автор: Кочнева Людмила Николаевна
Музыкальный руководитель МАДОУ “Детский сад №196″ г.Барнаул
Конспект занятия в подготовительной к школе группе ” Использование здоровьесберегащих технологий на музыкальном занятии”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №196»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Конспект
тематического музыкального занятия
с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема: «Поем, играем – музыкальность развиваем!»
для детей подготовительной к школе группы
Разработала
Музыкальный руководитель:
Кочнева Л.Н.
Барнаул 2019
Направление: развитие музыкальности, сохранение физического и психологического здоровья.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и физическое развитие.
Цель: способствовать развитию когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
обучающие:
– отрабатывать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;
– совершенствовать тембровый слух, закреплять умение детей различать и определять звучание музыкальных инструментов;
развивающие:
– развивать чувство ритма, слуховое внимание,
– способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;
– развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
воспитывающие:
– воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;
– развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.
здоровьесберегающие:
– создавать положительную психологическую атмосферу на занятии, способствовать снижению эмоционального напряжения;
– обучать основам правильного певческого дыхания, способствующего расширению объема легких;
– снижать зрительное напряжение;
– формировать осознанное отношение детей к своему здоровью и развивать навыки собственного оздоровления;
– способствовать снижению мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.
Оборудование:
– фортепиано;
– ноутбук;
– музыкальный центр;
– мультимедийный комплекс (стационарный экран + подвесной проектор);
– цветные ноты, нотный стан (мультимедийный вариант)
– стулья детские – 21 шт.
Планируемый результат:
– установление дружеской взаимосвязи (педагог дети);
– создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;
– разучивание новой песни с последующим частичным ее исполнением;
– формирование у детей устойчивой привычки к здоровому образу жизни;
– овладение навыками самомассажа и саморегуляции.
Ход занятия:
Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный. руководитель: – Что за гости в зал спешат?
Рада видеть я ребят!
– Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? (Дети: Здравствуйте, доброе утро).
– Правильно, все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят… «Здравствуйте». И сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга и гостей музыкально.
- Приветствие- разминка «Здравствуйте»
сл. Кислициной Е.В., муз. И. Челнокова
Здравствуйте, девчонки, – здравствуйте.
Здравствуйте, мальчишки,- здравствуйте.
Ручками подвигали, – здравствуйте. (приветствуем друг-друга)
И ногой подрыгали, и второй подрыгали.
Начинаем наш урок, – здравствуйте.
Зазвенел звонок, – здравствуйте. (взять колокольчик)
Разминаем ножки, – здравствуйте. (перекатываемся с носка на пятку)
Шагаем по дорожке, прямо по дорожке… (идем по кругу)
Пр-в:
Топаем ногами мы, – (на месте)
Хлопаем руками мы,
Медленно покружимся
И сейчас подружимся (берутся за руки и качают руками)
Девочки идут в кружок,- здравствуйте (на здравствуйте, отходят назад)
Мальчики идут в кружок, – здравствуйте . (на здравствуйте, отходят назад)
Вместе мы идем в кружок,- здравствуйте.
Улыбнись скорей, дружок, улыбнись скорей…
Головой киваем,- здравствуйте. (наклоны головы вперед-назад)
Ручками играем,- здравствуйте. (движения 2-мя руками в стороны)
Повернемся вправо-влево,- здравствуйте (повороты туловищем)
Вместе приседаем, вместе приседаем… (присели и встали)
Пр-в:
Музыкальный руководитель:
– Сегодня я расскажу вам о том, как музыка помогает нашему здоровью. А рассказать об этом нам помогут весёлые музыкальные нотки, их подарила мне Фея Музыки. Мы отправимся с вами в музыкальную страну волшебных звуков. Вы согласны? (Дети: Да!)
– Тогда оправляемся в путь…
Чтоб страну музыки найти
По извилистой дорожке
Предлагаю вам пройти. (идут змейкой)
- Динамическое упражнение «По дорожке»(модель В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток».)
- По дорожке, по дорожке (подскоки на правой ноге)
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке (подскоки на левой ноге)
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед. (Выравнивание осанки) -2раза
Замечательный народ!
2.По тропинке побежим, (легкий бег на носочках)
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке (прыжки на месте)
Мы попрыгаем как зайки.
Сладко потянулись, (руки вверх, потягиваются) – 2 раза
Всем улыбнулись.
Музыкальный руководитель:
– Как вы замечательно двигались. Движение это – здоровье! Проходите, пожалуйста, на стулья. (Дети проходят на стулья)
Вот мы и на месте.… Сядем прямо, ноги вместе ставим. А теперь внимание. На волшебном нотном стане должны появиться наши помощницы – нотки здоровья.
– Что обозначают ноты? (Дети: Звуки.)
– А где живут ноты? (Дети: На нотном стане.)
– Ой, а нотный стан пуст. Где же наши ноты здоровья? (Ответы детей).
– Разбежались и здоровье потеряли, без здоровья можем прожить? (Дети: Нет.)
– Сколько нот предстоит нам найти? Почему? (Ответы детей).
– Нам предстоит найти 7 нот, потому что гамма состоит именно из 7 нот.
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
– Садитесь удобнее приготовьтесь слушать музыку.
- Слушание музыки. «Песнь жаворонка» П. И. Чайковского.
- Мультимедийный проектор, просмотр слайдов весенней природы, портрет композитора.
Музыкальный руководитель:
– Что вы представляли, слушая эту музыку, кто поделится своими впечатлениями? (Ответы детей).
Эту пьесу «Песнь жаворонка» написал русский композитор П.И. Чайковский.
Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что мы вернули первую нотку. Ведь хорошее настроение вам дала целебная музыка. Посмотрите, первая нота возвращается на нотный стан.
Муз. рук: Отвечали вы прекрасно!
Постарались не напрасно!
А пока вы все трудились,
Глазки ваши утомились?
Не беда! Мы им поможем!
Сделаем массаж им тоже!
- Зрительная гимнастика «Ёлка»:
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты. (Выполняют движения глазами снизу вверх)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины. (Выполняются движения глазами слева направо)
Наверху большие шишки, (Глаза вверх)
А внизу – берлога мишки. (Глаза вниз)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. (Прикрывают глаза)
Музыкальный руководитель:
– Ну вот, наши глаза и отдохнули.
Вторая нотка живёт на поляне веселых язычков. Здесь мы будем делать гимнастику для наших языков.
- Комплекс артикуляционной гимнастики.
Наши дети утром встали,
Чистить зубы побежали ( В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз).
Вправо-влево, вправо-влево –
Чистим зубы мы умело.
А теперь расческу взяли (В улыбке закусить язык зубами «протаскивать.)
И причесываться стали.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
А теперь язык наш – мяч. ( Рот закрыть, кончик языка с
Начинаем футбольный матч! напряжением упирать то в одну,
Гол забили мы! Ура!! то в другую щеку так, чтобы
под щекой надувались мячик»).
Музыкальный руководитель:
– Ребята, а вот и вторая нотка! Вы догадались, какой секрет здоровья был у неё?(Ответы детей)
– Правильно, мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку, которая живёт в песне.
Но чтобы петь, нам нужно сделать самомассаж
- Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е.Плахова)
Похлопаем немножко… (хлопки в ладоши)
И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга)
А теперь еще сильней,
Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно)
Снизу вверх…сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
Голосочек наш, проснись! (хлопают в ладоши)
Сверху вниз…снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши)
Музыкальный руководитель:
– А сейчас споем попевку. А для чего нам нужна попевка? (Ответы детей)
– Чтобы разогреть голосовые связки…
Попевку «Эхо» М Андреевой. Сядем прямо, руки на коленях, спина прямая, ноги стоят вместе.
- Распевание «Эхо» М Андреевой. (с разной динамикой)
А вот и третья нотка появилась на нотном стане.
А сейчас песенка в подарок. Я спою вам зимнюю песню, которая называется
- Песня «Весенняя» А.Берлякова
Музыкальный руководитель:
-Вам понравилась песня? О чём она? (Ответы детей)
– Давайте вместе с вами проём мелодию на слог – ля. (Дети пропевают).
-Молодцы. Теперь на слог – та. (Дети пропевают)
-А теперь разучим слова припева.(Дети повторяют слова припева).
– Теперь можно спеть припев всем вместе. Пробуем (Дети поют припев) припев этой песенки. (Проговаривают слова и поют). Петь будем красиво, весело, звонко. (Музыкальный руководитель поёт куплет, дети подпевают, припев поют самостоятельно).
Музыкальный руководитель: Голосов чудесных пенье улучшает настроенье. Какое у вас стало настроение? (Радостное, весёлое, доброе, хорошее, солнечное). А вот и четвёртая нотка появилась на нотном стане.
Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!
Засиделись мы немножко, разомнём – ка мы ладошки.
7.Музыкально – игровая пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зернышек.
(опять сжимают и разжимают кулачки)
Музыкальный руководитель: А раньше вы делали такую гимнастику? Молодцы, заботитесь о своём здоровье. И пятая нотка находит своё место на нотном стане.
Где же спряталась следующая нота? А может нотка спряталась в весёлом танце? Поищем?
Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать?
Танец «Друзья»
Вот и шестая нота вернулась на нотный стан.
А следующую нотку найдём в музыкальной игре.
- Игра на внимание «Части тела»
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, последняя седьмая нотка вернулась на нотный стан. Каждая нотка поделилась своим секретом! Давайте вспомним, что нам сегодня помогло укреплять здоровье?
( Ответы детей).
Массаж, гимнастика языка, пальчиковая гимнастика, красивая музыка, песня, танец – одним словом можно сказать «Музыка»! Музыка и хорошее настроение помогают нам укреплять здоровье!
Желаю вам никогда не болеть и помните, что музыка обладает целебными свойствами. На память о нашей встрече дарю вам волшебные нотки. (Всем детям раздают нотки).
-Всего вам доброго! До свидания!
Под музыку дети выходят из зала.