Автор: Коломеец Светлана Юрьевна
учитель – логопед
Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах, предложениях и связной речи с использованием ИКТ.
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л]
«Путешествие с Лунтиком на сказочную поляну»
Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л]
в словах, предложениях и связной речи с использованием ИКТ
Цель: Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].
- Закрепить произношение звука [Л] в словах, предложениях.
- Закрепить умение согласовывать существительное среднего рода с числительными.
- Упражнять в употреблении предлогов.
- Упражнять в составлении коротких предложений.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать целостность восприятия.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.
- Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитывающие:
- Воспитывать усидчивость, самоконтроль.
- Воспитывать отзывчивость, желание помогать.
Оборудование: Компьютер для демонстрации слайдов, зеркало, игрушка Лунтик, картинка с изображением Лунтика, сухой бассейн в виде ведёрка с фасолью, картинка- раскраска.
Вид медиа продукта – наглядная презентация.
Предварительная работа: Постановка звука [Л], закрепление звука [Л] изолированно, в слогах, словах.
План индивидуального логопедического занятия:
- Организационный момент
Игры с использованием сухого бассейна:
-пальчиковая гимнастика;
- Основная часть
-Сообщение темы занятия.
-Артикуляционная гимнастика.
-Уточнение артикуляции и характеристики звука [Л].
-Игра «Лодочка» на закрепление изолированного звука [Л].
– Развитие воздушной струи «Лодочка, плыви»
-Игра на развитие фонематического восприятия «Помоги Миле».
-Физкультминутка.
– Игра на развитие умения согласовывать существительное среднего рода с числительными «Собери и сосчитай».
– Игра на развитие умения правильного употребления предлогов в, на, за, под, над, около «Прятки».
– Игра на автоматизацию звука [Л] в предложениях «Придумай предложения».
- Заключительная часть
-Рефлексия.
-Прощание с Лунтиком.
Ход индивидуального логопедического занятия:
- Организационный момент
Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, ………!
Посмотри, какой у меня бассейн с фасолью. Тебе интересно, что там внутри?
Давай посмотрим.
– В этом бассейне под фасолью спрятана картинка, отодвигай фасолинки и узнаешь, кто сегодня вместе с нами будет заниматься.
– Ты знаешь кто это? (Лунтик).
- Основная часть
Сообщение темы занятия
Правильно. К нам на занятие сегодня пришел гость, и зовут его Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.
Назови первый звук в имени Лунтик. (звук [Л])
Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем закреплять звук [Л].
Артикуляционная гимнастика
Ты хочешь побывать на сказочной полянке?
– Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!
1.”Улыбка”
Наша …… озорница тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, – говорит.
-Я теперь – Лягушка!
Ребенок выполняет упражнение: «губы в улыбке, зубы не видны»
Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
2.” Блинчик”
Язык, как блинчик, положи,
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять
Ребенок улыбается, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
- “Варенье”
Нашей ……. очень смело
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать
Рот ребенка открыт, широким языком обхватывает верхнюю губу и «слизывает» воображаемое варенье вглубь рта. Производит движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад.
4.”Качели”
На качелях я катался,
Вверх летел и вниз спускался.
Рот открыт, напряженным язычком тянется то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняет под счет: «раз-два, раз-два».
– Молодец!
Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]
…….., расскажи, как нужно правильно произносить звук [Л].
Где должен быть язычок?
Ответ ребёнка: Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый.
Скажи, звук [Л] гласный или согласный?
А почему?
Ответ ребёнка: Согласный, потому что язычок встречает препятствие, зубки.
А он звонкий или глухой?
Звонкий.
Закрепление изолированного произношения звука [Л]
-Умница! Ну, теперь можно отправляться в путь!
Игра “Лодочка”
Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?
Ответ ребёнка: На лодке.
Правильно, нам нужна лодка.
Садимся в лодку плывем “Л-л-л-л”
Ребенок долго произносит звук [Л].
Развитие воздушной струи «Лодочка, плыви»
– Вот мы и добрались до полянки!
-Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это?
Ребёнок называет друзей Лунтика
Развитие фонематического восприятия
Мила торопилась в гости к Пчеленку и уронила корзинку с гостинцами, давай поможем ей собрать все обратно.
Игра «Помоги Миле» (слайд)
Выбирай и называй только те продукты, в названии которых ты слышишь звук [Л] (если ребёнок называет неправильно продукт, то он остаётся на месте, не передвигается)
Ребёнок называет слова: масло, молоко, яблоко, колбаса, клубника, булочка, шоколад.
-Молодец! Помогла Миле.
Физминутка
А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
«Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах)
И как пчелки полетать (машет руками)
На цветочки тихо сели (садится на корточки)
Мы вздохнули и уснули». (руки под щеку)
Гимнастика для глаз «Мила»
Согласование существительного среднего рода с числительными.
Посмотри, а это кто? (пчеленок)
Учительница дала ему задание собрать яблоки в саду и сосчитать, сколько их, давай поможем ему!
Игра «Собери и сосчитай».
Ребенок собирает и считает яблоки (одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок).
Употребление предлогов (в, на, за, под, над, около) (слайд)
Смотри, полянка. Пока Пчеленок собирал яблоки, Лунтик и Мила играли на ней, потеряли все игрушки, да и сами спрятались, давай вместе с Пчеленком найдем друзей и их игрушки.
Игра «Прятки» (надо найти игрушки и назвать, где они находятся).
Ответ ребёнка: Лопата лежит под столом, кукла стоит на столе, колокольчик лежит в лукошке, Лунтик спрятался за тюльпанами, Мила летает над цветком, лошадка стоит около фиалки.
Автоматизация звука [Л] в предложениях (слайд)
Лунтик очень хочет научиться составлять предложения.
Давай научим его составлять предложения с парами слов.
Игра «Придумай предложения».
Пары слов: Мила – лодка, Лунтик – луна, пчела – фиалка.
Ребёнок составляет предложения. Примерные ответы:
Мила плывет на лодке. Лунтик прилетел с луны. Пчела села на фиалку.
- Заключительная часть. Рефлексия
Ты, …….., – молодец! Понравилось тебе играть с Лунтиком и его друзьями?
– В какие игры тебе больше всего понравилось играть?
– Чему ты научила Лунтика?
Лунтик говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка – раскраска с изображением Лунтика)
До следующего занятия. До свидания!
Самоанализ индивидуального занятия
по развитию речи и автоматизации звука [Л].
На занятии присутствовал 1 ребенок старшей группы, с речевым нарушением сонорного звука «Л». Занятие организовано в соответствии с перспективным планом коррекционно – развивающей работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. На занятии были использованы игры, ИКТ, что повысило внутреннюю мотивацию ребенка к коррекционно – образовательному процессу.
На занятии была поставлена следующая цель: формирование правильного звукопроизношения, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Л» в слогах, в словах, в связной речи;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать общую и мелкую моторику, развивать речевое дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический процессы, формировать навыки звукового анализа и синтеза, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самоконтроль; воспитывать отзывчивость, желание помогать.
Цель и задачи поставлены и соответствуют содержанию занятия. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут.
Весь материал был подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей и соответствует целям и задачам занятия.
На занятии были использованы упражнение на развитие речевого дыхания, упражнение на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Развитие связной речи на материале мультфильма «Лунтик».
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут.