Автор: Кольцова Надежда Геннадьевна

учитель физической культуры Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 23 г. Йошкар-Олы»

Рабочая программа по физической культуре 5 класс.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 23 г. Йошкар-Олы»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

  Председатель МС школы:                                                                                             Руководитель МО                                                                       

Е.Ю.Цицорина                                                                                                                  С. С. Новоселова

  «____»___________2021г.                                                               «____»___________2021 г.    

Рабочая программа по физической культуре 5 А,Б,В,Г,Д классы

  Составил учитель физической культуры:

                                                  Кольцова Надежда Геннадьевна.

   2021 г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основана на программе по предметной линии учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 5—9 классы» (М.: Просвещение).2017г.

Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными’ видами физкультурно — спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартамиа также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою, очередь специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи обучения:

— укрепление  здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

— освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

— обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

— воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая Программа в своем предметном содержании направлена на:

– реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

– соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

– расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

 Общая характеристика предмета, курса.

Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания).

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных игр, конькобежной подготовки. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и её влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над её величиной

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке: словесный; демонстрации; разучивания упражнений; совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств; игровой и соревновательный.

В работе используются разные формы организации деятельности учащихся на уроке – дистанционная, индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Каждый из этих разделов имеет собственные ценностные ориентиры, определяющиеся основами содержания предмета «Физическая культура».

              Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

  Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

  Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

  Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.

  Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

   Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.

   Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

 На обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках курса физическая культура 5 класса рекомендуется вывести следующие темы:

1)  «Кувырок назад»;

2)  «Опорные прыжки»;

3)  «Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках;

4)   «Комбинация из освоенных элементов» 

             

Место  предмета  в учебном плане.

Предмет «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся. 

Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура» и является основой для составления рабочей программы.

При разработке программы учитывались регионально-национальные и этнокультурные особенности учебного заведения, а также потребности современного российского общества в физическом крепком и дееспособном подрастающем поколении, способно активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.

Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 7 класс по 2 часа в неделю, общий объем учебного времени составляет 68часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая программа для 5 – 9 классов направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

« формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной  практики, учитывающего социальное,  культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
  • владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
  • способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
  • формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
  • формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных  занятиях  физическими  упражнениями   и спортом;
  • владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

В области физической культуры:

  • владение умениями:
  • в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
  • в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
  • в гимнастических и акробатических упражнениях: опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);

— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);

« демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

  • владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
  • владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
  • владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения  в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
  • Метапредметные результаты
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

« умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
  • понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
  • приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
  •   понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
  • владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

Предметные результаты

В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и

особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры:

  • знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

» способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;

  • умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
  • умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей

физической подготовленности;

  •   способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
  •   умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;

о способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
  • способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.

 

Содержание учебного предмета.

 

Раздел «ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и     бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

 

Раздел «СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

 

Раздел «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ»

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

       Гимнастика с основами акробатикиОрганизующие команды и приемы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Опорные прыжки.

      Легкая атлетикаБеговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.

Подъемы, спуски, повороты, торможения.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатикиРазвитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.

Легкая атлетикаРазвитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжные гонкиРазвитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

 

Примерное распределение программного материала

Тема Количество часов
Классы
5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

Знания о физической культуре В процессе уроков
Гимнастика с элементами акробатики 8 8 8 8 8
Легкая атлетика 20 20 20 20 20
Лыжная подготовка 13 13 13 13 13
Спортивные игры  27 27 27 27 27
Общее количество часов 68 68 68 68 68
ИТОГО 340 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Выпускник научится:

 -рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

-проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

-выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

-выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

-выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;

-выполнять основные технические действия и приёмы игры в

волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

-преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;

-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

-выполнять тестовые нормативы по физической подготовки.

Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре.

        Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

        Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

 

Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

  1. Знания

        При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

         Оценка «5»            Оценка «4»             Оценка «3»      Оценка «2»
  За ответ, в котором:  За тот же ответ, если:      За ответ, в котором:  За непонимание и:
Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности. В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки. Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. Не знание материала программы.

        С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

 

  1. Техника владения двигательными умениями и навыками

        Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.

         Оценка «5»            Оценка «4»             Оценка «3»     Оценка «2»
  За выполнение, в котором:      За тоже выполнение, если:  За выполнение, в котором:       За выполнение, в котором:
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив. При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

 

  1. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
         Оценка «5»            Оценка «4»             Оценка «3»         Оценка «2»
Учащийся умеет:

-самостоятельно организовать место занятий;

-подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

— контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.

Учащийся:

-организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

-допускает незначительные ошибки в подборе средств;

— контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.

 

  1. Уровень физической подготовленности учащихся
         Оценка «5            Оценка «4»             Оценка «3»          Оценка «2»
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному  приросту. Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

        

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

 

 

 

 

 

Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств. 

 

5 класс

п/п

Контрольные упражнения ПОКАЗАТЕЛИ
Мальчики Девочки 
“5”  “4”  “3”  “5”  “4”  “3” 
1 Челночный бег 3х10  м, сек  8.5 9.3 9.7 8.9 9.7 10.1
2 Бег 30 м, сек  5.0 6.1 6.3 5.1 6.3 6.4
3 Кросс 1500м 8 50 9.30 10.0 9.00 9.40 10.30
4 Бег 60 м, сек  10,2 10,5 11,3 10,3 11,0 11,5
5 Прыжки  в длину с места  195 160 140 185 150 130
6 Наклоны  вперед из положения сидя  10+ 6 2- 15+ 8 4-
7 Подтягивание на высокой перекладине  6 4 1 19 10 4
8 Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа 17 12 7 12 8 3
9 Прыжок в высоту с разбега 105 95 85 100 90 80
10 Подъем туловища за 1мин. из положения лежа  35 30 20 30 20 15
11 Прыжок на скакалке, 1 мин, раз  85 76-84 70-76 105 95 90
12 Метание мяча 150 г. на дальность м. с разбега 30 25 20 20 17 14
13 Прыжок в длину с разбега 320 300 260 280 260 220

Литература для учителей физической культуры.

 

  1. Примерные программы основного общего образования.  «Физическая культура» .(Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2018. – 40 с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.- 342 с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010. – 61 с.- (стандарты второго поколения.
  4. Закон по физической культуре и спорту
  5. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы» (разработчики В.И.Лях с соавт., 1992);
  6. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 272 с.
  7. Минаев Б.Н. Физическое воспитание школьников./Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян.М.: ФиС,   — 1989.
  8. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под общ. Ред.

Л.Б.Кофмана. – М.: ФиС,1998.-496с.

  1. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И.Ляха.5-9классы:пособие для учителей  общеобразоват.т учреждений / В.И.Лях.-20е изд.-М. : Просвещение, 2018.-104с
  2. Л.Е.Любомирский Физическая культура: Учеб.для учащихся  8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях и др. – М.: М.: Просвещение, 1997. – 112 с.: ил.

Учебник предназначен для учащихся 13-15 лет. Представлены методические особенности организации проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Целый комплекс вопросов связанных с повышением знаний учащихся, а также методика обучения двигательным действиям в различных видах спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, Хоккей, плавание, бадминтон и др.

  1. Литвинов Е.Н. Физкультура. Физкультура. Учебник для учащихся 5-7 классов / Е.Н.Литвинов, Г.И.Погодаев. – М.: Просвещение, 2002.

Учебник содержит сведения о ЗОЖ, влиянии физ.упр. на здоровье, о самоконтроле и предупреждении травматизма, о том как самостоятельно заниматься фи з. упражнениями.

Представлены упражнения психофизической подготовки, атлетической гимнастики, стретчинга, для воспитания физических качеств.

Список электронных ресурсов полезных учителям физической культуры

https://edu.tatar.ru Электронное образование Республики Татарстан. Наш основной сайт на котором мы ведем электронные журналы

http://edu.tatar.ru/page2620.htm/blogs/Сообщество учителей физической культуры Бугульмы и Бугульминского района. На нем будут периодически обновляться результаты городской спартакиады.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com         Сеть творческих учителей, сообщество учителей физической культуры.                   Собрано более 300  полезных материалов проверенных на качество открытой общественной экспертизой.  Документы сортированы по темам. Библиотека постоянно дополняется.

http://www.openclass.ru/sub/Физическая%20культура        Открытый класс, физическая культура. Собрано более  900  полезных материалов по физической культуре.  Документы не сортированы. Библиотека постоянно дополняется

http://pedsovet.su/load/98Сообщество взаимопомощи учителей, физическая культура. Собрано около  200  полезных материалов по физической культуре.  Документы сортированы. Библиотека постоянно дополняется.

http://www.uchportal.ruУчительский портал.  Собрано около  100  полезных материалов по физической культуре.  Документы сортированы по темам. Библиотека постоянно дополняется.

http://www.zavuch.info/metodichka/advanced-search-results/26965 Завуч.инфо. Физическая культура и здоровье человека. Собрано около 100 полезных материалов. Документы не сортированы по темам.

http://www.k-yroky.ru/load/153К уроку, физическая культура. Собрано около  50  полезных материалов по физической культуре.  Документы не сортированы. Библиотека постоянно дополняется.

http://ballplay.narod.ruПерсональный сайт Скиндера Александра Васильевича. На сайте очень  много полезной информации по методике подготовки баскетболистов. Материалы сортированы по темам. Сайт пока в разработке.

http://vash-konspekt.ucoz.ru/        Персональный сайт Гордейчика Виктора Владимировича. Много полезных материалов для учителей физической культуры и ОБЖ. Материалы сортированы по темам.

http://www.kes-basket.ru/Школьная баскетбольная лига.

http://www.amfr.ru/Ассоциация минифутбола России

http://g2p.tatarstan.ru/rus/info.php?id=6990        Информационный сайт министерства Республики Татарстан, физкультура

http://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6505&Itemid=1027 Всероссийская олимпиада школьников,  физическая культура

 

Календарно-тематическое планирование 5 класс 1 четверть.

Тема урока Кол-во часов УУД Дата проведения
по плану по факту
Легкая атлетика-10 часов,

спортивные игры-6 часов

1 Техника безопасности на уроках физической культуры.

Олимпийские игры древности

1 Соблюдение правил безопасности, страховки и разминки.

Характеризовать Олимпийские игры как яркое культурное событие древнего мира.

Изучить ТБ на уроках физкультуры.

Изучить историю Олимпийского движения.

Формирование ценности приобретённых знаний для сохранения здоровья и при изучении истории Олимпийских игр.

2 Бег с ускорением от 30 до 40 м. Тестирование бега на 30 м. 1 Выполнять высокий старт в беге на длинные дистанции

Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Оценивать важность занятий бегом для ЗОЖ.

3 Низкий старт и техника его выполнения при беге на короткие дистанции. .Бег  60 м  на результат 1 Выполнять низкий старт в беге на короткие дистанции

Составлять план и последовательнось действий при обучении техническим действиям

Понять необходимость изучения техники бега с н/старта, для улучшения результатов.

4 Скоростно-силовая подготовка средствами лёгкой атлетики. Подтягивание в висе на высокой перекладине (м), на низкой перекладине (д). 1 Отбирать и выполнять л/атлетические упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств

Прогнозировать результат при регулярных занятиях.

Улучшить показатель к концу четверти.

5-6 Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» 2 Описывать технику прыжка в длину с разбега

Контролировать в форме сличения способ выполнения упр. и результат.

Понимание необходимости изучения техники для достижения лучшего результата.

7 Скоростной бег до 40 м

Тестирование челночного бега  3х10

1 Знать правила проведения тестирования челночного бега 3 х 10 м 

обосновывать  эффективность способа решения поставленной задачи

Установить значение приобретённого опыта для повседневной жизни

8 Тестирование прыжка в длину с места 1 Анализировать правильность выполнения и выявлять грубые ошибки

Составлять план и последовательность действий при обучении техническим действиям

Понимание необходимости изучения техники для достижения лучшего результата

9 Техника метания малого мяча на дальность с 3-х шагового разбега. 1 Описывать технику, анализировать правильность упр., выявлять грубые ошибки

Составлять план и последовательность действий при обучении техническим действиям

Установить значение приобретённого опыта для повседневной жизни

10 Кросс по пересеченной местности 1000 м. 1 Знать технику кроссового бега,  бежать кросс на время 1000м

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, сохранять заданную цель.

П:   Бежать 1000м на время.

Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных соц. ситуациях

11 Техника стойки и перемещения баскетболиста . Техника ловли и передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении 1 Характеризовать основные соревновательные действия в баскетболе разрешённые правилами игры.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, управлять поведением партнера.

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, адекватно оценивать свои действия и действия партнеров.

П: выполнять передачи мяча одной рукой от плеча

12 Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении с изменением направления 1 Демонстрировать технику ведения мяча.

Знать, как выполнять различные варианты ведения мяча,  

К:обеспечивать бесконфликтную совместную работу. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего  учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П: выполнять ведение мяча различными способами

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях

13 Техника броска мяча в кольцо одной и двумя руками с места 1 Описывать технику броска мяча двумя руками от груди, анализировать правильность выполнения и выявлять грубые ошибки

К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу.

Р: осуществлять действие по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель. П: выполнять броски в кольцо  двумя руками

Понимание необходимости изучения техники для достижения лучшего игрового результата.

14 Броски  в кольцо одной и двумя руками  в движении после ведения 1
15-16 Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок 2 Демонстрировать технику ловли и передачи, ведения, броска мяча в эстафетах.

Выбирать технические действия в соответствии с поставленной тактической задачей.

Оценивать важность занятий баскетболом для ЗОЖ.

5 класс 2 четверть

Тема урока Кол-во часов УУД Дата проведения
план факт
Гимнастика с основами акробатики -8 часов

Спортивные игры-8 часов

17 Техника безопасности на уроках гимнастики. Упражнения для развития гибкости. 1 Л:Раскрывать значение занятий гимн. и акроб. для укрепления здоровья и развития физических качеств,

 приобретение  новых знаний и умений. Р: преобразовывать познавательную задачу в практическую, контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

18 Кувырок вперёд 1 Выполнять кувырок вперёд в группировке, кувырок назад из упора присев в группировке, кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.

Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Оценивать важность занятий гимнастикой и акробатикой для ЗОЖ.

19 Кувырок назад 1 Выполнять акробатические комбинации.

Контролировать физическое развитие.

Оценивать важность занятий для укрепления сердечно-сосудистой системы.

20-21 Опорные прыжки. 2 Выполнять опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь (мальчики) и на гимнастического козла в упор стоя на коленях, с последующим спрыгиванием из ИП ОС (девочки).

Выявлять грубые ошибки и исправлять их.

Прогнозировать результат физ.развития при регулярных занятиях.

Установить значение приобретённого опыта для повседневной жизни.

22 Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках 1 Знать, как выполнять кувырок назад и стойку на лопатках слитно

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

23-24 Комбинация из освоенных элементов 2 Выполнять комбинацию из освоенных элементов два кувырка вперед, кувырок назад, стойка на лопатках., «мост и з положения лежа, технику ихвыполнения.

К: устанавливать рабочие отношения, слушать и слышать друг друга и учителя.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

П: выполнять  комбинацию  из освоенных гимнастических упражнений

25 Основные правила игры в волейбол. Стойки игрока. Перемещения в стойке. 1 Л:Знать, как  выполнять стойки игрока и перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед

К: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, слушать и слышать друг друга.

П:  выполнять стойки игрока и перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед

26-27 Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед 2 Знать, как  выполнять передачу мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед

П:  выполнять передачу мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед

Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

28-29 Передача мяча над собой и через сетку 2 Знать, как  выполнять передачу мяча над собой и через сетку

К:  слушать и слышать друг друга и учителя.

Р: сохранять заданную цель, видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

П:  выполнять передачу мяча над собой и через сетку

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

30-31 Прием мяча двумя руками снизу 2 К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, сохранять заданную цель.

П: выполнять прием мяча двумя руками снизу.

Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

32 Верхняя прямая подача в волейболе. 1 Л: находить выход из спорных ситуаций, умение не создавать конфликтов.

Р: адекватно воспринимать замечания по исправлению ошибок, вносить коррективы в выполнение правильных действий упражнений.

5класс  3 четверть.

Тема урока Кол-во часов УУД Дата проведения
план факт
Лыжная подготовка-13 час

Спортивные игры —7 часов

33 Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.. 1 К: добывать недостающую информацию с вопросов, точно выражать свои мысли, формировать навыки работы в группе.

Р: формировать умение сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату.

П: знать технику безопасности на занятиях лыжной подготовки, уметь передвигаться скользящим шагом.

34-35 Одновременный бесшажный ход 2 К: уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Р: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

П: уметь передвигаться одновременным бесшажным, попеременным двухшажным ходом, демонстрировать скользящий ход.

Знать технику одновременного бесшажного хода; правила безопасного падения на лыжах;

36-37 Попеременный двухшажный ход. 2 К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, формировать навыки работы в группе с узкой специализацией, точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Р: уметь сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результату.

П: передвигаться на лыжах; подниматься на склон «полуелочкой».

38-39 Повороты переступанием стоя на лыжах. 2 К: уметь вести дискуссию, обсуждать содержание, результаты совместной деятельности.

Р: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

П: передвигаться на лыжах, применяя различные ходы, повороты переступанием.

40-41 Коньковый ход 2 Формирование стремления к совершенствованию физического развития;

Р.: использует передвижение на лыжах в организации активного отдыха.

П: моделирует способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы.

К: взаимодействует со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах.

42-43 Подъём «лесенкой», «ёлочкой», «полуёлочкой» 2 Выполнять подъём «лесенкой», «ёлочкой», «полуёлочкой»

Формирование стремления к совершенствованию физического развития;

Р.: использует передвижение на лыжах в организации активного отдыха.

П: моделирует способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы.

К.: взаимодействует со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах.

44-45 Спуск восновной, высокой и низкой стойках. Торможение «плугом» 2 Описывать технику спуска в основной, высокой и низкой стойках.

Анализировать правильность выполнения.

Контролировать в форме сличения способ выполнения упр. и результат.

Понимание необходимости изучения техники для достижения лучшего результата.

46-47 Приём и передача мяча снизу двумя руками. 2 Демонстрировать  приём и передачу мяча снизу двумя руками.

Отбирать и выполнять упр., улучшающие технику приёма и передачи мяча снизу двумя руками.

Определять обучающую цель и пути её достижения

Устанавливать значение занятий волейболом для ЗОЖ

48-50 Прием и передача мяча сверху и снизу в парах. 3 Описывать технику, анализировать правильность упр., выявлять грубые ошибки

Демонстрировать технику передачи мяча сверху двумя руками в соответствии с образцом эталонной техники.

Составлять план и последовательность действий при обучении техническим действиям.

51-52 Техника прямой нижней (верхней) подачи. 2 Контролировать в форме сличения способ выполнения упр. и результат.

Оценивать важность занятий волейболом для ЗОЖ.

 

5класс 4 четверть.

Тема урока Кол-во часов УУД Дата проведения
план факт
Спортивные игры (футбол) — 6 ч.

легкая атлетика — 10 ч.

53 Техника удара по мячу внутренней стороной стопы. 1 Выполнять удар по мячу внутренней стороной стопы.

Подбирать упражнения для самостоятельного освоения техники удара по мячу внутренней стороной стопы.

Составлять план и последовательность действий при обучении техническим действиям.

Формирование ценности приобретённых знаний для сохранения здоровья.

54 Техника остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы. 1 Выполнять остановку катящегося мяча внутренней стороной стопы.

Демонстрировать технику остановки мяча в условиях игровой деятельности.

Устанавливать причинно следственные связи между правильной техникой выполнения остановки и временем обработки мяча.

Формирование ценности приобретённых знаний для удовлетворения индивидуальных интересов.

55 Техника ведения мяча внешней стороной стопы. 1 Выполнять ведение мяча внешней стороной стопы.

Подбирать упражнения для самостоятельного освоения техники ведения мяча внешней стороной стопы.

Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Оценивать занятия футболом для самореализации.

56-57 Техника изученных элементов в футболе. 2 Выполнять удар по мячу внутренней стороной стопы, остановку катящегося мяча внутренней стороной стопы, ведение мяча внешней стороной стопы.

Применять технические приёмы в игровой деятельности.

Выбирать технические действия в связи с поставленной задачей.

Устанавливать значение занятий футболом для самореализации и саморазвития.

58 Учебная игра. 1 Применять технические приёмы в игровой деятельности.

Изучить правила игры футбол.

Выбирать технические действия в связи с поставленной задачей.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

59 Лёгкая атлетика  как средство физического воспитания, оздоровления, закаливания.

Тестирование

3х10м

1 Развивать физические качества средствами лёгкой атлетики.

Раскрывать основы физической подготовки средствами лёгкой атлетики.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Формирование ценности приобретённых знаний для удовлетворения индивидуальных интересов.

60-61 Прыжки в высоту способом «перешагивания» 2 Научится прыжку в высоту. Формирование стремления к совершенствованию физического развития;

Р.: применяет прыжковые упражнения для развития физических качеств.

П.: демонстрирует вариативное выполнение прыжков.

К: взаимодействует со сверстниками в процессе выполнения прыжков.

62 Высокий старт. 60 м. 1 К: представлять конкретное содержание и способствовать продуктивной кооперации, добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: осуществлять действие по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель.

П: выполнять бег 60 м на время, демонстрировать прыжок в длину с разбега, играть в подвижную игру.

63 Низкий старт и техника его выполнения. 30м 1 Выполнять низкий старт в беге на короткие дистанции.

Анализировать технику выполнения, выявлять грубые ошибки и исправлять их.

Составлять план и последовательность действий при обучении техническим действиям.

Понять необходимость изучения техники бега с н/старта, для улучшения результатов.

64-65 Техника метания малого мяча на дальность с 3 шагов разбега. 2 К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, устанавливать рабочие отношения.

Р: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

П: демонстрировать метание малого мяча на результат, выполнять продолжительный бег, играть в подвижную игру.

66 Прыжки в длину с места и с разбега. 1 К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: осуществлять действие по образцу и заданному правилу, контролировать свою деятельность по результату.

П: проходить тест – прыжок в длину с места на результат; выполнять метание малого мяча, демонстрировать технику бега на длинную дистанцию.

67 Подтягивание в висе на высокой перекладине (м), на низкой перекладине (д). 1 Демонстрировать технику подтягивания.

Определять обучающую цель и пути её достижения

Устанавливать значение занятий лёгкой атлетикой для ЗОЖ

68 Кросс по пересеченной местности 1500 1 Знать технику кроссового бега,  бежать кросс на время 1500м

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, сохранять заданную цель.

Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения,