автор: Костина Наталья Михайловна

Воспитатель Детский сад №46 «Надежда», город Норильск

Технологическая карта на тему НОД «Золотая осень» по образовательной области: художественно — эстетическое развитие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №46

«Детский сад комбинированного вида «Надежда»

66300 г. Норильск, ул. Лауреатов 63

Технологическая карта на тему НОД «Золотая осень» по образовательной области: художественно — эстетическое развитие.

Подготовил воспитатель: Костина Н.М.

 

Тема: золотая осень
Возрастная группа: старшая группа
Алгоритм действий Содержание Требования к выполнению
Определение и формулирование цели НОД Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передовая колорит осени в ясный день: яркую  разнообразную по цвету окраску листвы, листопад. Цель связана с темой НОД, должна быть четкой, конкретной, однозначной, соответствовать возрасту
Формулирование задач в соответствии с целью и видом деятельности
  1. Продолжать учить детей  составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги.
  2. Формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).
  3. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени
Должны отражать этапы достижения цели и быть техническими, изобразительными, композиционными по содержанию, направленными на личностное развитие ребёнка, отражать используемые материалы
Создание условий:

— предварительная работа,

— подготовка материала,

— организация рабочего места

— организация обстановки

Предварительная работа                                                                                  1.Знакомство детей с техникой тонирования листа бумаги, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев (осени).                                                                              2.Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.                                   3. Разучивание стихов об осени: М. Лесовая «Золотой дождь», Е.Трутнева «Осень, Л. Зимина «Осенние листья».                                                                  4. Беседы о приметах осени. 5. Загадывание загадок об осени.                                                  6. Чтение коротких рассказов М. П Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки». 7. Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери», 8.Дидактические игры: «Осенние приметы», «С какого дерева лист», 9. Разучивание танца «Вальс осенних листьев».

Подготовка материала.                                                                                                       У воспитателя несколько картин  (репродукции с изображением парка, леса, рощи в осенний ясный день, три, четыре  картонные фигурки мальчиков и девочек.

У детей голубые листы бумаги с заранее нарисованной широкой полосой земли, травы (дети на кануне занятия закрасили  акварелью); краски гуашь, мягкие кисточки, тряпочки для осушения кисти, палитры на каждого ребёнка.

Организация рабочего места.

Столы ставятся в три ряда.                                                                                 В этой группе целесообразно назначать 3 пары дежурных по количеству рядов, поручая каждой паре расстановку и оборудование своего ряда столов. Дежурные расставляют столы, ставят на них воду (вода не должна превышать верхний изгиб банки т. е. на 3 -4 см ниже верхнего края ). Стаканчики с водой и краски ставят перед листом бумаги. Подставка с кисточкой – справа от каждого ребёнка, тряпочки также кладут около подставок, палитра на каждого ребёнка.

Организация обстановки

В игровой зоне на  ковре ставится мольберт, на него прикрепляются иллюстрации с осенним пейзажем. Готовится коробочка (посылка). Дети входят в группу и садятся на ковёр.

— связь предшествующего опыта с темой, с материалами, с техникой выполнения планируемой НОД

— разнообразие планируемого материала по средствам представления, по средствам воздействия

— выполнение условий, рекомендованных методикой

— рациональное использование зонирования группы, смена видов деятельности

Мотивация деятельности детей, форма представления идеального конечного результата, формулирование требований к нему — Ребята подойдите ко мне пожалуйста и послушайте загадку, определите о каком времени года в ней говориться?

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница скажете вы? (осень)

Показываю детям коробку, открываю и сообщаю, что в нашу группу пришла посылка от Осени. В посылке – красивые листочки, веточки, гроздья рябины. Предлагаю подойти и выбрать по одному листочку. Дети рассматривают разложенные на столе красивые осенние листочки, описывают их « красивыми» словами; вспоминают, как гуляли в парке, собирали листья, шуршали ими. Спрашиваю детей, не хотят ли они сохранить красоту осени  и как это можно сделать.

— Ребята, я предлагаю вам сегодня превратиться в художников и нарисовать картины с осенним пейзажем. Пусть это будет парк или роща.                                                                             Так, как осень красивое время года, то изображения на картинах должно быть изображено в яркий осенний день. Небо должно быть голубое, стволы деревьев тёмные. Листва разная по цвету ( красная, оранжевая, жёлтая, тёмно – жёлтая). Картины должны быть радостными.                                                                                               

Опора на возрастные особенности детей, учёт ведущего вида деятельности, особенностей развития мышления. Формулировка требований словесная и через символы. Учёт требований к речи педагога
Обращение к чувственному опыту детей через использование дидактического наглядного материала Предлагаю рассмотреть иллюстрации осеннего пейзажа.

— Ребята, я была на выставке картин, где разные художники представляли свои работы. Они рисовали осенний пейзаж. Кто знает, что такое пейзаж? Верно, пейзаж – это жанр изобразительного исскуства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображенная человеком природа.  Посмотрите. Эту репродукцию картины написал Исаак Ильич Левитан. Она называется «Золотая осень» Посмотрите, какие он использовал цвета. Назовите их (указывающий, подсказывающий жест). Вы все знаете, что картина должна быть выполнена с учётом правил композиции. Есть первый план, он является ближним, есть второй план, он является дальним. Какие могут быть варианты расположения объектов на картине? (по диагонали, вряд, в два ряда. Хаотично). (указываю на репродукции картин с названными расположениями). Посмотрите, что на первом плане изобразил художник? (деревья с лева), а на втором плане? (что виднеется речка?).Какого цвета краски он использовал? (он использовал красные цветосочетания ).  Давайте обратим внимание на деревья. Посмотрите. Что это за дерево? (это берёза). По каким признакам вы догадались, что это берёза? Правильно, посмотрите, у неё тонкий ствол, длинные тонкие ветви. У берёзы особый окрас ствола. Он белый с чёрными штрихами.

— А это, что за дерево? (это осина). Правильно, она похожа на берёзку? (да, у неё тоже тонкий ствол, длинные и тонкие ветви). А чем отличается от берёзки? (у берёзки полосатый ствол, а у осины нет, ещё у них разная форма листа, осина выше).

— А это дерево называется…? (дуб). Что общего у него с берёзкой и осиной? (да, это тоже дерево, у него есть ствол, ветви, листья). А чем от них отличается? (у него толстый, могучий ствол, крепкие ветви, и другая форма листа). Ребята, обратите внимание, чем ствол дерева ниже, тем он толще, а чем выше, тем он тоньше. Ветви деревьев приподняты вверх, т. к. когда они растут, то тянутся к солнцу (к каждому дереву прикладываю соответствующие листья).

— А теперь посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (это ягодные кустарники: смородина и шиповник). Что у них общего? Чем они отличаются от деревьев? (у них несколько тонких стволов, у них есть листья, которые отличаются по форме и по размеру, они значительно ниже, чем деревья).

— Ребята, вы обращали внимание, что осенью листья деревьев меняют свой цвет. Каких цветосочетаний листья осенью? (зелёно – жёлтые, зелёно – красные, жёлто – красные, жёлто – коричневые, красно – коричневые). Показываю и уточняю, как называются эти деревья, какая форма листьев и какого они цвета.

Опора на различные каналы получения информации (модальности), учёт особенностей памяти дошкольника, использование различных видов наглядности в соответствии с темой, целью и задачами НОД
Определение последовательности и способов работы детей (процесс выполнения и сформированность у детей технических умений) — А теперь проходим и садимся за столы. Ребята, придвиньте к себе листы бумаги. На листах уже есть голубое небо и широкая полоса земли (травы). На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше. Если дерево близко, где вы его нарисуете? А если дальше? Чтобы успеть нарисовать три – четыре дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев; а потом уже на всех деревьях будете рисовать листву. Деревья изображайте высокими. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями. Учёт методических требований и соответствие возрасту
Самостоятельная деятельность детей, приёмы руководства деятельностью детей Дети приступают к выполнению работы. В процессе работы я побуждаю детей использовать разные краски для изображения  осенней листвы. — Данил смешай красную и жёлтую краску и у тебя получится цвет оранжевый для рисования листвы.                                                                               – Ребята, посмотрите ещё раз на картины, чтобы убедится в разнообразии осенней окраске листвы. Не забывайте что, листву можно нарисовать разными техническими приёмами рисования (всей кистью, концом, вертикальными мазками). Кроме деревьев можно изобразить кусты. Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве.

— Помните, что ствол у основания  земли толще, вверху тоньше и разветвлён. Ветви чем ниже. Тем они массивнее, и длиннее.

В процессе работы я напоминаю, как правильно пользоваться красками.

— Смачивайте кисточку в воде, лишнюю воду убираем о край стаканчика, обмакиваем её в краску, набираем краску на кисточку. Лишнюю краску снимаем о края коробочки.

— Не забывайте пользоваться палитрами для получения необходимого вам оттенка для изображения листвы.

Во время работы детей, хожу со своим листом бумаги и своей кисточкой, смотрю, как дети справляются с работой, если нужна помощь, то показываю на своём листе, ребёнок повторяет на своём. Тем детям, которые справились с заданием, можно предложить нарисовать дорожки в лесу, парке, скамейки и др. Напоминаю, что рисовать нужно старательно и аккуратно.

За пять минут до окончания занятия сообщаю.

— Ребята, наше занятие подходит к концу. У вас осталось несколько минут. Посмотрите у всех получился яркий осенний день? Алёна, чтобы работа не казалась тёмной добавь в листву жёлтую краску. А Кирилл нарисуй солнце и у тебя получится ясный осенний день.   

Приёмы организации взаимодействия детей, педагога с детьми, учёт возрастных и индивидуальных особенностей
Приёмы снятия мышечного и умственного напряжения Дети, посмотрите, сколько разноцветных листьев нам принес осенний ветер. Давайте с ними поиграем,  ( дети выходят из – за стола, игра проводится на ковре).

Игра «Волшебное превращение»

Мы — листочки, мы – листочки, (дети стоят свободно, руки вверху)

Мы – осенние листочки,

Мы на веточках сидели, (покачиваются)

Ветер дунул – полетели. (разбегаются)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (бегают, кружатся)

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок. (приседают на корточки)

Ветер снова вдруг подул

И листочки тихо сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (вновь разбегаются и приседают)

Учёт специфики нагрузки на отдельные группы мышц в зависимости от вида продуктивной  деятельности. Умение предусмотреть игровое взаимодействие детей. Связь с темой НОД
Приёмы стимулирования качественного и своевременного выполнения задания Ребята не забывайте, что осень красивое время года, то изображения на картинах должно быть изображено в яркий осенний день. Небо должно быть голубое, стволы деревьев тёмные. Листва разная по цвету ( красная, оранжевая, жёлтая, тёмно – жёлтая). Работа должна быть выполнена старательно аккуратно. Картины должны быть радостными. И только эти работы мы сможем  взять для оформления парка. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Требования к речи и невербальному общению
Форма подведения итога, сравнение с ИКР, соответствие требованиям Итак, почти все художники закончили работу над своими картинами. Кто уже закончил можете принести свою работу на общий стол. Начинается предварительный просмотр живописных  работ юных художников. Можно ли узнать какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень? Какой осенний день нарисован у Данила – ясный или пасмурный? Как это можно узнать? (голубое небо, яркая листва). Можно ли узнать, что Алёна изобразила «золотую осень»? Почему можно? Правильно,  у Алёны на рисунке больше всего жёлтых, оранжевых, красок, которые напоминают цвет золота. Молодец Алёна! Как вы думаете все ли справились с заданием? Лена как ты рисовала крону деревьев. Правильно, разными техническими приёмами рисования (всей кистью, концом, вертикальными мазками). Женя, сколько деревьев нужно было включить в пейзаж? Правильно, несколько. Женя тебе нужно доработать свою работу и дорисовать ещё деревья. Молодцы ребята, я вижу, что из вас получились хорошие художники, вы справились с заданием, вы старались передать цвета осени, внешние особенности деревьев. Выполняли свои работы старательно и аккуратно. Можно все работы объединить в одну и получится большой осенний парк.  Показать детям картонные фигурки девочек и мальчиков и предложить поиграть.

— Эти маленькие девочки и мальчики решили погулять в парке. Им захотелось побывать в самых красивых местах парка. Но парк большой, и они не знают, как найти эти места. Кто хочет найти эти места?

Я раздаю всем по одной фигурке и предлагаю поставить их возле самого красивого места в осеннем парке и рассказать своему мальчику или девочке, чем же оно привлекательно (какие растут деревья, какая у них листва, что ещё интересного есть в этом месте).

Учёт ведущего вида деятельности, использование приёмов рассматривания, оценки и сравнения полученных продуктов, варианты использования педагогических посредников. Приёмы формирования адекватной взаимооценки, самооценки
Обсуждение и определение возможных вариантов использования полученного продукта в других видах деятельности После занятия можно прикрепить несколько рисунков к картинной трехстворчатой ширме и предоставить детям фигурки мальчиков и девочек для игры. Добавить картонные деревья, кусты, или дети могут сами нарисовать их на вырезанных силуэтах, а потом прикрепить на подставки. Из строительного материала можно сделать ограду, скамейки.  . Учёт ведущего вида деятельности, разнообразие, нестандартность, приближённость к интересам детей, отражение тематического планирования
Уборка рабочего места, сбор оборудования, его размещение в местах хранения По окончания работы дежурные: относят и выливают воду, моют стаканчики, кисти, палитры, собирают наборы красок, ставят в отведённое место.

Можно распределить дежурство между дежурными: Дежурные первого ряда убирают стаканчики с водой (выливают воду и моют стаканчики)

Дежурные второго ряда собирают кисточки и палитры, моют и ставят в отведённое место для хранения.

Дежурные третьего ряда собирают  подставки для кисточек, ставят в отведённое место для хранения. Замачивают тряпочки (в свободное время воспитатель их простирывает и просушивает). Не забывают протереть столы.

Мотивация, соответствие организации и приёмов руководства возрастным особенностям