | 144 |
1 год обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2 | Изучение ПДД.
Основные понятия и термины, используемые в правилах. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками. Дорожные знаки, разметка. Расположение транспортных средств на проезжей части. Скорость движения. Правила дорожного движения для велосипедистов. |
96
8 28 18 12 14 8 8 |
52
6 14 9 8 8 4 3 |
44
2 14 9 4 6 4 5 |
3 | Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах. | 10 | 6 | 4 |
4 | Агитационно-массовая работа
в детских садах, начальных классах. Участие в массовых мероприятиях среди сверстников |
30
20 10 |
4
4 – |
26
16 10 |
5 | Промежуточная и итоговая аттестация. | 6 | 3 | 3 |
Итого: | 144 | 66 | 78 |
2 –й год обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Из них | |
Теор. | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 3 | 2 | 1 |
2 | Изучение ПДД.
Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми. Пешеходы на дороге. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки, разметка. Требования к движению велосипедистов и мопедов. Скоростной режим. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств. Проезд перекрестков. Движение через железнодорожные пути. |
81
3 14 11 8 5 12 14 11 3 |
38
3 3 – 3 3 7 10 6 3 |
43
– 11 11 5 2 5 4 5 – |
3 | Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях
Переломы. Травматический шок. Правила наложения стерильных повязок. |
8
3 3 2 |
3
1 1 1 |
5
2 2 1 |
4 | Агитационно-массовая работа.
Беседы, игровые программы. Выпуск стенгазет, молний |
38
33 5 |
5
3 2 |
33
30 3 |
5 | Фигурное вождение велосипеда | 10 | – | 10 |
6 | Промежуточная аттестация. Контрольные диагностические срезы. | 4 | 4 | – |
Итого: | 144 | 52 | 92 |
3–й год обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Из них | |
Теор. | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | – |
2 | Изучение ПДД.
Ответственность за нарушение ПДД. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение по трамвайным путям попутного направления. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Остановочный путь транспорта. Встречный разъезд. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков. Движение через железнодорожные пути и по автомагистралям. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств. Перевозка людей. Ответственность за нарушение ПДД. |
80
3 10 4 4 4 4 6 9 6 6 6 6 6 6 |
60
3 8 2 2 2 2 4 7 4 5 5 5 5 6 |
20
– 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 – |
3 | Первая медицинская помощь при травмах.
Способы искусственной вентиляции легких. Транспортировка пострадавших. Содержание автомобильной аптечки и назначение средств. |
8
2 2 2 2 |
2
1 1 |
6
1 2 2 1 |
4 | Агитационно-массовая работа.
Занятия в школе светофорных наук. Игровые программы и соревнования. Выступления с рефератами. Выпуск стенгазет, телепередач. |
40
10 12 6 12 |
15
3 3 6 3 |
25
7 9 – 9 |
5 | Фигурное вождение велосипеда. | 8 | – | 8 |
6 | Промежуточная и итоговая аттестация. | 6 | 4 | 2 |
Итого: | 144 | 83 | 61 |
- Содержание программы
Содержание программы 1-го года обучения.
- Изучение ПДД.
- Анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия, их причины в районе.
- Основные понятия и термины, используемые в правилах.
- Обязанности пешеходов.
- Обязанности пассажиров.
- Сигналы светофора и регулировщика
- Дорожные знаки.
- Дорожная разметка.
- Скорость движения.
- Правила дорожного движения для велосипедистов.
- Первая доврачебная помощь.
- Понятие о ранах.
- Виды кровотечения и их характеристика.
- Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении, укусах.
- Пропаганда Правил дорожного движения.
- Агитационно-массовая работа.
- Игровые программы: «Зеленый огонек», «Знайте правила дорожного движения как таблицу умножения. Беседа «А зеленый впереди – осторожно проходи».
- Участие в массовых мероприятиях.
- Районные соревнования: «Безопасное колесо». Конкурс знатоков Правил дорожного движения.
- Диагностика.
- Начальная диагностика. Промежуточная и итоговая аттестация.
Содержание программы 2-го года обучения.
- Изучение ПДД.
- Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествия с детьми.
- Пешеход на дороге. Обязанности.
- Правила для пассажиров. Обязанности.
- Сигналы светофора и регулировщика.
- Дорожные знаки.
- Дорожная разметка
- Требования к движению велосипедистов.
- Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения.
- Фигурное вождение велосипеда.
- Расположение транспортных средств на проезжей части.
- Скорость движения.
- Обгон.
- Остановка и стоянка.
- Проезд перекрестков.
- Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
- Понятие о переломах.
- Виды транспортных шин.
- Понятие о травматическом шоке, фазы его течения.
- Основные признаки и степени его тяжести.
- Профилактические мероприятия для предупреждения шока, первая медицинская помощь.
- Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.
- Наложение повязок на палец, суставы, промежность, голень, стопу.
- Агитационно-массовая работа.
- Беседа « Твой друг – велосипед».
- Игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Авторинг», «Когда поют светофоры» и др.
- Викторины: «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы пассажиры».
- Выпуск стенгазет, боевых листков, молний.
- Фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда.
Содержание программы 3-го года обучения.
- Изучение ПДД.
- Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
- Состояние безопасности дорожного движения в районе.
- Расположение транспортных средств на проезжей части.
- Движение по трамвайным путям попутного направления.
- Мотоциклист на дороге.
- Остановочный путь транспорта.
- Встречный разъезд.
- Остановка и стоянка.
- Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки.
- Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный переход.
- Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
- Движение через железнодорожные пути.
- Движение по автомагистрали.
- Приоритет маршрутного транспортного средства.
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
- Перевозка людей в кузове грузового автомобиля, перевозка групп людей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла.
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
- Ответственность за нарушение правил дорожного движения.
- Первая медицинская помощь при травмах и переломах.
- Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба, и сотрясения головного мозга, растяжение связок и вывих суставов. Первая помощь при них.
- Способы искусственной вентиляции легких.
- Правила наложения стерильных повязок.
- Транспортировка пострадавших при ранениях.
- Пропаганда правил дорожного движения.
- Занятия в школе светофорных наук по темам: «Мы – пешеходы», «Наши верные друзья», «Твой друг- велосипед».
- Игровые программы: «Автогородок», «ЮИД – лото», «За безопасность всей семьи».
- Районные соревнования «Безопасное колесо», «Дорожная безопасность».
- Выступления с рефератами по темам: «Автомобиль и экология», «На дороге – не в комнате, об этом всегда помните», «История правил дорожного движения».
- Выпуск стенгазет, памяток безопасности, молний.
- Участие в телепередачах.
- Методическое обеспечение программы
Содержание программы имеет концентрическое построение, состоит из трех уровней сложности:
Первый этап – дается общее значение правил дорожного движения, второй этап – углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий этап – умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.
Организация образовательного процесса строится с использованием игровых технологий и системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии. В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы. Деятельность объединения строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении – практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в библиотеке); наглядный ( изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации программы позволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых школьных мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:
- Встреча конкурс «Твоя дорога в школу»
- Игра-путешествие «Волшебный автобус»
- Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, выпуск информационных листков, газет, изготовление плакатов, наглядных пособий поделок-сувениров и т. д.)
- Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.)
- Деловая и ролевая игры: я – регулировщик, я- пешеход, – водитель, -пассажир, я- нарушитель и т. д.
Критериями выполнения программы служат:
- стабильный интерес учащихся к изучению, выполнению и пропаганде ПДД;
- массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности;
- результативность по итогам районных и областных конкурсов;
- проявление самостоятельности.
- Списки литературы.
для педагогов
- Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. – М.: Физкультура и спорт,1990.
- Бабаев А. 58651 погибли за год. Выживем ли в автомобильной войне // за рулем. 1990 г. №6.-С.1-3.
- Правила дорожного движения РФ с изм. 2010г.
- Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России.- М.,2008.
- Федеральный закон « О безопасности дорожного движения от 30.12.2001 с изм и доп.
- “В лучах светофора”. Автор Л.И. Жук Изд. ООО “Красико-Принт”2003г.
- Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. Изд. 4-е Феникс 2008г.
- Правила дорожного движения РФ по состоянию на 1 декабря 2006г. ООО”Изд-во АСТ”
- Учебно-методическое пособие «Экзамен в ГИБДД». – М, ООО «Изд.”Оникс» , 2008
- Дети и дорога: Методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. Часть II –М.2004г.
для учащихся
- Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов, – М.: ООО «ГринАритВидио», 2007.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом» – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2006
- Юрмина Г.Н. «Светофор», – М.: «ВАКО», 2006
Для осуществления образовательной деятельности необходимы следующие материально-технические условия :
-стол ученический |
-стул ученический |
-проектор |
-настенный экран для проектора |
-велосипеды |
-медицинское материалы |