Проект по развитию математических представлений дошкольников с РАС развития в сюжетно-ролевой игре

автор: Костина Наталья Михайловна

воспитатель город Норильск МБДОУ “Детский сад №46 “Надежда”

Проект по развитию математических представлений дошкольников с РАС развития в сюжетно-ролевой игре

 

 

 

Проект по развитию математических представлений дошкольников с РАС развития в сюжетно-ролевой игре

Тема: развитие математических способностей дошкольников с РАС.                                                             

 

Участники: учитель-дефектолог., воспитатели., родители, дети.          

 

Продолжительность: октябрь – май 

 

Актуальность.

Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Она не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему эмоциональный комфорт. В игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Таким образом, сюжетно-ролевая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Становление игровой деятельности у детей с задержкой психического развития подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленней и имеет ряд специфических особенностей. У всех детей с ЗПР различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. У воспитанников с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая отражается и на формировании элементарных математических представлений.

В сюжетно-ролевых играх дошкольников происходит формирование математических представлений с опорой на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой детям с ЗПР легче усвоить весь объем математических знаний, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих, математических понятиях.В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.

Содержание проекта, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с ЗПР в различных направлениях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Цель: создание условий для развития математических представлений дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Образовательные:

– формировать умение отсчитывать и пересчитывать предметы в пределах 10;

– обучать практически использовать количественные и порядковые числительные в сюжетно-ролевой игре;

-формировать представления детей оправилах поведения в торговых предприятиях, в зоопарке, на почте, в поликлинике;

– расширять знания детей о функциональных особенностях персонажей сюжетно-ролевых игр;

-совершенствовать умение детей взаимодействовать в игре, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями.

Коррекционно-развивающие:

– развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентацию в пространстве и времени, установление взаимосвязей;

– развивать наглядно-образное мышление, внимание и память.

Воспитательные:

– стимулировать и поощрять любознательность и наблюдательность;

– воспитывать культуру общения в игре, развивать коммуникативныенавыки

 

Формы и методы организации проекта: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, наблюдения, рисование, аппликации, сюжетно-ролевые игры,дидактические игры.

 

 

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. 

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Поиграем, посчитаем!»

  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры

Режим СОД: 1 раза в месяц;

продолжительность – 25-30 минут.

 

Перспективный план работы с детьми и родителями

 

№ занятия  Месяц Тема занятия Задачи  Виды деятельности
1 Октябрь «Магазин «Овощи-Фрукты» Упражнять в отсчитывании и пересчитывании предметов в пределах 5 Беседа «Знакомство с профессиями работников торговых предприятий.Правилами поведения в магазине»

 (дефектолог)

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре (воспитатель)
Просмотр мультфильма (воспитатель)
Сюжетно-ролевая игра (дефектолог, воспитатель)
2 Ноябрь «Зоопарк» Упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 5, развивать умение практически использовать количественные и порядковые числительные. Просмотр мультфильма(воспитатель)
Игра «Изобрази животное» (дефектолог)
Беседа «Правила поведения в зоопарке» (дефектолог)
Сюжетно-ролевая игра(дефектолог, воспитатель)
Декабрь «Почта» Развивать умение действовать с предметами и без, развивать знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5  Презентация «Ознакомление с трудом работников связи» (дефектолог)
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»
Продуктивная деятельность (изготовление конвертов, открыток) (воспитатель)
Сюжетно-ролевая игра (дефектолог, воспитатель)
Январь «Поликлиника» Развивать умение действовать с предметами и без, развивать знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5 Экскурсия в медкабинет (дефектолог)
Продуктивная деятельность

(воспитатель)

Сюжетно-ролевая игра (дефектолог, воспитатель)
Февраль «Автопарк» Развивать умение детей сравнивать числа, определять связи и отношения между ними, закреплять понятия «до», «после» Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» (дефектолог)
Продуктивная деятельность «Изготовление билетов»

 Рисунок «Мой любимый автобус»

(воспитатель)

Викторина «Угадай профессию»

(дефектолог, воспитатель)

Сюжетно-ролевая игра (дефектолог, воспитатель)
Март «Магазин «Мебель» Развивать умение детей раскладывать и составлять числа из двух меньших в пределах 10.

Развивать представления детей о разных торговых предприятиях – магазинах, супермаркетах.

Игра «Что где купить?» (дефектолог)
Продуктивная деятельность. Изготовление атрибутов для игры (воспитатель)
Сюжетно-ролевая игра (дефектолог, воспитатель)
Рассматривание и обсуждение фотографий «Профессии моих родителей»

(дефектолог, воспитатель)

Апрель «Кондитерская фабрика» Развивать умение детей раскладывать и составлять числа из двух меньших в пределах 5. Экскурсия на кухню ДОУ 
Опытно-экспериментальная деятельность «Изготовление конфет из соленого теста» 

Сюжетно-ролевая игра (дефектолог, воспитатель)

Проведение ярмарки с участием родителей (выставка-продажа работ, сделанных своими руками)
Май Интеллектуально-познавательная игра Закреплять понятия  Интеллектуально-познавательная игра «В мире профессий»

 

Ожидаемые результаты.

 

  • повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР;
  • применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности,
  • активизация познавательной деятельности детей с ЗПР;
  • повышение концентрации и объема внимания и памяти;
  • расширение знаний детей об окружающем мире

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры сматематическим содержанием». – Москва, Педагогика, 1987г
  2.  Колесникова Е.В. «Математика для детей», Москва, Сфера, 2017 г.
  3. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н., «Математическая азбука», Москва, Педагогика, 1988г

 

Проект по развитию математических представлений дошкольников с РАС развития в сюжетно-ролевой игре
Пролистать наверх