автор: Котова Ирина Максимовна

преподаватель ГБПОУ МО «Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко»

Методическая разработка урока «Деньги, деньги всюду деньги»

 

Тема урока: «Деньги, деньги всюду деньги»
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков
Вид урока: деловая игра
Технология: игровая технология

информационно-компьютерная технология

групповая технология

Оборудование: комплект мультимедиа
Задача: расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
Цели урока:  образовательные: 

●проверить и обобщить полученные знания по теме “Деньги”;

● практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях;

● развить стремление к анализу полученной информации

Воспитательные:              

  • вовлечь в активную деятельность; 
  • совершенствовать навыки общения;
  • формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени;

развивающие: 

  • воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающим
  • умения выступать и защищать свою точку зрения.

 

План урока: 1. Организационный момент.

2. Деловая игра

3. Подведение итогов.

Учебники: Липсиц И.В.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. 15-е изд. — М.: 2016. — 272 с. 

Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. — М: Дашков и К, 2017. — 372 с. 

 

Ход урока:

 

  • Организационный момент — 2 мин.
  • Деловая игра-40 мин.

Сегодня на уроке вы становитесь участниками деловой игры под названием: «Деньги, деньги всюду деньги» .

В экономическую игру поиграем, 
Кто во что горазд, узнаем.
Не доллар, не рубль, не фунт и не тугрик- 
Знакомьтесь, наша валюта – умник!
Почёт и хвала тому будет,
Кто больше умников добудет!

За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 умнику. И команда получившая большее количество умников получит приз. Ну как готовы? Тогда вперёд! (слайд № 3)

Для этого берется три ксерокопии денег разного достоинства10, 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезается на восемь частей. Все участники по очереди вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, участники образуют три команды для участия в игре. Образованные команды придумывают себе название. На столе у команды название.

Теперь когда команды сформированы можно начинать, но сначала обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” Слайд № 4)

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.

Конкурс №1

 

Внимание! Внимание, друзья!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы смелей отвечайте

И умники скорей получайте!

Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор пол миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)

 

Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это …(купить)

 

Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про…(запас)

 

Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)

 

Чтобы врач купил пирог
Заплати скорей …(налог)

 

1 группа

Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца;
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется…(цена)

2 группа

Являясь многого мерилом,
Цена товара в свой черёд,
Как будто пламя над горнилом,
То взлетит, то упадёт.

— Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? (инфляция)

3 группа

Все дома обходили татары подряд:
Дом князей — 100 рублей,
Дом бояр — 50.
А с крестьян да посадских — по 10 рублей.
Денег нет — отдавай детей…

— Что татары собирали? (дань или подати)

 

 

 

 

Конкурс№2

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ 1 умник. Здесь студенты проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ. 

Вопросы для разминки:

  1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке? 
    Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
  2. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности? 
    Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
  3. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот? 
    Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
  4. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое? 
    Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.
  5. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы? 
    Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
  6. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек? 
    Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
  7. Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю” 
    Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.
  8. Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница? 
    Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени
  9. Лицевая сторона монеты. (аверс)
  10. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
  11. Оборотная сторона монеты. (Реверс)
  12. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
  13. Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
  14. Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)

Конкурс  №3

Задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.

В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.

(За каждую пословицу или поговорку – 1 умник).

Эталон ответа:

Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время — деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Подбивать бабки.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил..
Отец накопил, а сын раструсил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет..

 

Конкурс №4

Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол. За каждый правильный ответ – 1 умник.

  • Бережно расходовать. (экономить)
  • Человек бережно относящийся к своему имуществу. (экономный)
  • Бережливый, действующий с расчётом. (расчётливый)
  • Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов. (скупой)
  • Приносящий выгоду. (выгодный)
  • Человек, который безрассудно тратит. (транжира)
  • Открытое похищение чужого имущества. (грабёж)
  • Деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве подкупа для совершения преступных, караемых законом действий. (взятка)
  • Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)

Конкурс кроссворд.

Ребята вам предстоит отобрать двух человек из своей команды, которые займутся разгадыванием кроссворда. Та команда, которая даст правильных ответов :  0-10 получает 3 умника;

      11-20 получает 4 умника;

      21-30 получает 5 умников.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Будут целыми, как в танке,
    Сбереженья ваши в….(банке)
  2. Очень вкусная витрина 
    У овощного … (магазина)
  3. В банке для всех вас висит прокламация: 
    «Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
  4. Журчат ручьи, промокли ноги-
    Весной пора платить …(налоги)
  5. Мебель купили, одежду, посуду.
    Брали для этого в банке мы….(ссуду)
  6. Как ребёнка нет без мамы,
    Сбыта, нету без … (рекламы)
  7. Чтобы партнёров не мучили споры
    Пишут юристы для них …. (договоры)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Приносить доходы стал
    В банке папин …. (капитал)

4.Стал владельцем, братцы, я
Вот завода …. (акция)

  1. В море коварном товаров и цен
    Бизнес-корабль ведёт…(бизнесмен)
  2. На товаре быть должна
    Обязательно…(цена)
  3. Коль трудиля круглый год,
    Будет кругленьким …(доход)
  4. На рубль — копейки, на доллары — центы,
    Бегут — набегают в банке …(проценты)
  5. Дела у нас пойдут на лад:
    Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
  6. Чуть оплошает- так в тот же момент
    Весь рынок захватит твой….(конкурент)
  7. Чтобы дом купить я смог 
    Взял кредит, внеся… (залог)

Конкурс №5.

Давайте сейчас прослушаем предпринимательский сказ. И ответим на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 умник.

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар
И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе “Уют”.
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенья
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель,
Муха та — предприниматель.

  • Успешна ли деятельность мухи?
  • Почему в её кафе много клиентов?
  • Как узнали клиенты об открытии кафе?
  • С какоё целью муха открыла кафе?

III. Подведение итогов- 3 мин.

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории

Пришло время посчитать свой заработок. Сколько умников вы заработали? 

Определяются призовые места команд. Церемония вручения. 

До свидания! Успехов вам!