Автор: Косьянова Елена Николаевна

педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма

Коррекционно-развивающая программа «Общаемся-играя» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Общаемся – Играя!»

 

Введение

 

Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем воспитания и развития старших дошкольников. Современные образовательные программы делают приоритетным интеллектуализацию воспитания и обучения. Основные усилия педагогов и родителей направлены на развитие в первую очередь познавательной сферы ребенка, главного с их точки зрения, компонента школьной готовности и дальнейшего обучения. Недостаток данного подхода состоит в том, что успешность социализации личности определяется не только когнитивными способностями, но и достаточным уровнем развития эмоционально-волевых процессов, а также коммуникативных навыков. Последние в свою очередь определяют конструктивность процесса общения.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок познает   законы и нормы человеческих взаимоотношений, высшие психические функции ребенка формируются сначала в общении со взрослыми и только затем становятся произвольными, то есть правильно построенное общение развивает старшего дошкольника в личностном и социальном аспектах.

Следует отметить, такое важное обстоятельство, что современный ребенок всё чаще испытывает дефицит общения, больше проводя времени у телевизора и компьютера, за играми во всевозможные гаджеты. Это приводит к тому, что дети старшего дошкольного возраста становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, не умеет вступать в контакт со сверстниками и другими людьми, поддерживать конструктивный диалог. По наблюдениям психологов в последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с повышенной тревожностью, конфликтностью, агрессивностью, не уверенностью в себе, явными трудности в налаживании взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми, что является прямым следствием деформации, а в отдельных случаях депривации общения со значимыми для ребенка взрослыми и сверстниками.  

По данным статистики в России лишь каждый пятый первоклассник стран (22%) является здоровым, к моменту окончания школы остаются полностью здоровыми только 2,5 % выпускников, соответственно 97,5 % имеют проблемы со здоровьем, в том числе и психическим. Число детей с аутизмом в стране неуклонно растет, так если в 2015 году насчитывалось 17 700 случаев заболевания, то в 2016 году уже более 22000. В России около 80 000 тысяч детей имеют диагноз ЗПР (задержка психического развития). Самое страшное, что статистика заболеваний детей с каждым годом растет.

Аналогичная ситуация прослеживается и в нашем регионе, добавляя ко всему прочему неблагоприятные климатические условия. Так, по результатам психологической диагностики детей 5-7 лет, проведенной в МДОУ Детский сад «Белоснежка» г. Надыма, отмечаем рост количества детей, имеющих отклонения эмоционально-волевой и коммуникативных сфер. Данные за последние три года, представленные в таблице 1, свидетельствуют о неблагоприятной тенденции увеличения детей младшего школьного возраста с различными психологическими трудностями.

Таблица 1

Результаты диагностики индивидуальных особенностей детей, проходивших диагностику в МДОУ Детский сад «Белоснежка»   

Уч. год Тревожность Не уверенность в себе Конфликт-

ность

Агрессив-

ность

Трудности в общении со сверстниками
2016-17 15 25 15 10 34
2017-18 17 27 19 14 39
2018-19 23 28 21 17 45

 

Таким образом, представленные данные статистики России и нашего учреждения свидетельствуют о необходимости поиска новых развивающих и коррекционных мероприятий, способных в современных реалиях технического прогресса, особенностей развития детей, проживающих в районах Крайнего Севера, преодолеть у детей трудности в развитии эмоционально-волевой сфере, развить их коммуникативные способности, способствовать сохранению психологического здоровья ребенка.

Другими словами, проблема диагностики и своевременной коррекции трудностей общения и психического развития старшего дошкольника является достаточно острой и востребованной как в России, так в нашем регионе.

           На наш взгляд, основным технологическим методом, способствующим развитию и коррекции всех выше перечисленных трудностей, возникающих у детей старшего дошкольного возраста, могут выступать настольно-печатные игры различной тематики и направленности. 

 

1.1 Цель и задачи социальной технологии «Общаемся – играя!»

 

Исходя из выше изложенного целью Проекта «Общаемся – играя!» является развитие коммуникативного потенциала и эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как фактора всестороннего гармоничного развития личности ребенка посредствам настольно-печатных игр.

На основании поставленной цели определены следующие задачи:

Управленческие задачи:

      1. Изучить существующие научно-теоретические подходы к проблеме развития коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью настольно-печатных игр.
      2. Создать методический каталог настольно-печатных игр для использования в работе. 
  • Определить критерии эффективности внедрения социально технологии «Общаемся – играя».
    1. Подобрать пакет диагностического инструментария для первичной и повторной диагностики с целью выявления эффективности проведенных занятий.

Личностные задачи:

  1. Формировать у детей чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
  2. Развивать у старших дошкольников способность к эмпатии и сопереживанию, умение владеть своими эмоциями и чувствами.
  3. Развивать у детей коммуникативные умения: 

— умение выслушивать другого;

—  согласовывать свои действия; 

— оказывать взаимопомощь;

—  делиться со сверстниками.

  1. Развивать эмоциональную произвольность.
  2. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение у себя и других, избавляться от гнева, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Теоретическая проработанность. Развитие навыков общения, эмоционально-волевой сферы ребенка посредством игры является главным фактором развития личности ребенка в целом. Так, в отечественной психологии и педагогике проблемы влияния общения на психическое и социальное развитие ребенка отражены в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович,  И.В. Дубровиной,  B.C. Мухиной, М.И. Лисиной, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрика, А.Я. Найн, А.В. Петровского и др. Однако, анализ научных исследований по данной теме показывает, что в теории и практике аспект конструктивного общения и развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством настольно-печатных игр применительно к современным реалиям недостаточно изучен.

Новизна Проекта «Общаемся – Играя!» в том, что разработана своя система коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста посещающих МДОУ Детский сад «Белоснежка».

Практическую значимость Проекта мы видим в высокой рентабельности разработки: необходимы минимальные материальные затраты на приобретение настольно-печатных игр, отсутствие необходимости обучения персонала, достаточное быстрое и эффективное внедрение в практическую деятельность  МДОУ Детский сад «Белоснежка».

 

1.2 Методологические основы Технологии

 

Рассмотрим некоторые особенности детей старшего дошкольного возраста, а именно развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка.

Старший дошкольный возраст – период детства с 5-7 лет. Игровая и учебная деятельности являются ведущими для детей этого возраста. Основные психологические процессы ребенка, которые появляются в данное время, — произвольная регуляция психических процессов и составление внутреннего плана действий. Происходит формирование произвольного внимания, когда ребенок запоминает то, что ему не интересно, но важно для решения определенной задачи.  Старший дошкольник учится самоорганизации своего времени.

В этот период активно идет физиологическое созревание. Это повышает физическую выносливость детей. Но утомляемость их по-прежнему высокая. Через 20-30 минут занятия их работоспособность падает.

Дети в этот период развития очень доверчивы, послушны, впечатлительны, исполнительны, нетерпеливы. Их нравственные чувства (отзывчивость, честность, чуткость) продолжают развиваться, как и чувства эстетические (наслаждение прекрасным) и интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение). Для них очень важен психологический климат в коллективе.

Хотя старший дошкольник интенсивно эмоционально реагирует на значимые для него события, у него постепенно совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии от переживаемого эмоционального состояния в определенную сторону: ребенок становится способным не проявлять переживаемую эмоцию, а также изображать эмоцию, которую он не переживает в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение, обучение, игровая деятельность и накопление эмоционального опыта детьми старшего дошкольного возраста, навыков эмоционального саморегулирования.

Однако, специальные наблюдения реальной практики работы дошкольных образовательных учреждений показывают, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении общением. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми (педагогами) и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению опыта общения ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников 

Нередко приходится наблюдать сложные отношения старшего дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т.д. Родителей тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми с трудом налаживает дружеские и игровые отношения с ними, ссорится, вынужден (а иногда предпочитает) играть в одиночестве или с близкими взрослыми. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего она кроется в несформированности его навыков общения. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер.

Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со взрослыми и сверстниками позволил выявить основные задачи коррекционно-развивающей работы с ними. Во – первых, необходимо возбудить подлинный интерес ребенка к окружающим его людям, заставить задуматься об их интересах, потребностях. Такая информация может помочь ребенку более объективно установить подлинный характер отношения к себе, а в случае возникших разногласий избежать распространения собственной негативной оценки с возникшей ситуации на отношение к себе и, соответственно, на взаимоотношения с окружающими. В целом, интерес и внимание к окружающим, информация об их интересах и целях позволяют компенсировать возможные разногласия. Таким образом, первая задача работы по оптимизации навыков общения должна быть направлена на обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных и конфликтных ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих людях, выработку умения слушать окружающих и проявлять интерес к ним. 

Во-вторых, необходимо научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать обвинения, ни самобичевания, вырабатывать стремления все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудачного общения. Предъявление слишком высоких требований к своим друзьям и близким всегда создает благоприятный источник для потенциальных обид. С другой стороны, применяя мерку совершенства к собственному социальному положению и желая получить «все или ничего», ребенок выводит себя за рамки обычных повседневных спокойных контактов и остается в социальной изоляции. Психологическая компенсация этого явления связана с привитием ребенку умения посмотреть на себя со стороны, объективно оценить свое поведение и поступки окружающих с помощью простейших моделей анализа поведения.

Третье направление работы с детьми, имеющими трудности в общении, связано со знакомством с человеческими эмоциями, формированием у детей способности узнавать эмоции своего партнера по общению, умением справляться со своими отрицательными эмоциями, т.е. развитию эмоционального интеллекта.

Следующей задачей развития функций общения является обучение приемам саморегуляции, что позволяет уходить из — под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Это поможет ребенку вовремя снизить тон, вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою правоту или попытаться договориться в конфликтной ситуации, вместо того, чтобы отреагировать на нее с обидой и уходом от общения.

Таким образом, основной стратегией развивающей и коррекционной работы не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. 

Все эти задачи целесообразно реализовывать посредствам включения в практическую деятельность психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста настольно-печатных игр.

Детская настольная игра – это игра, организованная на манипуляции небольшим количеством предметов, которые способны разместиться в руках играющих или на столе. Это могут быть игры с полем, карточные игры или кости. Настольные игры для детей не предполагают активного перемещения участников, наличия сложного инвентаря или специальных площадок. 

История игр насчитывает не одно тысячелетие. У каждого народа свои особенности, но, по мнению ученых, все они имеют общие корни. Эти игры любят не только дети. В зависимости от сложности, в них с удовольствием играют и взрослые. Многие настольные игры рассчитаны на семейное времяпровождение.

Настольные игры для детей отличаются по сложности и содержанию в зависимости от возрастной группы. Они развивают мелкую моторику, память, внимание, учат детей сотрудничать и, в то же время, соревноваться. Многие настольные игры широко известны. Все мы когда-то играли в лото с картинками, в словесные игры с загадками, ребусами, шарадами, игры-головоломки, шашки и шахматы и т. п. 

 

1.3 Сведения о ресурсах, необходимых для реализации Технологии

 

          Активное внедрение настольно-печатных игр в практическую деятельность в рамках Проекта «Общаемся – Играя!» не предполагает наличие сложного инвентаря или специальных площадок для проведения занятий.

         Для реализации данного Проекта необходимы следующие материально- технические ресурсы:

—       10-12 настольно-печатных игр различной тематики и направленности;

—   отдельный кабинет для проведения занятий, оборудованный в соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.2.2821-10, имеющий столы для игры, зону для игр.

 

1.4 Механизм реализации проекта

 

В рамках поставленных в Проекте  «Общаемся – Играя!» целей и задач реализация предусматривает несколько этапов, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Этапы реализации Проекта «Общаемся – Играя!»

Этапы  Цель Мероприятия
I

подгото-

вительный

 

  1. Выявить у детей  имеющиеся трудности в общении и развитии эмоционального интеллекта
  2.  В соответствии с выявленными трудностями подобрать настольно-печатные игры для проведения коррекционно-развивающей работы.
  3. Создать условия для проведения коррекционной развивающей работы.
1.Проведение первичной диагностики, обработка и интерпретация психодиагностических данных.

2. Разработка коррекционной программы.

  1. Подбор настольно-печатных игр. 
II

практичес-

кий

  1. Преодолеть трудности в общении и деформации в развитии эмоционального интеллекта
1.Проведение коррекционных занятий по разработанной коррекционно-развивающей программе «Общаемся — играя»».
III аналити-

ческий

  1. Оценить эффективность внедрения коррекционной программы
  1. Проведение повторной диагностики с детьми
  2. Анализ и интерпретация психодиагностических данных.
  3. Оценка эффективности коррекционной работы

   

Как видно из таблицы 2, первый и третий этапы Технологии (1, 10 занятие) реализуют собой диагностические и аналитические задачи, важность которых заключается в выявлении у детей трудностей в общении, деформаций эмоционального интеллекта, анализе и оценке результатов исследования по результатам повторной диагностики. Второй этап исследования, по нашему мнению, носит не менее важное значение, так как реализуют задачи коррекции и развития выявленных трудностей. Этот этап предполагает около 8 занятий, так как курс реабилитации составляет 2 недели, всего 10 занятий.

Остановимся более подробно на организации коррекционно-развивающей работы посредством настольно -печатных игр.

Цель коррекционно-развивающей работы – развитие коммуникативного потенциала, эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как фактора всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Задачи программы:

  1. Формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
  2. Развивать способность к эмпатии и сопереживанию, умение владеть своими эмоциями и чувствами.
  3. Развивать у детей социальные навыки: 

—  умение выслушивать другого;

—  согласовывать свои действия; 

—  оказывать взаимопомощь;

—  делиться со сверстниками.

  1. Развивать эмоциональную произвольность.
  2. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение у себя и других, избавляться от гнева, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Программа рассчитана на детей 5-7 лет (старшие и подготовительные группы), включает в себя 10 групповых занятий, которые проводятся 1 раз в день.  На первом и последнем занятии проводится первичная и повторная диагностика с целью определения эффективности проведенных занятий. 

Для диагностики целесообразно использовать следующие психодиагностические методики:

    1. Методика «Дом Дерево Человек» Дж. Бук (Приложение 1).
    2. Методика «Рукавички» А.Г. Цукерман (Приложение 2).
    3. Беседа с ребенком (приложение 3).

Примерное   содержание занятий представлено   таблице 3.

Таблица 3

Примерное тематическое планирование занятий

№ 

занятия

Настольно-печатная игра Основные цели и задачи
Диагностическое. Выявить актуальный уровень развития коммуникативных способностей, эмоционального интеллекта детей.
2 «Путешествие в сказку»
  1. Расширять представления об окружающем мире.
  2. Формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
  3. Развивать способность к эмпатии и сопереживанию, умение владеть своими эмоциями и чувствами.
3 «Космические путешествия»
  1. Расширять представления о космосе и космических явлениях.
  2. Формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
  3. Развивать способность к эмпатии и сопереживанию, умение владеть своими эмоциями и чувствами
4 «Мир растений»
      1. Уточнить и систематизировать знания о растениях
      2. Развивать у детей социальные навыки

— умение выслушивать другого;

—  согласовывать свои действия; 

— оказывать взаимопомощь;

—  делиться со сверстниками.

3.Развивать эмоциональную произвольность

5 «Животный мир»
      1. Уточнить и систематизировать знания о животных
      2. Развивать у детей социальные навыки

— умение выслушивать другого;

— согласовывать свои действия; 

— оказывать взаимопомощь;

— делиться со сверстниками.

— развивать эмоциональную произвольность

6 «Обитатели морей и океанов»
  1. Расширять представления о животных морей и океанов.
  2. Развивать способность к эмпатии и сопереживанию, умение владеть своими эмоциями и чувствами.
  3. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение у себя и других, избавляться от гнева, разрешать конфликтные ситуации и др.).
7 «Дорожные знаки»
  1. Уточнить и систематизировать представления правилах дорожного движения.
  2. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение у себя и других, избавляться от гнева, разрешать конфликтные ситуации и др.).
8 «Наши эмоции» 1. Расширять представления об эмоциях людей.

2.Развивать способность к эмпатии и сопереживанию, умение владеть своими эмоциями и чувствами.

  1. Развивать эмоциональную произвольность.
Игра «Приключения юного Бованенка» Итоговое занятие.

Систематизировать знания и умения, полученные в ходе занятий 

10 Диагностическое.  Определение эффективности проведенных занятий.
Итого: 10 занятий

 

Занятия   по разработанной программе проводятся с подгруппой детей до 5-6 человек, продолжительность составляет 25- 30 минут. 

Занятия должны проводятся в кабинете педагога-психолога, в котором участники чувствуют себя комфортно и могут свободно располагаться и передвигаться.

Занятия по разработанной программе строятся в доступной и интересной форме. Занятия делится на несколько этапов:

      1. Ритуал приветствия. 
      2. Разминка (психологическое игра, упражнение на снятие мышечного и психологического напряжения).
      3. Знакомство с настольно-печатной игрой. Психолог показывает игру, рассказывает правила игры и поведения во время игры. Особое внимание психолог обращает на соблюдение очередности и на то, что неизбежно кто-то станет победителем, а кто-то сегодня не победит. Возможно будет обидно, неприятно, но в следующий раз победит кто-то другой и нужно учиться радоваться за успех другого ребенка, научиться оказывать поддержку тому, кто в этом нуждается.
      4. Проведение игры.
      5. Рефлексия занятия. Обсуждение с ребятами чувств во время игры и после окончания игры.
      6. Ритуал прощания.

Во время начала и окончания занятий дети сидят по кругу – на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.  Во время проведения настольно-печатной игры необходимо сидеть за столом. В начале и в конце занятий используется ритуал приветствия и ритуал прощания, упражнения для настроя детей. 

 

  • Предполагаемые результаты реализации

Проекта «Общаемся – играя!»

 

В результате внедрения Проекта мы ожидаем следующие результаты:

  1. Снижение тревожности, не уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста на 30-40 %.
  2. Повышение способности к эмпатии и сопереживанию у детей на 50 %.
  3. Повышение уровня развития социальных навыков старших дошкольников: 

— умение выслушивать другого на 60%;

— согласовывать свои действия на 70%; 

— оказывать взаимопомощь на 90%

— развивать эмоциональную произвольность на 75%.

 

Заключение

 

В настоящее время осуществление   образовательной работы на основе ФГОС дошкольного образования призвано обеспечить решение  таких задач, как позитивная социализация ребенка, его всесторонне морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей. Все эти задачи решаются только посредством общения ребенка со взрослыми и сверстниками.  Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка коммуникативных навыков, мотивации общения, эмоционального благополучия. Серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками и взрослыми могут обрести стойкий характер и в результате привести к различным психическим  отклонениям.

          Поэтому Проект «Общаемся – Играя!», основанный    на выявлении трудностей общения, нарушений развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста, разработке  актуальных коррекционных методов и приемов на основе настольно-печатных игр, в настоящее время так актуальна и востребована. 

На наш взгляд,  разработанный Проект носит научно-обоснованный характер, который выражается, прежде всего, в использовании настольно-печатных игр, как метода коррекционно-развивающей работы на  основе актуального развития ребенка с использование психодиагностических методов, определения эффективности проведенных занятий при помощи повторной диагностики после окончания курса занятий. Не маловажным фактом считаем, что игра, в том числе и настольно-печатная,  является для ребенка данной возрастной категории неотъемлемой частью его жизни и позволяет в доступной и комфортной для этого возраста форме проводить коррекционно-развивающие мероприятия.

Предложенный каталог настольно-печатных игр и сама коррекционно-развивающая программа может и должны варьироваться в зависимости от выявленных трудностей в развитии ребенка, призваны кроме основных коррекционных задач расширять и обогащать общий запас знаний ребенка, его кругозор и словарный запас.

Кроме того, считаем, что разработанный Проект «Общаемся – играя!» не требует значительных материальных, временных, технических затрат, что подтверждает необходимость и эффективность его использования.

Список использованных источников

 

    1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты [Текст]. – М.: «КСП», 2012.-  320с.
    2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст] /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
    3. Битянова М.В., Т.В. Азарова. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.В. Битянова, Т.В. Азарова – М.: Совершенство,2010. 342с 
    4. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Текст] /Г.В Бурменская. – М.: МПСИ, 2005.- 455 с.
    5. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский- СПб.: Союз,1997- 144с
    6. Галанов А.С. Психодиагностика детей [Текст] /А.С. Галанов. – М.: Сфера, 2002.-122 с.
    7. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность [Текст] /Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев. – М.: Изд-во политической литературы, 1983.-212 с.
    8.  Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]й / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
    9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров А.И.-М.: ЭКСМО — Пресс, 2000.- 186с.
    10. Крылова Т.А, Суморокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны  [Текст]/Т.А. Крылова, А.Г. Суморокова.- СПб.: Сфера,2011. 139 с.
    11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] /М.И Лисина. – М.; Воронеж, 1997.
    12. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых [Текст]./ Е.К. Лютова, Г.Б. Монин.-М.:2000.-190 с.
    13.  Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология [Текст] /Т.Д. Марцинковская.- М.: Гардарики, 2004 .- 255 с
    14. Мухина В.С. Детская психология [Текст]/В.С. Мухина. –М.:АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2000- 322 с.
    15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/Р.В. Овчарова.-М.:ТЦ «Сфера», 1998.- 238 с.
    16. Психологические тесты [Текст]/по ред. Карелина А.А.: в 2 т., М.: Владос –Т.2.-247 с. 
  •  Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.- СПб.  2006. – 297 с.

  1.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] /Е.И. Рогов — М.: Владос. 1996,- 528с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- в 2 т. [Текст] /  Л.С Рубинштейн.- М.: педагогика,1989
  3. Свеницкий А.Л. Социальная психология: Учебник [Текст] / А.Л. Свеницкий.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.
  4. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] /Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва:  Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  5. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1996.
  6.  Симановский А.Э. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / А.Э Симановский. -М.:МПСИ, 2008 – 304 с.
  7.   Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов [Текст] /А.С. Спиваковская. -М.: изд-во МГУ,1988
  8. .Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.-.245 с.
  9. Широкова Г.А Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога [Текст]/ Г.А. Широкова, Е.Г.Жадько.- Ростов на – Дону: «Феникс».-2004- 382с.
  10. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие [Текст]/А.М. Щетинина.- Великий Новгород,: НовГу им. Ярослава мудрого , 2000.- 88с

 

Приложение 1

Тест «Дом-Дерево-Человек»

       «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) — одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Возможно групповое обследование. 

        Процедура диагностики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. 

         Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. 

 

Симптомокомплексы  к методике «Дом – Дерево — Человек»

Характерное качество Проявление в рисунке
Незащищенность — ребенок помещает весь рисунок в центре листа;

— непропорциональные части тела человека;

— длинные руки;

— широко расставленные ноги;

— много второстепенных деталей

Тревожность — большое количество облаков;

— сильное выделение отдельных деталей;

— ограничение пространства рамкой;

— штриховка;

— линии с сильным нажимом;

— много стираний;

— линия фундамента дома;

— интенсивное окрашивание волос.

Недоверие — слабая линия рисунка;

— расположение дома на краю листа;

— слабая линия ствола дерева;

— очень маленькая дверь дома;

— прикрывание рисунка рукой в процессе рисования

Чувство неполноценности — очень маленький размер рисунка;

— отсутствие рук, ног;

— очень маленькие руки;

— узкие плечи

Враждебность — отсутствие окон  дома;

—  пустые глазницы;

— острые пальцы;

— очень большие деревья;

— агрессивная позиция человека

Конфликтность — прорисование другого объекта;

— отказ рисовать заданные объекты;

— отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома

Трудности в общении — отсутствие дверей (или очень маленькая дверь)

— излишне закрытые окна;

— отсутствие основных деталей лица;

— человек нарисован схематично палочками;

— оборонительная позиция рук;

— дверь без ручки

Депрессивность — помещение рисунка в самом низу листа;

— расположение дома и дерева сверху;

— присутствие линии основания, идущей вниз;

— очень маленький размер рисунка 

 

Приложение 2

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.

При помощи данной методики изучаются отношения детей со сверстниками и их коммуникативные умения. 

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными не разукрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара детей получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.) 

Уровни оценивания:

Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

 

Приложение 3

Беседа с ребенком может содержать следующие вопросы:

  1. Какие настольно-печатные игры тебе понравились больше? Почему?
  2. Какие правила игры необходимо выполнять, что игра была интересной?
  3. Тебе было трудно выполнять правила? В каком случае?
  4. Когда тебе было радостно, грустно?
  5. Какие эмоции и чувства теперь ты знаешь? (узнавание эмоций по пиктограммам).
  6. Кто такой настоящий друг?  Сколько у тебя друзей?
  7. Что нужно делать, чтобы быть настоящим другом?
  8. Если во время игры, кто-то расстроился, как ему помочь?
  9. Как помочь сердитому человеку?
  10. Что нужно сделать, чтобы у всех было хорошее настроение.