автор: Костина Наталья Михайловна

Воспитатель Город Норильск. МБДОУ №46 «Надежда»

Проект «Хлеб всему голова» подготовительная к школе группа для детей с ЗПР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46 «ДЕТСКИЙ САД «НАДЕЖДА»

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

«Хлеб всему голова» 

Подготовительная к школе группа для детей с ЗПР  (Радуга) 

Сроки реализации: 1 неделя (26.07.19 – 30.08.19)

 

                                                                                                                                                                           

 

                                                                                                                                                                      Составил воспитатель:  Костина Н. М. 

 

 

Проблема. 

В нашей группе дети небрежно обращаются с хлебом? Дети  не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.

Актуальность проекта. 

Актуальность этой темы состоит в том, что у детей нашей группы нет понимания ценностного отношения, к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети не ценят хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.

Цель проекта: 

 

создать условия для формирования у детей представлений о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол

 

Задачи:

 Образовательные. Формирование представлений о выращивании хлеба; расширить знания у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека; обратить внимание на содержание труда людей.

 Коррекционно — развивающие. Развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать суждения; развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь, коммуникативные навыки общения.                                                                                                   Воспитательные. Воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

 

Вид проекта: краткосрочный,  творческо – информационный.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: 1 неделя (26.07.19  – 13.08.19)

 

Прогнозируемый результат: 

дети знают о том, как хлеб попадает на стол; кто заботится  о том, чтобы мы могли приобрести его;                                                                                — знакомы с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления хлебобулочных изделий; — бережно относятся к хлебу; понимают взаимосвязь «человек-природа». 

 

Итоговое мероприятие:

— показ сказки «Колобок румяный бок»                                                                                                                                                                               

Продукт проект:                                                                                                                                                                                                         

— лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.

 

1.Подготовительный этап:

— формулирование проблемы;                                                                                                                                                                                               — определение актуальности, цели и задач; — подбор методической и художественной литературы;                                                                                                                                                 

2.Основной этап:

        — организация предметно-развивающей среды,                                                                                                                                                                  — подбор иллюстраций по проекту «Хлеб всему голова»                                                                                                                                                                      — рассматривание иллюстраций по теме;                                                                                                                                                                                                                    

— сюжетно-ролевые и дидактические игры;                                                                                                                                                                                                — изобразительная деятельность           — индивидуальная работа с детьми, — подвижные игры,                                                                                                                                                                                                               — чтение художественной литературы, — беседы.

3.Заключительный этап: 

— обобщение результатов работы; 
— инсценировка русской народной сказки «Колосок»;                                                                                                                                                                            — оформление выставки хлебных изделий из соленого теста;                                                                                                                                                        — приглашение родителей на выставку.

Работа с семьей.                                                                                                                                                                                                                                    — Ознакомление родителей с целями и задачами проекта. — Консультация: «Берегите хлеб».                                                                                                                                                                                                     — Изготовление хлебобулочных изделий дома вместе с детьми. — Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

 

Формы работы с детьми.                                                                                                                                                                                                                            — Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.                                                                                                        Задачи: Закрепление знаний творческим продуктом.

 

Предварительная работа:                                                                                                                                                                                                                                             — Подбор иллюстрированного материала по теме;                                                                                                                                                                             — Подбор литературы по теме.                                                                                  

Стих недели: 

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.

 

 

 

Перспективное планирование работы с детьми по проекту.

 

Образовательные области.
Познавательное развитие. Цели:                                                                                                                           — Формировать у детей первоначальные представления о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека.

—  Расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный). 

— Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

 — Познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий. 

Беседа «Как на наш стол хлеб пришел», «Какой бывает хлеб».

Просмотр мультфильмов: «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена; «Колобок» русская народная сказка;

Презентация «От зернышка до булочки»

Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность: превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Социально-коммуникативное развитие. Цели:

 — Воспитывать интерес к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
— Воспитывать  бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям                                                                                                                               — Развивать чувство коллективизма.

Закреплять полученные знания через игровую деятельность.                                                                                                           Рассматривание сюжетных картин «Как выращивали хлеб наши предки».                                                                       Сюжетно- ролевая игра: «Магазин булочная»,«Ярмарка».

 Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

Дидактические игры:  «Назови профессию»; «Что, где растет»; «Что из какой муки испекли?», «От зерна до каравая»; «Что сначала, что потом».                                                                            Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок», «Пирожок»…

Речевое развитие. Цели:

Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной тему хлеба.

— Приучать детей участвовать в общей беседе, слушать собеседника, не перебивая.

— Расширять и активизировать словарный запас детей.

— Развивать речевое дыхание.

Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе.                    Заучивание стихотворения «Из чего печётся хлеб?»

Чтение Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». 

Проговаривание скороговорок о хлебе.

Отгадывание загадок о хлебе.

Физическое развитие. Цели:

— Обеспечивать длительность пребывания детей на воздухе в соответствии с режимом дня.                                                                                           — Осуществлять комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, навыка самомассажа ног, рук. Беседа. «Что такое микробы» «Почему они опасны»,                                                  Утренняя гимнастика «Колосья».

Физкультминутки «Замесим тесто», «Жернова», «Колоски».

Подвижная игра «Мы убираем урожай», «Каравай», «Посадим зёрнышко».

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»                                         Дыхательная гимнастика: «Дрожжи»                                                 Зрительная гимнастика: «Во дворе», «Мостик», «Качели».                                                                              

Художественно-эстетическое развитие

 

Цели: Закрепление знаний творческим продуктом.                                            «Рисование» — «Колосок»

«Лепка» — «Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, тортики, печенье».

«Аппликация» — «Колосок» (из салфеток и ленточек). «Конструирование»: «Машина хлеб зерно».

Тематическая выставка в книжном уголке:  альбомы: «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб выращивают в наше время», «Хлебобулочные изделия», «Какой бывает хлеб»                                    Пальчиковый театр по мотивам украинской народной сказки «Колосок». 

Музыка: Слушание: песен «Колосок»,Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли», Хоровод «Каравай»

Раскраски, шаблоны, трафареты, схемы, образцы.

Самостоятельная деятельность  —  настольные игры,  рассматривание наглядно – дидактических  пособий, раскрашивание раскрасок, лепка хлебобулочных изделий.
РППС Иллюстрации этапов выращивания хлеба, тарелки с мукой, колоски и зёрна пшеницы.

Сказки, стихи, рассказы, иллюстрации, энциклопедии.

Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал. 

 Материалы для продуктивной деятельности: образцы, схемы для рисования, лепки, аппликации; краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.

 Настольные игры, логические задания.

Картотеки: «Загадки, стихи, пословицы и поговорки о хлебе», «Физминутки, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастики».

Фонотека: песни о хлебе.