автор: Коптева Елена Владимировна

Воспитатель МБДОУ Д/С «Колосок»

Сказочная Гжель

План проведения занятия по рисованию с детьми подготовительной группы детского дошкольного учреждения на тему: «Сказочная Гжель» Роспись гжельской посуды.

 

Цели:

 

Дальнейшее знакомство обучающихся детей со всеми красотами и специфическими особенностями росписи посуды гжельскими узорами. Выполнение заданий и упражнений, направленных на более прочное закрепление в умах детей знаний, касающихся промысловых характеристик, особенного колорита и основных элементов узоров. Выполнение упражнений, направленных на закрепление ряда приемов в рисовании, с использованием техники «мазка с тенью», «капельки» при помощи конца кисти, спирали, травинок, завитков, волнистых линий. Создание благоприятной основы для дальнейшего интенсивного развития в детях творческих проявлений и пробуждение интереса к изобразительному искусству в целом и различным его техникам. Привитие навыка оценки работы других детей.

 

Необходимые материалы для проведения занятия: емкости для воды, кисть тонкая и толстая, палитра, краски гуашь, кусок клеенки, иллюстрации на альбомных листах, на которых простым карандашом нарисованы разнообразные предметы посуды.

Наглядные пособия для занятия: иллюстрации, на которых изображены предметы гжельской посуды.

Выставка, где представлен ассортимент различных предметов посуды и игрушек с гжельской росписью. 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Воспитатель: Итак, дети, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь дать на нее правильный ответ:

«Сине-белая посуда, объясни нам, ты откуда? 

Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми».

(Ответ: роспись гжельскими узорами)

Воспитатель: А с чего именно вы решили, что речь идет именно об этой посуде? 

(Нам уже известно, что посуда, которая расписана красивыми сине-голубыми узорами на белом фоне – это гжельская посуда, а узоры эти и есть гжельская роспись). 

Воспитатель: Кто же, по вашему мнению, занимается росписью этими узорами? (Мастера гжельской росписи)

Воспитатель: А теперь ответьте мне еще на один вопрос: «Где же живут мастера гжельской росписи и где они занимаются своим ремеслом»? (Место, недалеко от Москвы, которое носит название Гжель)

Рассказ одного из детей, присутствующих на занятии:

В Раменском районе Подмосковья находится небольшая деревня и называется она Гжель. Уже в старые времена, приблизительно с 16 века мастера гончарного искусства в этой деревне производили различные виды посуды и детских игрушек из особого глиняного состава, рецепт приготовления которого хранился в строжайшей тайне. Для обжига глиняных изделий гончары разогревали печь до 1200 ОС. Затем наступал этап нанесения росписи на белый фон изделия, при нанесении на кухонную утварь и игрушки узоров, использовались различные оттенки синего и голубого цвета. Рисунок получался впечатляющий, вся кухонная утварь и игрушки, украшенные гжельской росписью, были настолько воздушными и красивыми, что не вызывала удивления огромная популярность изделий, выпущенных мастерами из Гжели. Не только в России, но и за рубежом гжельская посуда пользуется большим спросом и в наши дни, радуя своих обладателей необычайно красивыми, словно воздушными узорами. 

 

Воспитатель: И даже песня в дальнейшем была сложена людьми о гжели, словно пришедшей в наш мир из сказки. При помощи слов и мотивов этой песни можно донести до слушателя всю нежность и красоту гжельских узоров. Я предлагаю вам ребята, послушать эту песню и даже потанцевать под нее. Для начала возьмитесь за ручки и встаньте в круг, будем водить хоровод.
 

Воспитатель: Итак, дети, мы с вами на предыдущих занятиях изучали основные элементы узоров и пытались их воспроизвести на бумаге. Я предлагаю вам вспомнить эти элементы, а также вспомнить основные приемы, которые применяются для рисования узоров. 

Для того чтобы у нас с вами получились красивые и плавные тонкие спирали, тонкие и длинные травинки и волны, необходимо наносить узор острым концом тонкой кисти. Для того чтобы воспроизвести цветочные лепестки и капли росы и дождя необходимо использовать уже толстую кисть, именно так мы сможем включить в узор элемент «мазок с тенью». 

 

Воспитатель: Я предлагаю вам также поиграть еще в одну игру. Давайте представим, что мы с вами мастера из Гжели и нам необходимо выполнить заказ. Заказчик при помощи почтовой связи выслал нам несколько альбомных листов, на которых изображены различные предметы посуды, а от нас требуется расписать эти иллюстрации гжельскими узорами. Выбирайте любое изображение, которое вам нравится больше всего, и принимайтесь за дело. После того как вы справитесь с заданием, мы с вами проведем выставку наших работ.

Я также напоминаю вам, что нужно соблюдать технику нанесения основных элементов рисунка, для того чтобы вам было удобнее, изображения расписанной гжелью посуды вывешены на стенде. Аналогичные узоры вы можете нанести и на выбранные вами рисунки посуды. 

 Для того чтобы правильно смешивать цвета, используйте, пожалуйста, палитру. Ну что же, мастерская гжельской росписи начинает работу по выполнению ответственного заказа. 

 

 В заключительной части занятия, когда дети закончат рисовать, организуется выставка работ.