Статья «Семья – волшебный символ жизни» (содержание и формы родительского просвещения. Из опыта работы центра)



автор: Крамер Наталья Дмитриевна
методист
МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Индустриального района г. Барнаула

Статья «Семья – волшебный символ жизни» (содержание и формы родительского просвещения. Из опыта работы центра)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

Индустриального района г. Барнаула

Статья 

 «Семья – волшебный символ жизни» (содержание и формы родительского просвещения. Из опыта работы центра)

Исполнитель:

 Крамер Наталья Дмитриевна, методист

Барнаул-2024

«Семья – волшебный символ жизни» (о содержании и формах организации родительского просвещения. Из опыта работы центра).

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»

В.А. Сухомлинский 

 

Специфика учреждений дополнительного образования в том, чтобы выполнить государственный заказ по созданию оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося, его духовно-нравственного становления, интеллектуально – творческого развития.

Успешное решение этих задач возможно только при условии взаимодействия учреждения дополнительного образования, семьи и различных социальных институтов общественности.

Несомненно, важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и, по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. 

Многолетний опыт работы педагогов центра подтверждает, что воспитание и вовлечение ребенка в обучающий и творческий процессы без укрепления связи с семьей, невозможны. 

Поэтому организация взаимодействия творческого союза «педагог-ребенок-родитель» в МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Индустриального района                г. Барнаула является составной частью системы воспитательной работы, а работа с семьей – приоритетным направлением деятельности центра. 

Реализация современных технологий, форм и методов, применяемых в работе по взаимодействию педагогов, родителей и детей, позволяет решать широкий спектр задач родительского просвещения, вовлекать их в образовательную деятельность, содействовать формированию родительской компетентности и ответственности.

Применение и использование разнообразных форм взаимодействия с семьями учащихся даёт положительные результаты в развитии личности ребенка, его позитивной социализации. Родители, становясь активными участниками «образовательных отношений», чувствуют себя «компетентными родителями», поскольку вносят свой вклад в их развитие и приобретают новые педагогические умения и знания, становясь главными воспитателями своих детей.

С годами формы просвещения родителей, применяемые в центре, становятся традиционными и популярными среди детей и родителей. 

На протяжении многих лет традиционной формой просвещения родителей являются родительские собрания и родительские конференции ДЮЦ. 

Действенная форма собраний направлена на ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами образовательной и воспитательной деятельности центра, на взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск правильных решений по улучшению жизнедеятельности коллективов. 

Конференция, как форма просвещения, предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, трансляцию положительного опыта в данном направлении. Ее можно рассматривать как метод объединения активных родительских сил, которые имеют желание и возможности включения в образовательный процесс на основе партнерства.

Положительный отклик родителей получила родительская конференция ДЮЦ по теме: «Взаимодействие семьи и дополнительного образования: вчера, сегодня, завтра».  Один из вопросов конференции «Детский творческий коллектив как среда воспитания и развития ребенка» напрямую касался педагогов и их методов работы с родителями.  Опыт работы в данном направлении представили руководитель ансамбля народного танца «Тараторки» и руководитель изостудии «Колорит».

Педагоги высказали мнение, что работа их становится более результативной при условии вовлечения в нее родительской общественности.  От родителей опытом воспитания творческих детей в рамках вопроса: «О возможности семьи в создании условий для успешного личностного развития ребенка» поделились Березова Е.Ю., Швыряева Е.А. 

Одна из форм просвещения – участие родительского актива в работе Управляющего совета центра и родительских комитетов. Через органы самоуправления родители принимают решения по отдельным вопросам учреждения, проведению определённых мероприятий (образовательных, досуговых, выездных). У родителей есть возможность изучения нормативных документов, локальных актов учреждения, программ, по которым проходят обучение их дети. 

 Информация о работе с родителями центра размещена на официальном сайте учреждения, на платформе ВК и «Телеграмм-канале». 

Самая популярная форма просвещения среди детей и родителей – интерактивная. Ее цель – создать условия, при которых родители вместе с детьми становятся участниками образовательного или творческого процесса, могут высказать свое личное мнение. При этом, никто не должен оставаться «пассивным слушателем»!

В такой форме работы относятся открытые занятия. Открытые занятия для родителей позволяют продемонстрировать творческие возможности детей, степень их включенности в учебный процесс, методы работы педагогов с детьми. Родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка, оценить уровень его знаний, понять требования, предъявляемые педагогом, и потом применить эти методы на практике в воспитании своих детей дома. 

Следующая интерактивная форма участия родительской общественности в жизнедеятельности центра – подготовка учащихся к конкурсам и фестивалям, отчетным концертам, совместные выезды для участия в конкурсных мероприятиях, проходимых за пределами Алтайского края. При подготовке отчетного концерта коллективов центра «Приходите в наш дом!», который в 2024 году был посвящен Году семьи, родители выразили желание стать участниками творческих номеров в своих коллективах.

Разнохарактерные, яркие номера с участием родителей стали не только украшением концерта, но и очень сблизили педагогов, родителей и детей в процессе репетиций и подготовки к концерту.

Интерактивные формы работы способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.  

В этом направлении разнообразен опыт многолетней работы педагога творческого объединения «Карамель». К ежегодным акциям «Кормушка своими руками» (совместная работа родителей и детей), «Забота» (проведение мастер-классов совместно с родителями для изготовления сувениров на благотворительные мероприятия) добавились новые: «Посылка солдату», «Письмо солдату», «Подушка солдату», «Открытка ветерану», «Свеча памяти». В октябре текущего года общими усилиями детей и родителей объединения «Карамель» будет реализована новая акция «Шапка (балаклава) солдату СВО». В реализации акций родители выступают полноправными участниками процесса: закупают ткань, необходимые принадлежности для солдат СВО, выступают волонтерами по доставке груза и, обязательно, знакомятся с адресатом доставки.

Что дает совместное участие коллектива в благотворительных мероприятиях? Конечно, сплочение коллектива в целом, сплочение семьи, формирование навыков эффективного взаимодействия с ребенком, осознание своих родительских особенностей. А еще родители и дети узнают о новостях фронта и героях СВО.

Заслуживает особого внимания работа коллектива «Карамель» с онкологическим детским центром Барнаула. Акция под названием «Коробка храбрости», проводится для детей больных онкологией. Учащиеся заполняют коробку сувенирами, изготовленными своими руками и предоставляют ее в онкодиспансер. Когда больной ребенок идет на операцию – он достает сувенир из коробки, как подарок «за храбрость». Также педагог взаимодействует с общественной организацией «Клуб добряков Барнаула», проводит мастер-классы для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. В процессе обучения родители знакомятся не только с новыми технологиями в прикладном творчестве, но и с технологией организации «ситуации успеха» с детьми-инвалидами, исходя из их потребностей и возможностей. А у детей занятия способствуют развитию мелкой моторики, прививают чувство прекрасного.

 Совместные мастер-классы способствуют улучшению эмоциональной жизни коллектива и отдельно взятой семьи. 

В рамках празднования Всероссийского Дня матери учащимися творческого объединения «Карамель», под руководством педагога, проведен мастер-класс «Подарок для мамы» по изготовлению декоративной броши, в котором приняли участие бабушки учащихся центра, а также представители актива Союза пенсионеров Индустриального района.  

 Данный благотворительный мастер-класс, проведенный учащимися творческого объединения «Карамель», показал заинтересованность детей в обучении людей «мудрого возраста» навыкам прикладного мастерства, а у старшего поколения вызвал желание смастерить своими руками деталь модного женского украшения.

Декада инвалидов, приуроченная к Международному дню инвалидов в Алтайском крае, проводится для привлечения внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им заботы и помощи конкретными делами. 

Одна из интерактивных форм работы в данном направлении, которую разработал и осуществляет детский педагогический отряд «От души» ДЮЦ проходит под названием «Помоги ребенку». Это концерт творческих коллективов, как нашего центра, так и приглашенных, а также выставка-продажа сувениров, изготовленных детьми центра. Средства, собранные от концерта и выставки, направляются на лечение детей. Родители учащихся также принимают активное участие в сборе средств для детей с нарушением здоровья.

Ежегодно педагогами центра проводятся мероприятия, направленные на сохранение здоровья и пропаганду здорового образа жизни в каждой семье.

 К интерактивной форме работы с детьми и родителями можно отнести следующие мероприятия: «Всей семье на страт!», которое ежегодно проводит ДЮЦ для родителей и детей района и города; выезд учащихся современного танца «Палитра» с родителями на спортивную базу г. Барнаула для совместного отдыха и спортивных состязаний между командами; профилактическая акция «Я – за здоровый образ жизни!» творческого объединения «Карамель» с распространением листовок о вредных для здоровья привычках среди сверстников, знакомых, соседей. Распространяя листовки, учащиеся в первую очередь, проводят просветительскую работу с родителями, что является положительным моментом укрепления здоровых привычек в семье.

Педагоги стараются разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества с родительской общественностью, заинтересовать в положительном результате образовательного и творческого процесса, содействовать повышению родительского авторитета в семье.

Как показывает многолетний опыт работы, родителей интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом со своим ребенком.

Поэтому одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями в системе дополнительного образования, является организация совместных досуговых мероприятий, которые активизируют и повышают заинтересованность родителей в воспитательном процессе.

Педагоги центра, используя интерактивные формы и методы работы, стараются провести мероприятие таким образом, чтобы вовлечь слушателя в активный процесс взаимодействия, обеспечивающий переход от «слушания» к «действию».

Чтобы стать успешным любое досуговое мероприятие должно формировать активного соучастника совместной деятельности: учителя, родителя и ребенка. А главное – быть полезным и обучающим.

Активизировать слушателей, заставив их мыслить, угадывать, играть, спорить – это запоминающееся событие. Так, в творческом объединении «Дымковская игрушка» для бабушек и дедушек   состоялась программа «Чайные посиделки». Споры и разговоры велись об истории происхождения чая, исторических фактах появления чая на Руси. Разгаданы ребусы, определены «знатоки» в «вопросах-ответах» о пользе чая для укрепления здоровья. Дедушки и бабушки получили много полезной информации и за чашкой чая позитивно и с пользой провели свой досуг.

Познавательно-развлекательная программа «Я – самая!», посвященная Международному женскому дню, состоялась в творческом объединении «Русские узоры». Для мам и детей проведена квест-игра, включающая в себя задания и вопросы по кулинарии, косметике, истории, моде, семейным отношениям и др. Вопросы по истории были взяты из энциклопедий, поэтому легких заданий не было. А вот хорошее настроение присутствовало в течение всего праздничного мероприятия!

В мае текущего года в этом же объединении состоялось мероприятие, посвященное Году семьи под названием «Крепка семья – крепка держава!» Родители и дети состязались в знаниях по вопросам семейного уклада наших предков, обучения детей, традициях в одежде, еде и др. Участвовали в конкурсе номинаций: «Презентация семьи», «Ромашковая угадай-ка» и др.

«День пирога» отметили в творческом объединении «Разноцветные фантазии». Программа мероприятия, посвященная Дню семьи, включала в себя знакомство с бытом и традициями наших предков, их отношениями друг с другом, умением организовать культурный досуг. А еще присутствующие узнали много нового и интересного о разновидностях русских пирогов, которые пришли в наш повседневный быт со всей России.

Опыт проведения воспитательных мероприятий с детьми и родителями показал, что если родитель и ребенок «включены в процесс», то на следующем мероприятии, проводимом педагогом, они будут самыми активными его участниками.

Результатом активного участия родителей в жизнедеятельности фольклорного ансамбля «Маруся» ДЮЦ стало создание родительского клуба, а затем и родительского фольклорного ансамбля «Наследие» – участника и дипломанта всевозможных фольклорных фестивалей в Барнауле, Томске, Новосибирске и др.

Родительский ансамбль «Наследие» известен в Барнауле тем, что исполняет песни коренных жителей многих районов Алтайского края, а в процессе выступления рассказывает о первых исполнителях песен, традициях в русских костюмах жителей края, происхождении и использовании музыкальных инструментов. Таким образом происходит просвещение не только родителей, но и самих учащихся. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Формы работы, используемые педагогом «Маруси», различны. Педагог разрабатывает и претворяет в жизнь авторские сценарии календарных праздников и народных обрядов: «Осенины», посвященные Дню урожая, «Святки», в которые входят Колядки, Рождество, «Масленица», «Встреча весны» и др. Цель мероприятий – поделиться историей возникновения праздников, традиционными формами их проведения на Руси, научить детей и родителей, принимающих участие в мероприятия, формированию семейных ценностей через возрождение народных традиций с использованием музыкально-поэтических жанров фольклора.

Праздники проводятся в помещении центра, украшенном в лучших традициях русского домовладения. При проведении каждого такого мероприятия дети и родители окунаются еще и в мир русской кулинарии. Здесь традиционно проводятся мастер-классы по засолке капусты, выпечке печенья «жаворонки» и др. На детских встречах чаепитиях на столе обязательны напитки русской кухни: травяные чаи, квас, кисель, морс. 

Одна их форм работы педагога – участие во всех благотворительных мероприятиях района и города. Детский коллектив «Маруся» и родительский «Наследие» – постоянные участники народно – календарных праздников, проводимых на территории Барнаула: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы, а также всевозможных благотворительных акций и мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, для пожилых людей и др.

Родители и дети принимают самое активное участие в записи видеороликов для трансляции на ТВ «Катунь-24» ГТРК «Алтай», участвуют в хороводных шествиях с целью популяризации фольклора, дают творческие мастер-классы в Заринске, Новосибирске, Барнауле, выступают с благотворительными концертами для детей и взрослых у медицинских учреждениях. В изготовлении костюмов фольклорного направления также принимают участие родители воспитанников, при этом, образцы костюмов реконструированы с музейных архивных образцов, которые педагоги и дети привозят из творческих экспедиций по районам Алтайского края.

Новый, творческий подход к взаимодействию с семьями, который использует педагог «Маруси» в своей работе, делает родителей помощниками, союзниками, единомышленниками. 

Поучительное воспитательное интерактивное мероприятие прошло в фольклорном коллективе, посвященное семье и ее традициям, под названием «Истории семейных фотографий». Руководитель Бакотина И.Н. представила семейные фотографии, которым более 100 лет, рассказала об их истории, провела интеллектуально-познавательную игру, в которой учащиеся выступили экспертами, высказали свое мнение, ответили на вопросы руководителя.

В мероприятии была затронута тема современной семьи, ее быт, традиции. Педагог коллектива, используя разнообразные формы и методы в своей работе через фольклор доносит до учащихся и их родителей представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и семьи. А эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

 

Статья «Семья – волшебный символ жизни» (содержание и формы родительского просвещения. Из опыта работы центра)
Пролистать наверх