Автор: КОСТАКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МКУДО ДООЦ

Особое значение формирования правильной речи в период дошкольного детства. Миссия логопеда.

Эссе на тему:  Особое значение формирования правильной речи в период дошкольного детства и миссия логопеда.

Речь, как живой организм, откликается на все значимые события, происходящие в семье и обществе. Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни и важно не упустить особо ценных моментов в развитии ребенка, таких как сензитивный период развития речи, которым является дошкольное детство. Дошкольный возраст – период становления речи. Дети, не получившие в этот период соответствующего развития речи, а при необходимости и квалифицированной помощи специалистов, не смогут наверстать упущенные возможности. Речь – основа качественного преобразования психических процессов. У детей, имеющих нервно-психические и соматические заболевания, задерживается формирование всех психических функций  и, как следствие, все больше появляется детей с нарушениями речи. Предупреждение речевых нарушений детей, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или не готовность ребенка к началу школьного обучения и дальнейшим жизненным этапам. 

Современное общество требует от учителя-логопеда  проявления активной жизненной и профессиональной позиции. В качестве главного показателя профессионального мастерства, я считаю это умение понять причину того явления, с которым столкнулся педагог. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации. Таким образом, за профессиональным мастерством скрадывается умение работать с конкретным ребенком. А так же умение подойти к любой ситуации не стандартно. Профессиональная репутация педагога коррекционно-развивающего обучения во многом зависит от его активности в достижении максимально возможного уровня развития ребенка с особыми образовательными потребностями и интеграции его в повседневной жизни.

Важным социальным условием развития речи является правильно организованная речевая среда. Ребенка учит то, что его окружает. Родителям кажется. Что они говорят с ребенком много. Однако именно общения с родителями ребенку часто не достает. «Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.» Д.И. Писарев 

При разговоре с детьми обязательно нужно вслушиваться в их ответы: ведь ребенок нуждается в собеседнике! Необходимо использовать любой удобный момент для разговора с детьми: по дороге домой, дома, в гостях, на прогулке, во время выполнения домашних дел. Привлекать ребенка к наблюдению, учить его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в отпуске или в выходной день. Кроме того, ребенок должен слышать красивую, четкую, грамотную речь, начиная с первых дней жизни. Именно круг семьи закладывает те самые эталоны речи, которыми ребенок будет руководствоваться в дальнейшем. Речь появляется, когда у ребенка есть потребность в чем либо. Взрослому важно вовремя использовать эти моменты и тогда ребенок, даже имеющий серьёзные патологии развития будет разговаривать. Надо поощрять любые речевые попытки, в зависимости от возможностей ребенка. Детям с речевыми нарушениями в условиях детского сада специалисту необходимо создавать специальные условия для развития и коррекции речевых функций.

С родителями я выстраиваю партнерские отношения, ведь именно родители являются заказчиками образовательных услуг учителя – логопеда и первыми моими помощниками в коррекционно – развивающей работе. Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь этим принципом и девизом: «Родитель — не гость, а полноправный член команды!». Всегда учитываю мнения других педагогов, воспитателей, педагога-психолога, врача терапевта консультируюсь у них, если это необходимо, консультирую их. Ребёнок, родители, педагоги, психолог, врачи и я — команда! Команда должна работать в единстве друг с другом. И цель у нас одна: сделать каждого ребенка счастливым, помогая ему научиться говорить, общаться, радоваться каждому дню.

      Речь – чудесный дар природы, данный человеку.  Взрослые должны приложить много усилий, чтобы речь ребенка развивалась. Семья и детский сад не смогут заменить друг друга и не должны этого делать. А должны оказывать взаимную помощь. Родители – главные люди, ответственные за воспитание и развитие своих детей, а педагоги помощники в этом нелёгком и важном деле. От того, что ребенок посещает речевую группу, занимается с логопедом, его речь не станет правильной и красивой, чуда не произойдет. Без участия родителей в исправлении речевых нарушений не обойтись. Успех все логопедической работы во многом зависит от того, добросовестно ли семья относится к выполнению методических рекомендаций логопеда и воспитателя. При активном участии всех членов семьи ребенка, тесном взаимодействии родителей, педагога и ребенка, речевые нарушения будут устранены. 

У каждого человека есть определенная «миссия» в этом мире. Моя «миссия» — работа с детьми. Я хочу помочь каждому ребенку с речевыми нарушениями и чувствую удовольствие и удовлетворение, когда вижу хорошие результаты. Особенно приятно, когда эти результаты видят родители и сами дети.

Делать то, что ты любишь – свобода, любить то, что ты делаешь – счастье. Когда любишь, хочется что-то делать во имя любви. Хочется жертвовать собой. Хочется служить. Эрнест Хемингуэй Любить, принимать участие, наблюдать, задавать вовремя нужные правильные вопросы – это важно.. Важно разглядеть, помочь раскрыть  уже существующие задатки в маленьком человечке, вовремя увидеть проблемы и стараться общими усилиями способствовать их решению.