Конспект по окружающему миру на тему “Природные зоны России. Пустыня”

автор: Коновальцева Алина Ивановна

Учитель начальных классов МАОУ СОШ 1- “Школа Сколково-Тамбов”

Конспект по окружающему миру на тему “Природные зоны России. Пустыня”

 

Зона пустынь. 4 класс.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи урока:

предметные:

  • формирование представлений о природной зоне пустынь;
  • ознакомление с  географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;
  • развитие умения работать с географической картой, атласом-определителем.

  метапредметные:

  • формулировать тему урока;
  • устанавливать зависимость природы пустынь от распределения тепла и влаги;
  • выявлять признаки приспособления растений и животных пустынь к условиям жизни в данной зоне;
  • осуществлять самопроверку по тексту учебника;
  • способствование развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.

личностные:

  • понимать необходимость охраны пустынь.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой.
  • видеосюжет о зоне пустынь https://youtu.be/_VJa0xlGYxw

 

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
  1. Орг.момент.
Приветствие учителя, проверка готовности. Дети сидят в 4 группах
  1. Актуализация знаний.
– На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем природные зоны России. По каким признакам произошло это разделение на зоны?

Расставьте названия зон, начиная с севера на юг. ( на доске) 

Как меняется климат по мере продвижения на юг?

Растительный и животный мир?

.- Какая зона в нашей стране самая большая?

А самая холодная зона страны?

Ребята, а как вы думаете, какая зона следует после зоны степей?

Чтобы узнать точно и подтвердить предположения, отгадайте загадку.

Его нет – мы плачемся,

А появилось – прячемся.

– Почему в загадке говорится, что человеку приходится прятаться от солнца?

В какой из изученных нами зон жаркое лето?

Приведите примеры, как приспособились к этим условиям растения

Животные, например, грызуны?

Одинаковая природа, климат, одни и те же животные и растения

Дети расставляют карточки: арктическая пустыня, тундра, лес, степь.

Становится теплее

Становится богаче растительный и животный мир

Зона лесов

Арктические пустыни

солнце

От сильного солнца может случиться солнечный удар.

степь

Зацветают весной, узкие листья, корни-луковички с запасом питательных веществ.

Живут в норах

  1. Постановка темы и определение цели урока
Все ли зоны нашей страны мы изучили?

Найдите на карте природную зону, которая граничит со степью и подходит к побережью Каспийского моря. Как она называется?

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Почему эта зона обозначена желтым цветом?

О чем говорит название этой зоны?

Солнце в пустыне весь день печет на небосклоне, а осадков может не выпадать целый год. Смогут ли жить в таких условиях растения и животные?

Какие задачи мы поставим себе на этом уроке?

  1. Открытие нового знания

Давайте посмотрим видеосюжет, который покажет, правильно ли мы с вами рассуждали о пустыне.

– Оправдались ли наши предположения?

Сегодня мы постараемся обьяснить и доказать особенности зоны пустынь и полупустынь. Для этого,мы разделимся по группам различных специалистов. Наша задача – привлечь внимание людей к этой зоне разными способами.

План выступления специалистов по темам:

  1. Рассказ человека, побывавшего в зоне пустынь. Советы по выживанию.
  2. Статья для газеты «Растения- супергерои пустыни»
  3. Экскурсия по зоопарку «Удивительные животные пустыни»
  4. Обращение к президенту России «Сохраним зону пустыни».

На столе –разноцветные листочки, на обратной стороне которых написаны названия специалистов: турист, эколог, экскурсовод, журналист.

Нет.

Пустыня и полупустыня

О зоне полупустынь и пустынь

Наверное, там песок и жарко.

Пустота, ничего не растет.

Дети отвечают.

Просмотр видеоурока.

Представители команд выбирают листок, определяют свою тему, берут карточку для работы в группе и заполняют ее, используя учебник.

  • Физминутка.

Ребята, для закрепления полученных знаний я хочу поиграть с вами в игру, я буду называть животное или растение, а вы должны определить относится ли оно к зоне пустынь и полупустынь, если да- то хлопните, если нет- то топните.

()

6. Первичное закрепление.

Поработаем с учебником и закрепим полученные знания. Стр. 99. Что нужно знать. Читаем.
Включение нового знания в систему знаний
Попрошу на листочках выполнить задания и проверить, насколько вы внимательно и уважительно слушали своих одноклассников.

  1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды (+)
  2. У растений ствол длиннее корня (-)
  3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода (+)
  4. Человек не живет в пустыне, поэтому там нет экологических проблем (-)
  5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег (-)
  6. Люди селятся вдоль рек, озёр, около оазисов (+)
  7. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи (-)
Графический диктант + или – , индивидуальная работа.

Взаимопроверка – сверяют по образцу на доске, подсчитывают количество правильных ответов.

Подведение итогов урока.
– Подведем итоги нашего конгресса.

По каждому выступлению сделайте вывод. Сформулируйте его одним предложением. (Начало на слайде)

  1. В пустыне очень …. и выпадает …
  2. Растения пустынь имеют…
  3. Разные животные по-разному…
  4. Природа зоны пустынь нуждается …

Жарко и мало осадков

длинные корни и колючки вместо листьев, чтобы добывать и беречь воду)

приспособились к жарким условиям

в охране

Рефлексия.

Сможете ли вы ответить на вопрос: Пусто ли в пустыне?

Весной даже пустыня чудесным образом расцветает. Расцветет ли сегодня наша пустыня? Если вы считаете, что урок сегодня был для вас полезным и вы многое узнали, вырежьте цветок из цветного квадратного листа и прикрепите на нашу картинку. Если было сложно, скучно или непонятно, сомните из него комочек и положите в коробочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки для индивидуальной работы.

 

  1. Туристы (с.118-119)

 

Я решил отправиться к берегам Каспийского моря на поезде. По дороге стал разглядывать пейзаж за окном. Картина была унылая. Растений становилось всё меньше, появились большие участки голой земли. Я понял, что степь сменилась полупустыней, и скоро начнётся пустыня.

Поезд сделал остановку, и я решил выйти на перрон. Жаркое солнце сильно накалило землю. Да и земли-то под ногами нет. Вместо нее или песок, или потрескавшаяся глина. Видно, что здесь давно не было дождей. Я посмотрел на табло, показывающее температуру. На солнце было целых 70°! Я понял, что зря вышел в майке и шортах. Обязательно надо надевать головной убор и закрытую одежду. Теплая одежда пригодится и ночью, так как ночи в пустыне прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.

Но самое главное – не забыть взять с собой воду, ведь в пустыне ее трудно найти.

  1. Статья для газеты «Растения – супергерои пустыни» (журналисты) – с.122

В своей статье я хочу познакомить вас с настоящими растениями-супергероями. Не каждый рискнёт жить в условиях пустыни!

Самое известное растение – верблюжья колючка – всё лето ярко-зелёная. Как же ей это удаётся? Добывать воду ей помогают корни, которые проникают на глубину 20 м (это почти 7-этажное здание!). Вместо листьев у неё колючки. Они не позволяют влаге испаряться.

Растения в пустыне умеют даже работать! Колосняк и джузгун корнями закрепляют пески, не давая им двигаться под воздействием ветра. У джузгуна вместо листьев – зелёные веточки.

 

  1. Экскурсия по зоопарку «Удивительные животные пустыни»

Добро пожаловать в наш зоопарк. Все наши животные очень интересны и необычны.

Вот, к примеру, тушканчик. Уши у него как у зайца, хвост как у льва, а задние ноги как у кенгуру. Тушканчики прыгают на расстояние до трех метров. Никакая собака их не догонит!

Посмотрите, какие уши у это колючего ежа. Он так и называется – ушастый ёж.

А это маленькая лисичка корсак. Она питается, в основном, песчанками. Песчанки – это грызуны, похожие на мышей.

В пустыне есть и крупные животные – сайгаки. Они держатся стадами и могут мчаться со скоростью автомобиля – до 80 км в час.

Если вы близко подойдёте к этой ящерице-круглоголовке, то, скорее всего, не сможете её разглядеть, потому что она мгновенно зароется в песок .

 

 

  1. Обращение к президенту России «Сохраним зону пустынь» (экологи)

Уважаемый ___________________ __________________й____ !

Хотим обратиться к Вам с просьбой о защите наших пустынь.

Люди здесь посадили поля, садывиноградники. Это очень хорошо. Но из-за неумеренного орошения почва засолилась. От этого многие растения не могут расти.

У нас стало больше подвижных песков, которые засыпают наши дороги и дома. Причина этого – перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески.

До слёз жалко видеть, как по вине браконьеров гибнут животные. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков.

Просим помочь нашему краю в решении этих проблем.

Конспект по окружающему миру на тему “Природные зоны России. Пустыня”
Пролистать наверх