автор: Копылова Светлана Валерьевна
воспитатель МДОУ “Детский сад № 8” город Ярославль
Мост для машин
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и конструированию в средней группе на тему:
«Мост для машин»
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 8»
г. Ярославль
Копылова Светлана Валерьевна
Программное содержание:
- Образовательные задачи:
– Формировать у детей представления о строительных профессиях.
– Продолжать учить детей правильно пользоваться при решении конструктивной задачи схемой, изображающей состав строительных элементов и их расположение в конструкции каждой части предмета. Учить детей слушать инструкцию к заданию и соблюдать заданные в ней требования к конечному продукту конструирования.
– Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Соотносить пространство схемы с пространством реальной постройки.
- Развивающие задачи:
– Развитие у детей психических процессов – внимания, памяти, восприятия и элементов логического мышления при анализе схем конструкций.
– Развитие связной речи и активация словаря детей понятиями: переезд, опора, спуск, подъём, овраг, пролёт; названий профессий: инженер-проектировщик, строитель.
3) Воспитательные задачи:
– Вызвать у детей желание построить мост, для того, чтобы помочь больному зайчику.
– Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, умения оценивать свою деятельность и сверстников.
Материал к занятию:
- Раздаточный: 4 треугольные призмы, 4 арки, 3 кубика, 2 полукуба.
Машинки для обыгрывания, синие прямоугольники из цветной бумаги (для обозначения реки).
- Демонстрационный: 3 иллюстрации мостов, схема конструкции моста (вид спереди боковой части моста)
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций мостов через Волгу в г. Ярославле. Выделение основных функционально-структурных частей мостов: место переезда (перекрытие), опоры, пролёты, их назначение.
Ход занятия:
Часть 1.
Игровая мотивация.
Ребятки, отгадайте загадку:
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Кто это? (зайчик)
Хотите, я расскажу историю про зайчика? (да)
Наступила весна. Солнышко стало пригревать. Снег начал таять, появились первые проталинки, зажурчали ручейки, звонко запели птички, расцвели подснежники. Выбрался наш зайчик из норки, увидел всю эту красоту и решил поиграть с водичкой. Прыгнул в ручеёк и промочил ножки, попил холодной водички и у него заболело горлышко, поднялась высокая температура. Наш зайчик заболел. Пришёл доктор Айболит, осмотрел зайчика и сказал, что ему срочно нужен постельный режим. Положил зайчика спать, а сам решил поехать в аптеку за лекарством. Сел он в машину скорой помощи и поехал по лесным дорожкам. Вдруг, на его пути возникло препятствие. Мимо протекала широкая и глубокая река, а аптека находилась на другом берегу реки.
– Что же делать Айболиту? Как переправиться на другой берег? (Дети: нужно построить мост)
– А вы хотите помочь Айболиту и построить мост? (Да)
– Значит, сегодня вы будете строителями.
Но прежде, чем строить, нужно получить знания, научиться строить мост.
Часть 2.
Знакомство детей со строительными профессиями и техникой.
1-й слайд. Строительство моста начинается с того, что человек сначала придумывает мост и рисует его на бумаге. Но не просто рисует, а чертит его чертёж или, как мы привыкли говорить, схему будущей конструкции. Профессия такого человека называется инженер-проектировщик.
2-й слайд. Затем строители изучают чертежи. Смотрят, какие материалы им понадобятся для строительства: бетон, железо, камень и др. А также какую применить строительную технику.
3-й слайд. Подъёмные краны помогают человеку поднимать тяжелые детали моста.
4-й слайд. Самосвалы привозят груз на стройплощадку.
5-й слайд. Тяжеловоз – домкрат перевозит и устанавливает огромные блоки моста.
6-й слайд. Здесь представлена разнообразная строительная техника. Давайте её назовём.
Часть 3.
Беседа с детьми во время рассматривания изображений различных видов мостов.
– Ребятки, подумайте и скажите, что такое мост и почему люди строят мосты? (Дети: это сооружение для перехода или переезда через препятствие: реку, овраг).
Давайте посмотрим, какие бывают мосты.
7-й слайд. Через какое препятствие проложен этот мост? (Через овраг)
Для того, чтобы научиться строить мост, мы должны увидеть из каких частей он состоит.
– Кто ходит по мосту? (Пешеходы)
Значит, какой это мост? (Пешеходный)
– Место, по которому ходят люди, назовём место перехода. Мост держат прочные опоры. Место под мостом между опорами называется пролёт (для закрепления услышанного воспитатель показывает части моста, дети их называют).
8-й слайд. Рассмотрим следующий мост.
– Через какое препятствие он проложен? (Тоже через овраг). Овраг очень глубокий. Посмотрите, по мосту проложены рельсы, значит для какого транспорта он предназначен? (Для поездов). Такой мост называется железнодорожным. Пролёт выполнен в форме арки. Место переезда держат высокие и прочие опоры. Посмотрите, какой мост получился высокий, мощный, красивый. Настоящая достопримечательность, украшение этой местности.
9-й слайд. Рассмотрим другой мост.
– Через какое препятствие он построен? (Через реку)
– Какая река протекает в нашем городе Ярославле? (Река Волга)
На экране изображен наш Ярославский мост через Волгу. Он называется «Юбилейный». Это новый мост, построен ко Дню рождения Ярославля, когда городу исполнялось 1000 лет.
– Для какого транспорта он предназначен? Что может ездить по мосту? (Автобусы, мотоциклы, легковые, грузовые машины и др.)
– Как вы догадались? Что проложено по мосту? (Асфальтированная дорога). Такой мост называется автомобильным. По краям дороги проложены ещё и пешеходные тротуары, а также построена лестница, чтобы пешеходы могли спускаться и подниматься на мост.
– Как называются части моста, которые держат проезжую часть? (Опоры).
– Как называется место под мостом между опорами? (Пролёты)
– Если мост проложен через реку, то для чего нужны пролёты? (Для того, чтобы проплывали корабли, лодки, катера, баржи: водный транспорт)
10-й слайд.
– Кто хочет показать, из каких частей состоит этот мост (ребёнок выделяет части: место переезда, опоры, пролёты)
Пролёты выполнены в форме арок. Такой мост называется арочным.
Физкультминутка.
Барабанит дождь по крышам,
Не пускает нас гулять.
Но скучать нам не придётся,
Будем весело играть.
Мы строителями станем
И построим новый мост.
Первым делом подойдите.
Познакомьтесь с чертежом.
Подгоните самосвалы,
Загружайте кирпичи,
Ими кубики побудут,
– Начинайте, силачи!
Приступаем к перекрытью,
Позовем подъёмный кран.
Пусть поставит нам опоры,
Чтобы прочно мост стоял.
Часть 4.
Анализ схемы постройки моста.
Дети, я тоже поработала инженером-проектировщиком и начертила схему арочного моста, который мы сегодня постараемся построить.
Какие можно выделить части моста? (Подъём, место переезда, спуск, пролёт, опоры по бокам и посередине моста)
– Давайте рассмотрим, из каких строительных деталей он состоит. Какие строительные детали мы будем использовать при строительстве подъёма и спуска? (Маленькие треугольные призмы и кубики)
– Возьмите в руку треугольную призму и покажите ту сторону, которая показана на схеме (Вызывается ребёнок, чтобы показать все треугольные призмы на схеме)
– Возьмите в руку кубик. Какой формы все стороны у кубика? (Квадратные, вызванный ребёнок показывает все кубики на схеме)
Что заменит кубик посередине моста? (Опору)
– Какие строительные детали заменят опоры по разным берегам реки? (Маленькие полукубы)
– Возьмите полукуб и покажите ту сторону, которая изображена на схеме. (Вызванный ребёнок показывает на схеме все полукубы)
– Какие строительные детали заменяют место переезда? (Арки)
– Найдите арку на столе и покажите ту сторону, которая изображена на схеме (Вызванный ребёнок показывает арки на схеме)
– Сколько арок на схеме? (Две)
– А сколько у вас на столах? (Четыре)
– Посмотрите, какая арка узкая, а место переезда должно быть широким. В процессе строительства вы поймёте, почему вам понадобится 4 арки.
Часть 5.
Строительство моста.
-Перед вами лежит синий прямоугольник, он заменит речку. Положите «реку» перед собой вертикально, через неё вы будете строить мост. Схема показывает вид спереди боковой части моста.
В процессе строительства наблюдать за тем, что некоторые дети могут испытать трудности. Таким детям предложить строить вдвоём, но сначала договориться о том, что будет делать каждый.
После завершения строительства предложить детям взять машинки и показать, как Айболит переправился по мосту на другой берег, купил в аптеке лекарство и привёз зайчику. Зайчик быстро поправился и снова стал весёлым и задорным. Все лесные жители благодарят вас, ребятки, за то, что вы построили мост. Они говорят вам «Спасибо!» А доктор Айболит дарит вам витаминку, чтобы вы никогда не болели.
Анализ занятия:
– Что нового мы узнали сегодня?
Дети: 1) Узнали, какие бывают мосты (Пешеходные, железнодорожные, автомобильные)
2) Через какие препятствия их строят (Реки, овраги)
3) Узнали из каких частей состоят мосты: место переезда, пролёты, опоры.
4) Научились строить мост, опираясь на схему конструкции.
5) Помогли Айболиту купить лекарство в аптеке для зайчика.