СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

автор: Коллэ Ксения Валентиновна

учитель математики и информатики МБОУ “Гимназия №1” г. Чебоксары

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

 

В связи с тем, что на сегодняшний день ЕГЭ по информатике становится все боле популярным выбором для выпускников, в школьный курс снова вернулась алгоритмизация и программирование. И если по всем другим предметам предлагают готовить учащихся к главному экзамену начиная с 5 класса, то программирование, как особо сложный раздел, принято оставлять на старшие классы, хотя научно доказано, что любой новый язык учится легче в более раннем возрасте.

Как правило, традиционная методика обучения программированию в школах, сложившаяся к настоящему времени заключается прежде всего в том, что учащиеся знакомятся сначала с теоретическими основами программирования, а затем им предлагается написать программу, используя полученные теоретические знания по конкретному языку программирования. Конечно, можно сказать, что  хорошему программисту не нужен компьютер вообще, а только ручка и бумага, но дети не готовы к такому – им важен результат.

Общепринятая методика достаточно эффективна при обучении людей с достаточной математической подготовкой либо уже ориентированных на то, чтобы стать профессиональными программистами. При обучении программированию детей, не имевших начальных знаний по предмету, необходимо ставить перед собой другую цель – объяснить суть программирования, которая заключается в общении с машиной на языке, понятном ей. Таким образом, дети должны выучить новый язык общения. Оптимальная методика включает в себя два основных момента.

Первый момент состоит в том, что язык программирования не дается сначала в полном теоретическом объеме, а берется конкретная задача и объясняются лишь те элементы языка, которые необходимы для ее решения. Постепенно работа усложняется, и при написании очередной программы даются новые знания о языке программирования, которые необходимы для решения более сложной задачи. Таким образом, обучение идет от простого к сложному на конкретных задачах по программированию. Такой подход снимает также психологическую нагрузку у детей, связанную со знакомством с новым предметом. Ребенок чувствует себя увереннее, сразу получая результат своей работы.

Второй момент при обучении программированию заключается в том, что ученикам предлагались не вычислительные задачи, а именно игровые.

В результате такой методики обучения дети быстро осваивают практическое программирование, получая теоретические знания «по пути» решения задачи, что лишний раз подтверждает точку зрения С. Пейперта о том, что «все люди одинаково успешно могут овладеть любыми областями знаний» и что «дело не в способностях, а в организации процесса обучения».

Игра – самое серьезное занятие ребенка. Более того, игра для ребенка – естественное состояние. Существует мнение, что игры не должны занимать ведущую роль в учебном процессе потому, что учеба – это подготовка к жизни, а жизнь – серьезная штука. На самом деле для ребенка нет более серьезного занятия, чем игра. Именно в играх человек познает мир. Часто мы, беспокоясь за носы своих детей, твердим им, чтобы смотрели под ноги, не замечая, как они перестают смотреть на звезды.

Именно исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что учебный курс надо строить не от предмета изучения к игре, а от игры или через игру к предмету изучения.

Программирование сейчас очень популярно. По всему миру 36 миллионов детей принимают участие в мероприятиях движения «Час программирования». Цель этих мероприятий – помочь детям стать активными, а не пассивными пользователями технологий, а также получить знания, которые в будущем могут помочь устроиться на хорошую работу в нашем все более и более техническом мире.

Даже если ваши дети не хотят в будущем зарабатывать на жизнь программированием, базовое понимание принципов программирования развивает мышление и, в дальнейшем, ребенок лучше справляется с решением возникающих задач. Билл Гейтс когда-то сказал: «Если вы учитесь создавать программы, это развивает ваш разум, помогает вам лучше мыслить и создает образ восприятия вещей. В целом, я думаю, что человеку это будет полезно вне зависимости от сферы его деятельности».

Концепция «программирования из кубиков» методом «перетаскивания» (drag-n-drop) используется в ряде образовательных сред программированиятакие платформы, как Scratch и Alice позволяют детям (и взрослым) создавать собственные игры и анимации, используя упрощенные методы программирования. Однако не всем детям это интересно. И вот для таких детей существует множество игр, которые обучают базовым принципам программирования в веселой и доступной форме.

Рассмотрим несколько доступных вариантов, включая некоторые игры, которые до сих пор находятся в разработке. Эти игры доступны на разных платформах – iOS, Android, ПК, Mac, есть даже настольные игры – при этом многие из них, и это огромный плюс, распространяются бесплатно.

  1. Lightbot и Lightbot Jr.

Для кого: возраст 4-8 лет (Lightbot Jr), 9+ (Lightbot)

Платформа: Веб-браузеры, iOS, Android

Цена: Бесплатно (браузер), $3 (iOS/Android)

Lightbot – это игра-головоломка о программировании, созданная Дэнни Ярославским, канадским студентом. Цель игры – заставить робота подсветить все голубые плитки на 3D-решетке. Сложность состоит в том, что это нужно сделать в один подход, создав для робота серию команд.

  1. Kodable

Для кого: возраст 5-8 лет

Платформа: iOS

Цена: Бесплатно ($7 – Pro-версия)

Kodable – это игра-лабиринт, в которой 105 уровней. Эта игра помогает обучать детей таким основам программирования, как условия, циклы, функции и отладка.

В игре совершенно не используется текст, поэтому в нее могут играть даже маленькие дети. Герои игры очень яркие, они похожи на забавных пришельцев и очень нравятся детям

 

  1. Robozzle

Для кого: возраст 6+ (и взрослые)

Платформа: веб-браузер, iOS, Android, Windows phone

Цена: Бесплатно (браузерная версия), $0-$2 (мобильная версия)

Если вы ищете занятие для детей постарше (или для себя), попробуйте поиграть в Robozzle. Это игра-головоломка, которую в свободное время создал программист компании Microsoft Игорь Островский.

Задача Robozzle – провести робота через лабиринты, используя ограниченные команды. Уровни сложности игры варьируются: некоторые уровни подходят для детей, а некоторые задачи заставят почесать голову даже опытных программистов.

  1. SpaceChem

Для кого: для детей от 10 лет и взрослых

Платформа: ПК, Mac, Linux, iOS, Android

Цена: Бесплатная демо-версия, $7 (Steam), $3 (iOS/Android)

Игра SpaceChem – это сочетание программирования и псевдохимии в условиях научной фантастики. Однако эта игра получила превосходные отзывы после ее выпуска в 2011 году.

Эта игра достаточно сложная, поэтому заставит подумать как учеников старшей школы, так и взрослых. Цель SpaceChem – построить механизм для борьбы с монстрами, используя такие понятия программирования, как исполнение заявок, циклы, переходы и подпрограммы. Компания-разработчик Zachtronics Industries пояснила, в чем же именно ценность этой игры.

  1. Code Combat

Для кого: 13+ (или младше при условии наблюдения/инструктажа)

Платформа: веб-браузер

Цена: Бесплатно

Code Combat – единственная игра из нашего списка, в которой игроки должны использовать код в чистом виде (в настоящее время Javascript, экспериментальная поддержка CoffeeScript, Python, Clojure и Lua). Не позволяйте этому факту выбить вас из седла, так как игра Code Combat – это прекрасная возможность учиться с удовольствием.

Вы можете начинать с однопользовательских уровней этой игры в жанре «фэнтэзи», а потом применять ваши приобретенные знания программирования на других игроков.

  1. Machineers

Для кого: 8-14 лет

Платформа: ПК, Mac (версия для iPad в разработке)

Цена: Бесплатная демо-версия

Игра Machineers – это игра в стиле adventure, в которой пользователи имеют дело со сломанными устройствами. Игроки должны починить устройства, используя принципы программирования и интерфейс drag-and-drop.

Энрике Лоде, член команды Danish Lohika Games, разработчиков Machineers, решил выпустить эту головоломку-приключение после того, как один ребенок-тестировщик пожаловался, что все развивающие игры похожи на «брокколи в шоколаде».

«Эта игра – подготовка к дальнейшему обучению», сказал Лоде в интервью Indie Statik. «В игре отсутствует какая-либо математика и код, поэтому дети не смогут научиться программировать. Однако игра развивает логическое мышление и то, что называется процессуальной грамотностью – умение читать и писать процессы».

  1. Bee-Bot

Для кого: 4-7 лет

Платформа: iOS

Цена: Бесплатно

Разработчик обучающих игр TSS создал BeeBot для того, чтобы помочь детям разобраться с объектным языком программирования и последовательностью команд в программировании. Простое и доступное приложение имеет 12 уровней, ограниченных по времени выполнения, которые представляют собой лабиринты с постоянным повышением уровня сложности.

Программирование, как никакой другой предмет, может быть удачным как для индивидуального обучения, так и для работы в команде. Создание игр, как начала обучения программированию, также может быть индивидуальным или командным. Очень важно, чтобы результат работы был сразу виден и чтобы оценить творение мог не только учитель, но и друзья и даже другие коллеги – программисты со всего мира. Например, существует множество сайтов по всему миру, которые объединяют тех, кто создает свои работы с помощью Game Maker. На этих сайтах можно и «других посмотреть, и себя показать», спросить совета или самому кому-то помочь.

Таким образом, учебная игра помогает не только своему создателю научиться программировать, но и другим ученикам в изучении разнообразных предметов школьного курса.

Одно время считалось, что программирование – удел профессионалов и в школьном курсе информатики для него нет места, но с введением ЕГЭ, где практически треть заданий так или иначе связана с алгоритмизацией и программированием, этот раздел снова уверенно занимает свои позиции. Безусловно, изучение программирования необходимо начинать как можно раньше, а игровое программирование помогает ученикам разобраться в таком сложном разделе программы, как «Алгоритмизация и программирование». Игра мотивирует ребенка, доставляет ему удовольствие, поэтому можно вывести незамысловатую формулу успеха: игра + знания = успех.

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх