автор: Кошелева Татьяна Александровна

Воспитатель МКДОУ Детский сад № 5 г. Нововоронеж

Перспективный план по конструированию и моделированию для детей 5 — 7 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Формирование мотивации к конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста: «Затейники».

 Направленность программы – социально-педагогическая

 Возраст обучающихся – 4-7 лет

  Срок реализации – 1 год

 Автор-составитель Кошелева Татьяна Александровна, воспитатель. Пояснительная записка

 Актуальность программы 

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для детей старшего дошкольного возраста  мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, развивает логическое мышление и способствует формированию пространственного воображения. Программа является разработанной на основе нескольких программ, а именно: Куцакова В.В., «Занятия по конструированию из строительного материала», Власова Л.П., «Рабочая программа по учебному курсу «Легоконструирование», Федотова Т.В., «Программа «ЛЕГО-мастер» для детей старшего дошкольного возраста», Громова Н.А., «Рабочая программа по учебной дисциплине «Конструирование и ручной труд». Выбор данных программ обусловлен тем, что в программе «Мастер — конструктор» применяются различные способы конструирования: легоконструирование, конструирование из строительного материала, модульное конструирование на плоскости, конструирование из бумаги. Автор использовал различные разработки указанных программ для достижения наилучшего результата. Новизна программы заключается в том, что её значительной частью является модульное конструирование на плоскости. Модульное конструирование на плоскости — это вид конструирования, без которого невозможно представить развитие таких качеств, как образное мышление, внимание, память. Педагогическая целесообразность Программа «Мастер-конструктор» открывает для детей большие возможности в будущем. В наш век современных технологий конструирование играет огромную роль, так как применяется во многих компьютерных системах. Работа по данной программе поможет детям в будущем более успешно осваивать компьютерные модели.

 Практическая направленность программы 

Программа направлена на развитие у детей 4-7лет устойчивой мотивации к конструктивной деятельности.

Цель программы

 Формирование у детей устойчивой мотивации к конструктивной деятельности.

 Задачи

 На занятиях по конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:  развивать у дошкольников  интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;  обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;  формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание  трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;  совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,коллективе;  развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее  интеллектуальное развитие и пространственное воображение.

 Адресность программы 

Программа «Мастер-конструктор» предназначена для детей в возрасте 

4-7лет. Учебный план составлен для возрастной группы: I гр. — дети 4 -5 лет, 2гр. – 5 -6 лет, 3гр. – 6-7 лет.

Продолжительность программы

 Срок реализации программы – 1 год.

 Форма обучения: групповая. 

Режим занятий: 2 занятия в неделю, общее количество в год – 72часа. Продолжительность занятия — учебное время 30 минут.

 Структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН.

Требования к результату освоения программы дети 4-7 лет при успешном освоении программы: 

 Ребенок сможет узнать основные части и характерные детали конструкций.

 Сможет научиться работать коллективно, работать в парах.

 Сможет создавать простые постройки и конструкции.

 Сможет выполнять задания на замещение предметов

 Сможет преобразовывать постройки в соответствии с заданием. 

 Сможет называть и использовать детали с учетом их конструктивных свойств. 

 Сможет выполнять задания на анализ строения предметов.

 Сможет выполнять задания на выделение пространственных отношений.  Сможет складывать изображения из геометрических фигур по образцу.

Система оценки достижения планируемых результатов 

Система оценки предполагает три этапа: I этап — начальная диагностика, проводится на первых занятиях в виде игровых заданий. II этап — промежуточная диагностика, проводится в середине года в виде викторины. III этап — итоговая диагностика. Проводится в конце года в виде тестового задания. 

Учебно-тематический план программы.

Наименование разделов/тем занятий Время занятия Форма контроля теории практики.

№ группы

Способы конструирования и моделирования
1.  Инструктаж по технике безопасности. Зачем люди строят? 30  Наблюдение анкетирование

123

Знакомство с программой
2. Конструирование из строительного материала. Модель «Забор». 30 Рефлексия

123

Замыкание пространства способом обстраивания плоскостных фигур.
3.Модульное конструирование на плоскости. Модель «Домик». 30 Диагност.

Обследование

123

Создание из геометрических фигур новой фигуры способом наложения
4. Лего — конструирование. Модель «Забор» 30 Диагност.

Обследование

123

Конструирование по условию
5. Конструирование из строительного материала. Модель «Домик» 30 Анкетирование

123

Конструирование по условию
6. Лего — конструирование . Модель «Домик для собаки» 30 Наблюдение

123

Конструирование по образцу.
7. Модульное конструирование на плоскости . Модель «Ваза» 30 Анкетирование

123

Создание из геометрических фигур новой фигуры способом наложения
8.1. Лего — конструирование. Модель «Терем» 30 Анкетирование

123

Создание построек с перекрытиями и украшенными крышами
8.2 Лего — конструирование. Модель «Терем» 30 Анкетирование

123

Конструирование по образцу Создание построек с перекрытиями и украшенными крышами
9. Конструирование из строительного материала. Модель «Кошкин дом» 30 Наблюдение

123

Конструирование по условию
10. Модульное конструирование на плоскости . Модель «Зайчик» 30 Наблюдение

123

Создание из геометрических фигур новой фигуры способом наложени
11. Конструирование из строительного материала. Модель «Лесной детский сад» 30 Наблюдение

123

Конструирование из строительного материала
12.  Лего — конструирование. Модель «Детский сад мечты». 30 Диагност.

Обследование

123

Конструирование по условию
13. Модульное конструирование. Модель «Весы» 30 Наблюдение

123

Создание из геометрических фигур новой фигуры способом наложения
14. Конструирование из строительного материала. Модель «Грузовичок» 30 Анкетирование

123

Конструирование по образцу
15. Лего – конструирование Модель «Машины» 30 Наблюдение

123

Конструирование по образцу
16. Конструирование из строительного материала. Модель «Больница» 30 Наблюдение

123

Конструирование по условию
17.  Лего -конструирование . Модель «Кинотеатр» 30 Диагност. Обследование

123

Конструирование по условию.
18. Лего -конструирование. Модель «Пляж» 30 Наблюдение

123

Конструирование по условию.
19. Модульное конструирование на плоскости  30 Наблюдение

123

Создание из геометрических фигур новой фигуры по замыслу.
20. Конструирование из строительного материала. Модель «Корабль» 30 Анкетирование

123

Конструирование по образцу.
21. Конструирование из строительного материала. Конструирование по чертежам. 30 Рефлексия

123

Конструирование модели по чертежам, схемам.
22. Конструирование из строительного материала. Модель «Дом». 30 Рефлексия

123

Конструирование по образцу.
23. Модульное конструирование на плоскости. Модель «Лодка с человеком». 30 Рефлексия

123

Создание из геометрических фигур новой фигуры по образцу и по силуэту.
24. Лего — конструирование.            Модель «Дворец» 30 Анкетирование

123

Конструирование по рисунку.
25. Лего-конструирование. Модели «Животные Африки». 30 Наблюдение

123

Конструирование по рисунку.
26. Конструирование из строительного материала. Модели «Самолеты». 30 Наблюдение

123

Создание несложных схем.
27.1. Лего-конструирование. Модели «Ракеты» Конструирование по рисунку. 30 Анкетирование

123

Конструирование по рисунку.
28.2.Конструирование из строительного материала. Продолжение конструирования моделей «Ракеты» 30 Анкетирование

123

Создание несложных схем и работа по ним.
29.3. Лего-конструирование. Модель «Космическая станция» 30 Диагност. 

Обследование

123

Конструирование по условию. 
30.1.Конструирова -ние из строительного материала. Модель «Микрорайон города»  30 Наблюдение

123

Конструирование по условию.
30.2. Конструирова -ние из строительного материала. Модель «Микрорайон города» 30 Наблюдение

123

Конструирование по условию.
31.1. Лего-конструирование. Модель «Дома и дворцы». 30 Наблюдение

123

Конструирование по рисунку.
32.2 Лего-конструирование. Модель «Дома и дворцы». 30 Наблюдение

123

Конструирование по рисунку.
33. Модульное конструирование на плоскости . Модель «Собака» 30 Диагност. Обследование

123

Создание из геометрических фигур новой фигуры по образцу и по силуэту.
34.1. Лего -конструирование . Модели «Мосты» Создание несложных схем и работа по ним. 30 Наблюдение

123

Создание несложных схем и работа по ним. Преобразование постройки по условию.
34.2. Лего -конструирование . Модели «Мосты» Создание несложных схем и работа по ним. 30 Наблюдение

123

Создание несложных схем и работа по ним. Преобразование постройки по условию.
35.1. Лего -конструирование . Модели «Суда» 30 Наблюдение

123

Конструирование по образцу.
36.2. Лего -конструирование . Модели «Суда» 30 Наблюдение

123

Конструирование по образцу.
37.1. Лего -конструирование. Модель «Морские чудища»  30 Наблюдение

123

Конструирование по условию
38.2. Лего -конструирование. Модель «Морские чудища» 30 Наблюдение

123

Конструирование по условию
39.1. Лего -конструирование по замыслу. Модель «Инопланетяне» . 30 Наблюдение

123

Конструирование по замыслу.
40.2. Лего -конструирование по замыслу. Модель «Инопланетяне» . 30 Наблюдение

123

Конструирование по замыслу.
41.1. 27 Лего — конструирование. Модель «Город мечты» 30 Рефлексия

123

Конструирование по условию.
42.2. 27 Лего — конструирование. Модель «Город мечты» 30 Рефлексия

123

Конструирование по условию.
43.3. 27 Лего — конструирование. Модель «Город мечты» 30 Рефлексия

123

Конструирование по условию.
44. «Ковер из 

листьев»

изготовление поделок из 

природного материала

 

30 Диагност. Обследование

123

Учить составлять 

композицию из засохших

листьев.

45. «В гости к 

Старичку-лесовичку»

Продолжать знакомить с 

разновидностями природного

материала. 

 

30 Диагност. Обследование

123

соединение 

частей при помощи 

пластилина и дополнение 

изображения деталями

46. «Кроватка 

для куклы».

 

30 Рефлексия

123

Учить детей делать 

постройки, соразмерные 

игрушкам.

47. «Корабли»

Дать представления о разных видах судов. 

 

30 Наблюдение

123

Упражнять 

в анализе конструкций, в 

планировании

деятельности.

48. «Мебель для 

трѐх медведей»

 

 

30 Наблюдение

123

Учить детей 

использованию свойств 

строительного материала 

(пропорций, размеров, 

формы).

49. «Шапочка»

Конструирование из 

бумаги. 

 

30 Наблюдение

123

Учить складывать лист 

бумаги, совмещая углы и 

стороны; развивать мелкие 

мышцы кистей рук, 

координацию движений.

50. «Паровоз»

Показ способа складывания

.

 

30 Наблюдение

123

Закрепление умения 

складывать лист бумаги 

пополам, разрезать его по линии сгиба.

51. Геометрические фигуры (магнитный конструктор, мягкий конструктор) 30 Анкетирование

123

Собрать конструкцию по образцу: круг, треугольник, квадрат, ромб и др.
52. Забавные фигуры (магнитный и игольчатый конструктор, лего) 30 Анкетирование

123

Задания на развитие процессов восприятия, внимания, памяти. Сортировка деталей по цвету, форме, величине.
53. Разноцветные цифры и буквы 30 Анкетирование

123

Закрепление зрительных паттернов (образ цифр и букв)
54. Мышка из конструктора Лего 30 Анкетирование

123

Учить детей строить по схеме, выбирать правильную деталь. 
55. Самолёт из конструктора Лего и игольчатого конструктора 30 Наблюдение

123

Задание на развитие зрительно-моторной координации, закрепление цвета, формы и размера конструкции. 
56. Змейка, заборчик (магнитный конструктор) 30 Наблюдение

123

Составление последовательн. из деталей 
57. Собачка из конструктора Лего 30 Наблюдение

123

Познакомить детей с новой поделкой из конструктора.
58. Черепаха из конструктора Лего 30 Рефлексия

123

Познакомить детей с новой поделкой из конструктора, учить конструировать по инструкции с помощью воспитателя. Игра с поделкой.
59. Поделка по замыслу 30 Рефлексия

123

Задания на развитие речи. Выполнение заданий по вербальной инструкции в парах.
60. Ёлочка (магнитный конструктор, мягкий конструктор, конструктор-мозаика) 30 Рефлексия

123

Задание на развитие конструктивной деятельности. Игры с поделками.
61. Мой подарок лучшему другу (конструктор Лего, игольчатый и магнитный конструктор) 30 Наблюдение

123

Задание на развитие логического мышления и развитие речи.
62. Мебель для куклы Кати (игольчатый конструктор) 30 Наблюдение

123

Задания на развитие игровой деятельности. Учить детей конструировать из определённого набора деталей. Игры с поделками.
63. Машина для папы (игольчатый и магнитный конструктор, конструктор 30 Наблюдение

123

Задания на развитие воображения, стимуляцию творческой и речевой активности.
64. Коврик-трансформер 30 Диагност. Обследование

123

Задания на развитие логического мышления
65. Лабиринт (динамический конструктор лабиринт с шариками) 30 Диагност. Обследование

123

Задания на развитие мышления и координацию
66. Цветы для мамы (конструктор-мозаика, конструктор Лего) 30 Диагност. Обследование

123

Учить строить по предложенной схеме, инструкциям, учитывая способы крепления деталей, передавать особенности предмета средствами данного конструктора.
67. Домики и гаражи (конструктор Лего) 30 Диагност. Обследование

123

Учить видоизменять образец, данный воспитателем, по определённым условиям
68. Забавные цифры (магнитный конструктор) 30 Диагност. Обследование

123

Задания на закрепление числового ряда, навыка счета и представления о числе
69. 1.Парк аттракционов (магнитный конструктор, динамический конструктор-лабиринт) 30 Диагност. Обследование

123

Задания на развитие игровой деятельности, воображения, мышления.
70.2. Парк аттракционов (магнитный конструктор, динамический конструктор-лабиринт) 30 Диагност. Обследование

123

Задания на развитие игровой деятельности, воображения, мышления.
71.1 Я-фантазёр (магнитный конструктор) 30 Диагност. Обследование

123

Задания на развитие воображения, творческой активности. Учить конструировать из определённого набора деталей.
72.2 Я-фантазёр (магнитный конструктор) 30 Диагност. Обследование

123

Задания на развитие воображения, творческой активности. Учить конструировать из определённого набора деталей.

 

Список литературы 1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Тренируем пальчики». Дрофа, М. 2000 2. Гайбнер А. «Лучшие поделки», М., 2008 3. Екжанова Е.А., Стеблева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». М., 2003 4. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС». Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013 5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. 6. Комарова Л.Г.Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 7. Куцакова В.В. «Занятия по конструированию из строительного материала». М., 2008 8. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981. 9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 10.Неретина Т.Р. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения». М., 2004. 11.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999. 12.Парамонова Л. А.«Детское творческое конструирование», Москва 1999г. 13.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.