Рабочая программа по литературному чтению на родном( русском)языке.

Автор: Кошелева Анна Юрьевна

методист начальной школы, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 108

Рабочая программа по литературному чтению на родном( русском)языке.

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском)языке

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», редакция 2018 года; 

Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; 

Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. (Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021г. №115) 

Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»

Постановления Главного государственного врача РФ от 27.07.2020 №22 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 и от 30.03.2020 №9»; 

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №108 (ООП НОО);

  • Авторская программа «Литературное чтение» авторов: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская), 1- 4 классы Москва «Просвещение» 2011 год.

 

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

Задачи:

-расширение читательского кругозора обучающихся;

-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

-формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

 

Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

1.Родничок: Книга для внеклассного чтения в 1 классе, под ред. Губановой Г.Н. АСТ 2016

2.Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе, под ред. Губановой Г.Н. АСТ 2016

3.Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе, под ред. Губановой Г.Н. АСТ 2016

4.Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе, под ред. Губановой Г.Н. АСТ 2016

 

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» реализуется через учебно-методический комплекс книг для внеклассного чтения

«Родничок» в 1- 4 классах.

На обучение «Литературному чтению на родном языке (русском)» в 1 классе отводится

16 часов во II полугодии (1 час в неделю), во 2 – 4 классе отводится по 17 часов во

II полугодии (1 час в неделю).

  • РАЗДЕЛ

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

  • классы
  1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающихся:

-уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);

-первоначальных представлений о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовности к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание); позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

-понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества;

– познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения

– организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);

– готовности соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни); понимания ценности труда в жизни человека и общества;

– уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание); первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).

  1. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

Овладение познавательными универсальными учебными действиями:

– использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

– проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

– формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта; устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;

– объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации; классифицировать изучаемые объекты; использовать знаковосимволические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного);

Овладение регулятивными учебными действиями:

– понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности; планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций; контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности; оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них; устанавливать причины успеха/неудач деятельности;

– корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

– осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного); использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения; участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение); осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

– готовить небольшие публичные выступления; соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств.

  1. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального

Родной язык и литературное чтение на родном языке:

1) понимание статуса и значения государственного языка республики Российской

Федерации, формирование мотивации к изучению государственного языка республики

Российской Федерации: понимать значение государственного языка республики

Российской Федерации для межнационального общения, освоения культуры и традиций народов республики Российской Федерации; понимать необходимость овладения государственным языком республики Российской Федерации; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;

2) формирование первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации изучаемого языка, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности: различать на слух и произносить звуки и слова изучаемого языка в соответствии с языковой нормой, без фонетических ошибок; употреблять в речи лексику, усвоенную в пределах изучаемого коммуникативно-речевого материала; группировать лексику изучаемого языка по тематическому принципу; строить небольшие по объему устные высказывания с использованием усвоенной лексики и языковых знаний; участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого этикета;

3) формирование и развитие всех видов речевой деятельности на изучаемом языке: аудирование (слушание): понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учителя, одноклассников, телевизионных и радиопередач и др.); говорение: воспроизводить речевые образцы, участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, в обсуждении прослушанных или прочитанных текстов; декламировать стихи; чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; письмо: воспроизводить речевые образцы, списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; выполнять небольшие письменные работы и творческие задания.

4) усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа: составлять небольшие рассказы по заданной теме на изучаемом языке; представлять родной край как часть России на изучаемом языке в различных ситуациях общения…

 

II РАЗДЕЛ

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном(русском) языке»

 

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение од покоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов г омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Умение слушать (аудирование): Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух.

Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения.

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. 

Понимание нравственно- эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.

Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.

Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). 

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

1 класс  ( 16 часов)

Раздел 1 «Солнечный год»  (3 часа)  Н. Сладков «Почему год круглый», З. Александрова «Снежок», «Кто был рад снегу», М. Пришвин «Берестяная трубочка»

Раздел 2 «Лучше нет родного края»  (3 часа)  П.Воронько «Лучше нет родного края», Г.Скребицкий «Передышка», М. Исаковский «Родина» 

Раздел 3 «Мохнатая азбука»  (3 часа) Б. Заходер «Мохнатая азбука», С. Сахарнов «Кто живет в теплом море», В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»

Раздел 4 «Дружба заботой да подмогой крепка» (3 часа) Л. Толстой «Два товарища», В.Драгунский «Друг детства», З. Осеева «Добрая хозяюшка»

Раздел 5 « Путешествие в сказку» (2 часа) Русская народная сказка «Лиса и козел», 

В. Берестов «Аист и соловей» по мотивам узбекской легенды

Раздел 6 «Смешинки» (2 часа) Д. Хармс «Врун», Ю. Коринец «Как я искал свой день»

 

2 класс (17 часов)

Раздел 1 «Времена года» (5 ч.) В. Бианки « Сентябрь», К.Бальмонт «К зиме», А.Чехов «Весной», А.Аким «Апрель», Ю.Дмитриев «Рассказы старичка-лесовичка»

Раздел 2 «О братьях наших меньших» (5 ч.) Н.Сладков «Медвежья горка», Осенние радости, Э.Шим «Тяжский труд», Б.Житков «Про слона», В.Бианки «Плавунчик»

Раздел 3 «Что на свете всего важнее»(4 ч.) С.Михалков «Будь человеком», В.Осеева «Сыновья», Л.Толстой «Отец и сыновья» , И.Артюхова «Новые соседи.Подружки»

Раздел 4 «Путешествие в сказку»(3 ч.) В.Гаршин «Лягушка – путешественница», П.Бажов «Голубая змейка», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

 

3 класс( 17 часов)

Раздел 1 «Русские народные сказки!» (2ч.) Русская народная сказка «Хаврошечка», Русская народная сказка «Зимовье».

Раздел 2 «Времена года». (3 ч.) Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь», В.В.Бианки. «Синичкин календарь», «Лесная газета». В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек», М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки». Ю.И.Макаров. «Лётчик»

Раздел 3 «Писатели-детям» (6 ч.) Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о попе и о работнике его Балде», Басни И.А.Крылова. «Квартет», «Волк и журавль», Л.Н.Толстой. Сказки, истории. Произведения К.Г.Паустовского. «Дремучий медведь», Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» , Рассказы К.Д.Ушинского. «Как рубашка в поле выросла» «Четыре желания».

Раздел 4 «Стихи и рассказы о детях и для детей». (5 ч.) Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка», Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака. Б.В.Заходер. «Занимательная зоология». Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном». Стихотворения о Родине. Рассказы о защитниках Родины.

Раздел 5 «Детская периодическая печать». (1 ч.) По страницам детских журналов. По страницам журнала «Большая переменка».

 

4 класс( 17 часов)

 

Раздел 1 «Книга в мировой культуре» (5 часов) Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. Из повести временных лет. О книгах. Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…». Сокровища духовной народной мудрости. Обобщение по разделу. «Книга в мировой культуре» Проект «Ценность книг» 

Раздел 2 «Истоки литературного творчества» (7 часов) Основные понятия раздела: былины, мифы, сказки, притчи. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Былины. Особенности былинных текстов. Славянский миф. Особенности мифа. Известные русские собиратели сказок. А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке».

Раздел 3 «О Родине, о подвигах, о славе»( 5 часов) Основные понятия раздела: поступок, подвиг, А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом» Промежуточная аттестация.

 

III РАЗДЕЛ

Тематическое планирование

1 класс

 

№  Тема урока Кол-во часов
                I.Раздел «Солнечный год»  (3 часа) 
I.1 Н. Сладков «Почему год круглый» 1
I.2 З. Александрова «Снежок», «Кто был рад снегу» 1
3 I.3 М. Пришвин «Берестяная трубочка» 1
              II.Раздел «Лучше нет родного края»  (3 часа) 
II.1 П.Воронько «Лучше нет родного края» 1
II.2 Г.Скребицкий «Передышка» 1
6 II.3 М. Исаковский «Родина» 1
              III.Раздел «Мохнатая азбука»  (3 часа)
7 III.1 Б. Заходер «Мохнатая азбука» 1
8 III.2 С. Сахарнов «Кто живет в теплом море» 1
9 III.3 В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» 1
                        IV.Раздел«Дружба заботой да подмогой крепка» (3 часа)
10 Л. Толстой «Два товарища» 1
11 IV.2 В. Драгунский «Друг детства» 1
12 IV.3 З. Осеева «Добрая хозяюшка» 1
                      V.Раздел « Путешествие в сказку» (2 часа)
13 V.1 Русская народная сказка «Лиса и козел» 1
14 V.2 В. Берестов «Аист и соловей» по мотивам узбекской легенды 1
                        VI.Раздел «Смешинки» (2 часа)
15 VI.1 Д. Хармс «Врун» 1
16 VI.2 Ю. Коринец «Как я искал свой день» 1

 

2 класс

Содержание

(раздела, темы)

Количество

часов

I.Времена года 5 ч
1 I.1 В. Бианки « Сентябрь» 1
2 I.2 К.Бальмонт «К зиме» 1
3 I.3 А.Чехов «Весной» 1
4 I.4 А.Аким «Апрель» 1
5 I.5 Ю.Дмитриев «Рассказы старичка-лесовичка» 1
II.О братьях наших меньших 5 ч
6 II.1 Н.Сладков «Медвежья горка» 1
7 II.2 Осенние радости 1
8 II.3 Э.Шим «Тяжский труд» 1
9 II.4 Б.Житков «Про слона» 1
10 II.5 В.Бианки «Плавунчик» 1
III.Что на свете всего важнее 4 ч
11 III.1 С.Михалков «Будь человеком» 1
12 III.2 В.Осеева «Сыновья» 1
13 III.3 Л.Толстой «Отец и сыновья» 1
14 III.4 И.Артюхова «Новые соседи. Подружки» 1
IV.Путешествие в сказку 3 ч
15 IV.1 В.Гаршин «Лягушка – путешественница» 1
16 IV.2 П.Бажов «Голубая змейка» 1
17 IV.3 Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

 

3 класс

Содержание

(раздела, темы)

Количество

часов

I.Русские народные сказки! (2ч.)
1 I.1 Русская народная сказка «Хаврошечка». 1
2 I.2 Русская народная сказка «Зимовье». 1
II.Времена года. (3 ч.)
3 II.1 Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь». 1
4 II.2 В.В.Бианки. «Синичкин календарь», «Лесная газета». В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек». 1
5 II.3 М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки». Ю.И.Макаров. «Лётчик» 1
III.Писатели-детям. (6 ч.)
6 III.1 Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о попе и о работнике его Балде» 1
7 III.2 Басни И.А.Крылова. «Квартет», «Волк и журавль». 1
8 III.3 Л.Н.Толстой. Сказки, истории. 1
9 III.4 Произведения К.Г.Паустовского. «Дремучий медведь» 1
10 III.5 Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 1
11 III.6 Рассказы К.Д.Ушинского. «Как рубашка в поле выросла» «Четыре желания» 1
IV.Стихи и рассказы о детях и для детей. (5 ч.)
12 IV.1 Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». 1
13 IV.2 Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака. 1
14 IV.3 Б.В.Заходер. «Занимательная зоология». Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном». 1
15 IV.4 Стихотворения о Родине. 1
16 IV.5 Рассказы о защитниках Родины. 1
V.Детская периодическая печать. (1 ч.)
17 V.1 По страницам детских журналов. По страницам журнала «Большая переменка» 1
ИТОГО :17 часов

 

4 класс

Раздел, тема Количество часов
I Книга в мировой культуре. 5 часов
1 I.1 Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. 1
2 I.2 Из повести временных лет. О книгах 1
3 I.3 Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. 1
4 I.4 Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…». 1
5 I.5 Сокровища духовной народной мудрости. Обобщение по разделу. «Книга в мировой культуре» Проект «Ценность книг» 1
II Истоки литературного творчества. 7 часов
6 II.1 Основные понятия раздела: былины, мифы, сказки, притчи. 1
7 II.2 Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. 1
8 II.3 Библия – главная священная книга христиан. 1
9 II.4 Былины. Особенности былинных текстов. 1
10 II.5 Славянский миф. Особенности мифа. 1
11 II.6 Известные русские собиратели сказок. А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. 1
12 II.7 Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». 1
III О Родине, о подвигах, о славе. 5 часов
13 III.1 Основные понятия раздела: поступок, подвиг 1
14 III.2 А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. 1
15 III.3 А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. 1
16 III.4 В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом» 1
17 III.5 Промежуточная аттестация. 1

 

Рабочая программа по литературному чтению на родном( русском)языке.
Пролистать наверх