Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах, предложениях и связной речи с использованием ИКТ.

Автор: Коломеец Светлана Юрьевна

учитель – логопед

Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах, предложениях и связной речи с использованием ИКТ.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] 

«Путешествие с Лунтиком на сказочную поляну»

Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л]

в словах, предложениях и связной речи с использованием ИКТ

Цель: Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  1. Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].
  2. Закрепить произношение звука [Л] в словах, предложениях.
  3. Закрепить умение согласовывать существительное среднего рода с числительными.
  4. Упражнять в употреблении предлогов.
  5. Упражнять в составлении коротких предложений.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать целостность восприятия.
  2. Развивать мелкую и общую моторику.
  3. Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.
  4. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-воспитывающие:

  1. Воспитывать усидчивость, самоконтроль.
  2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать.

Оборудование: Компьютер для демонстрации слайдов, зеркало, игрушка Лунтик, картинка с изображением Лунтика, сухой бассейн в виде ведёрка с фасолью, картинка- раскраска.

Вид медиа продукта – наглядная презентация.

Предварительная работа: Постановка звука [Л], закрепление звука [Л] изолированно, в слогах, словах.

План индивидуального логопедического занятия:

  1. Организационный момент

Игры с использованием сухого бассейна:

-пальчиковая гимнастика;

  1. Основная часть

-Сообщение темы занятия.

-Артикуляционная гимнастика.

-Уточнение артикуляции и характеристики звука [Л].

-Игра «Лодочка» на закрепление изолированного звука [Л].

– Развитие воздушной струи «Лодочка, плыви»

-Игра на развитие фонематического восприятия «Помоги Миле».

-Физкультминутка.

– Игра на развитие умения согласовывать существительное среднего рода с числительными «Собери и сосчитай».

– Игра на развитие умения правильного употребления предлогов в, на, за, под, над, около «Прятки».

– Игра на автоматизацию звука [Л] в предложениях «Придумай предложения».

  1. Заключительная часть

-Рефлексия.

-Прощание с Лунтиком.

 

 

 

 

 

 

Ход индивидуального логопедического занятия:

  1. Организационный момент

Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика.

Здравствуй, ………!

Посмотри, какой у меня бассейн с фасолью. Тебе интересно, что там внутри?

Давай посмотрим.

– В этом бассейне под фасолью спрятана картинка, отодвигай фасолинки и узнаешь, кто сегодня вместе с нами будет заниматься.

– Ты знаешь кто это? (Лунтик).

  1. Основная часть

Сообщение темы занятия

Правильно. К нам на занятие сегодня пришел гость, и зовут его Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.

Назови первый звук в имени Лунтик. (звук [Л])

Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем закреплять звук [Л]. 

Артикуляционная гимнастика

Ты хочешь побывать на сказочной полянке?

– Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!

1.”Улыбка” 

Наша …… озорница тянет губки к ушкам.

-Посмотрите, – говорит.

-Я теперь – Лягушка!

Ребенок выполняет упражнение: «губы в улыбке, зубы не видны»

Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

2.” Блинчик” 

Язык, как блинчик, положи,

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять

Ребенок улыбается, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

  1. “Варенье”

Нашей ……. очень смело

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать

Рот ребенка открыт, широким языком обхватывает верхнюю губу и «слизывает» воображаемое варенье вглубь рта. Производит движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад.

4.”Качели” 

На качелях я катался,

Вверх летел и вниз спускался.

Рот открыт, напряженным язычком тянется то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняет под счет: «раз-два, раз-два».

– Молодец!

Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]

…….., расскажи, как нужно правильно произносить звук [Л].

Где должен быть язычок?

Ответ ребёнка: Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый.

Скажи, звук [Л] гласный или согласный? 

А почему?

Ответ ребёнка: Согласный, потому что язычок встречает препятствие, зубки.

А он звонкий или глухой?

Звонкий.

Закрепление изолированного произношения звука [Л]

-Умница! Ну, теперь можно отправляться в путь!

Игра “Лодочка”

Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?

Ответ ребёнка: На лодке.

Правильно, нам нужна лодка.

Садимся в лодку плывем “Л-л-л-л”

Ребенок долго произносит звук [Л].

Развитие воздушной струи «Лодочка, плыви»

– Вот мы и добрались до полянки! 

-Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это?

Ребёнок называет друзей Лунтика

Развитие фонематического восприятия

Мила торопилась в гости к Пчеленку и уронила корзинку с гостинцами, давай поможем ей собрать все обратно.

Игра «Помоги Миле» (слайд)

Выбирай и называй только те продукты, в названии которых ты слышишь звук [Л] (если ребёнок называет неправильно продукт, то он остаётся на месте, не передвигается)

Ребёнок называет слова: масло, молоко, яблоко, колбаса, клубника, булочка, шоколад.

-Молодец! Помогла Миле.

Физминутка

А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке. 

«Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах)

И как пчелки полетать            (машет руками)

На цветочки тихо сели            (садится на корточки)

Мы вздохнули и уснули».       (руки под щеку)

Гимнастика для глаз «Мила»

Согласование существительного среднего рода с числительными.

Посмотри, а это кто? (пчеленок)

Учительница дала ему задание собрать яблоки в саду и сосчитать, сколько их, давай поможем ему!

Игра «Собери и сосчитай».

Ребенок собирает и считает яблоки (одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок).

Употребление предлогов (в, на, за, под, над, около) (слайд)

Смотри, полянка. Пока Пчеленок собирал яблоки, Лунтик и Мила играли на ней, потеряли все игрушки, да и сами спрятались, давай вместе с Пчеленком найдем друзей и их игрушки.

Игра «Прятки» (надо найти игрушки и назвать, где они находятся).

Ответ ребёнка: Лопата лежит под столом, кукла стоит на столе, колокольчик лежит в лукошке, Лунтик спрятался за тюльпанами, Мила летает над цветком, лошадка стоит около фиалки.

Автоматизация звука [Л] в предложениях (слайд)

Лунтик очень хочет научиться составлять предложения.

Давай научим его составлять предложения с парами слов.

Игра «Придумай предложения».

Пары слов: Мила – лодка, Лунтик – луна, пчела – фиалка.

Ребёнок составляет предложения. Примерные ответы:

Мила плывет на лодке. Лунтик прилетел с луны. Пчела села на фиалку.

  1. Заключительная часть. Рефлексия 

Ты, …….., – молодец! Понравилось тебе играть с Лунтиком и его друзьями?

– В какие игры тебе больше всего понравилось играть?

– Чему ты научила Лунтика?

Лунтик говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка – раскраска с изображением Лунтика)

До следующего занятия. До свидания!

 

Самоанализ индивидуального занятия

по развитию речи и автоматизации звука [Л]. 

На занятии присутствовал 1 ребенок  старшей группы, с речевым нарушением сонорного звука «Л». Занятие организовано в соответствии с перспективным планом  коррекционно – развивающей работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. На занятии были использованы игры, ИКТ,  что повысило внутреннюю мотивацию ребенка к коррекционно – образовательному процессу. 

На занятии была поставлена следующая цель: формирование правильного   звукопроизношения, которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук  «Л» в слогах, в словах, в связной речи; 

Коррекционно-развивающие задачи: развивать общую и мелкую моторику, развивать речевое дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический процессы, формировать навыки звукового анализа и синтеза, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самоконтроль; воспитывать отзывчивость, желание помогать.

Цель и задачи поставлены и соответствуют содержанию занятия.  Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими. 

      Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии    с возможностями ребенка и задачами занятия.  Занятие длилось не более 20 минут. 

Весь материал был подобран  в соответствии с речевыми и возрастными  особенностями детей и  соответствует  целям и задачам  занятия. 

   На занятии были использованы упражнение на развитие речевого дыхания, упражнение на развитие общей, мелкой и  артикуляционной моторики. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза.  Развитие связной речи на материале мультфильма «Лунтик».

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут. 

  

 

Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах, предложениях и связной речи с использованием ИКТ.
Пролистать наверх