автор: Костина Людмила Петровна
воспитатель МБДОУ “ДС №62 “Почемучка”
Проект в подготовительной к школе группе «Звёздочка в ладошках”
Проект в подготовительной к школе группе по теме: «Звёздочка в ладошках» (Космос)
Тип проекта: информационно – познавательный, поисково – исследовательский, краткосрочный.
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 06.04. – 10.04.2020 г. (неделя)
Актуальность проекта: Как мы уже знаем с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – это самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. И мы заметили, что детей нашей группы так же, стала, привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните и вы свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо, и думать, воображать, представлять, какие секреты оно хранит?
Так как же поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? И мы решили, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
Проблема: На протяжении двух лет дети нашей группы стали очень часто задавать много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, и мы решили, что данный проект поможет им научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Постановка проблемы: Что такое космос? Для чего человек осваивает космическое пространство?
Гипотеза: Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель проекта: Продолжать создавать условия для формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
Обучающие:
– Продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
– Продолжать расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
– Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
– Продолжать формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Развивающие:
– Продолжать развивать познавательную активность детей, обогащая представления о космосе.
– Продолжать развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение)
– Продолжать развивать коммуникативные умения и навыки.
– Продолжать развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
– Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Воспитательные:
– Продолжать воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.
– Продолжать прививать любовь к планетам, героям освоения космоса.
Задачи по работе с родителями:
– Продолжать привлекать семьи воспитанников к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Задачи для воспитателей:
– Составить перспективный план, разработать конспекты мероприятий.
– Создать предметную развивающую среду, способствующую развитию познавательной активности детей.
– Привлечь родителей к работе над проектом.
– Способствовать сплочению детского коллектива.
Предполагаемый результат:
Для детей:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что, несомненно, позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Для воспитателей:
Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.
Для родителей:
Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.
Этапы проекта:
- Подготовительный:
– Анализ предметной среды группы;
– Беседа с детьми и родителями;
– Составление плана;
– Подбор и изучение литературы по теме проекта.
- Основной:
– Создание в группе условий для реализации проекта;
– Деятельность в соответствии с планом проекта; проведение НОД, СОД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
– Консультации с родителями.
Перспективный план на неделю
Дни недели | Содержание совместной деятельности детей с педагогом, сверстниками | Сотрудничество с семьями |
Понедельник
06.04 |
Проблемный вопрос: «Что такое космос?». Мотивация: детям приходит письмо от Звёздочки – путешественницы, которая приглашает ребят, отправится в космическое путешествие. | – Рекомендации по лексической теме «Космос».
– Предложить родителям побеседовать с детьми о космосе, планетах солнечной системы; найти дома подходящую литературу и совместно ее изучить. – Совместно с родителями подобрать книги, иллюстрации, аудио и видеоматериалы о космосе. |
Познавательное развитие. Тема: «Звёздное путешествие».
Цель: познакомить детей с историей покорения космоса и первых космонавтах; расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма. |
||
Лепка. Тема: «Ракета»
Цель: Закреплять знакомые приемы в лепке дополнять поделку различными деталями из бросового материала. |
||
Беседа: «Кого принимают в космонавты?»
Цель: Закреплять представления о необходимости заботиться о своём здоровье с детства. Уточнить какие физические качества нужны космонавтам. |
||
Упражнение: «Ракеты стартуют».
Цель: Упражнять детей в прыжках с места в высоту. |
||
Чтение Н.Носов: «Незнайка на Луне».
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Н. Носова. Закрепплять умение анализировать поступки героев. |
||
Конструирование из деревянного конструктора: «Космодром».
Цель: упражнять детей в конструировании космодрома; развивать воображение, способность концентрировать внимание. |
||
Дидактическая игра: «Восстанови порядок в солнечной системе».
Цель: расширять представление о вселенной, космосе, звёздах. |
||
Игры на интерактивной доске по теме «Космос»
Цель: продолжать учить детей работать с интерактивной доской. |
||
Вторник
07.04 |
Проблемный вопрос: «Для чего человек осваивает космическое пространство?». | – Совместная работа родителей и детей по созданию ракеты из пластиковых бутылок. Для выставки.
– Прочитать с детьми произведения (на выбор): сказки У. Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»; Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах» – Познакомить с методикой составления |
Развитие речи. Тема: «Встреча с Марсиком»
Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни. активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. |
||
Аппликация: «Животные – покорители космоса» (составление интеллект – карты)
Цель: познакомить детей с понятием интеллект – карта, учить составлять интеллект – карту с помощью аппликации. |
||
С/р игра: «Уроки Звездочёта».
Цель: формировать умение детей придумывать сюжет для игры, самостоятельно распределять роли, поощрять дружеские взаимоотношения. |
||
Слушание космической музыки.
Музыкальные произведения группы Зодиак. Цель: развивать умение слышать и понимать музыкальный образ. |
||
Просмотр мультфильма: «Тайна третей планеты».
Цель: продолжать учить детей внимательно смотреть мультипликационные произведения. Учить высказывать свое мнение об увидином. |
||
Конструктивная игра: Складывание созвездий из мозаики.
Цель: способствовать развитию творческого воображения и эстетического восприятия окружающего мира, развивать мелкую моторику рук и целеустремленность. |
||
Беседа: «Что случится с нашей планетой, если…»
Цель: Закрепить знание детей о том, что наша планета называется “Земля”, что она имеет круглую форму, на ней живут разные люди, птицы, животные, на ней много океанов, морей, рек; воспитывать у детей любознательность, любовь и бережное отношение ко всему, что есть на планете. |
||
Среда
08.04 |
Проблемный вопрос: «Зачем нужны планеты?» | – Предложить родителям вместе с детьми создать папку передвижку или информационную карточку (лепбук) «Загадочная Вселенная» или «Что мы знаем о космосе?»
– Пригласить к участию в конкурсе совместных поделок «Этот загадочный космос» |
Познавательное развитие. ФЭМП. Тема «Путешествия к планетам»
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей по теме «Числа и цифры» в пределах от 1 до 20 с учётом дифференцированного подхода через дидактические игры. |
||
Интеллектуальная игра: «Путешествие к далеким планетам»
Цель: развивать интерес детей к интелектуальным играм. |
||
Беседа: «Здоровье космонавта».
Цель: уточнить и расширить представления о медицинских работниках, специализации врачей, профессиональной деятельности врачей: довести до сознания детей необходимость бережного отношения к своему организму. |
||
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие к неизвестной звезде».
Цель: обогащать знания детей о космосе и космонавтах, учить использовать свои знания в игре, выполнять игровые действия в соответствии с взятой на себя ролью. |
||
Чтение: Миф «Как Солнце и луна в гости друг другу ходили»
Цель: познакомить детей с мифами. |
||
Из пластмассового конструктора – «Космический корабль».
Цель: развивать творческую фантазию детей их образное мышление, продолжать учить детей работать с пластмассовым конструктором. |
||
Эксперимент с глобусом и лампой: «День и ночь», игра-опыт (падение метеорита)
Цель: продолжать развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности. |
||
Четверг
09.04 |
Проблемный вопрос: «Звёзды, какие они?» |
– Консультация на тему: «Познание мира». – Памятка: экспериментируем дома: «Опыты и эксперименты» (по теме «Космос» |
Познавательное развитие. Конструирование. Тема «Ракета» (оригами).
Цель: Учить методом оригами конструировать из бумаги ракету. |
||
Развитие речи. Сочинение рассказов на тему: «Космические истории»
Цель: Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение. |
||
Рисование. В технике свеча + гуашь «Дорога к звёздам».
Цель: вызвать интерес детей к технике нетрадиционного рисования. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка. |
||
Чтение: «Большая детская энциклопедия» (раздел «Космос»)
Цель: Систематизировать знания детей о космических телах, планетах солнечной системы, космонавтах. |
||
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. |
||
П.и.: «Метеоритный дождь».
Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал. |
||
Игра – импровизация: «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку).
Цель: Закреплять умение детей выполнять плавные движения в такт музыки. |
||
Пятница
10.04 |
Проблемный вопрос: «Что такое кометы?» | – «12 апреля – День космонавтики» (памятка для родителей, что рассказать детям). |
Познавательное развитие. ФЭМП. «Звездный лабиринт» (математический квест)
Цель: Закрепить умение «читать» интеллект-карту. Повторить понятия «единица», «десяток». Учить сравнивать числа в пределах 50 по «алгоритму сравнения». Развивать воображение |
||
Рисование Тема: аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель « Полёт в космос».
Цель: развивать творчество, эстетический вкус, оценивать свою деятельность. |
||
Беседа: «Поможем жителям грустной планеты»
Цель: через беседу вызвать у детей желания помочь жителям дальней планеты. |
||
Игровое упражнение: «Выложи из палочек» (ракету, робота, инопланетянина и др.)
Цель: Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. |
||
Упражнение: «Сядем парочкой» – упражнять детей в поддержании равновесия, развивать координацию движений. | ||
Конструирование: «Космические аппараты»
Цель: учить создавать поделки из бросового материала, учить работать коллективно. |
||
Придумывания танца: «Танец инопланетян».
Цель: Развивать умение детей придумывать движения, двигаться под музыку. |
III. Итоговое мероприятие: «Первые в космосе» (совместно с родителями)
Оформление выставки детско – родительских работ: «Этот загадочный космос»
Продукты проекта:
– Оформление выставки детского творчества в группе «Эта загадочная Вселенная».
– Составление творческих рассказов, фантастических сказок на тему: «Космическое путешествие».