Автор: Колисниченко Анастасия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 «Солнышко», п. Краснобродский

«Проведение физкультурных досугов – эффективные формы физического развития дошкольников»

Кемеровская область Краснобродский городской округ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Солнышко» посёлка Краснобродского

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему: «Проведение физкультурных досугов – эффективные формы физического развития дошкольников»

Подготовила:  Колисниченко А.С., 

                                    воспитатель

Краснобродский

2021

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. При проведении организации досугов и развлечений, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Физкультурный досуг — одна из форм активного отдыха детей, предполагает постановку акцента на применение физических упражнений и подвижных игр во взаимодействии с детьми. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения,создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т. д.

Физкультурный досуг проводиться в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы, как в помещении, так и на воздухе. К месту, где собираются провести спортивное мероприятие, предъявляются требования как санитарно-гигиенические, так и эстетические. Если это на улице, то с участка необходимо убрать всё, что угрожает здоровью ребёнка,а к украшению следует приобщить детей: использовать их поделки, рисунки — словом, всё, что они делают на занятиях изобразительной деятельности. Рекомендуется проводить его в вечернее время 16-17 часов, в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).

Длительность:

  • младшая и средняя группы – 20-30 мин;
  • старшая группа — 35-40минут;
  • подготовительная группа – 40-50 минут.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации:

Первый вариант. Комбинированные (сочетание разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений). Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей.

Второй вариант. На основе спортивных игр. Физкультурный ДОСу гможет состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга и строятся в две колонны (команды). Капитаны команд подходят к судье (воспитателю), приветствуют друг друга. Воспитатель дает задание.

Третий вариант. На основе спортивных упражнений. Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку.

Четвертый вариант. На основе подвижных игр, аттракционов, забав (не требует сложного инвентаря).

Пятый вариант. Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности и т. д.).

Физкультурный досуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую инициативу, воображение музыкальный слух.

Задачи физкультурного досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах. Подбирая материал, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения (схема ф/досуга):

  1. Приглашение детей на спортивную площадку.
  2. Игровые задания для всей группы (пройти по мостику, пробежать змейкой между деревьями и кустами).
  3. Подвижная игра.
  4. Сюрпризный момент.
  5. Выполнение общеразвивающих упражнений.
  6. Обще групповые упражнения в разнообразных основных движениях (ходьба и бег на четвереньках, подлезание).
  7. Подвижная игра.
  8. Игра малой подвижности.

В средней группе необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения; так же следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например, игра «Кто быстрее наполнит корзинку шишками», «Чья команда быстрее построится», и т. п. (схема ф/досуга):

  1. Сюрпризный момент (телеграмма, встреча с литературными героями).
  2. Игровое задание для всей группы
  3. Игровое упражнение для всей группы
  4. Хороводная игра.
  5. Соревнование двух команд (упражнения в равновесии и метании в горизонтальную цель, гонки на санках и т. д.).
  6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.

При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности, так же проводить досуги в сюжетной (тематической) форме. В этом возрасте дети обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование (схема ф/досуга):

  1. Приветствие команд.
  2. Соревнование команд (игры с элементами соревнования или игры упражнения соревновательного характера).
  3. Соревнование капитанов
  4. Показательные выступления команд (обще развивающие упражнения с мелкими предметами).
  5. Подведение итогов.
  6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.

Физкультурные досуги призваны удовлетворить естественную потребность детей в движении, способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарища. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения.