Автор: Крикунова Елена Сергеевна
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 44, г. Новочеркасск, Ростовская область
Нейропсихологические основы развития смыслового восприятия в онтогенезе
МБДОУ д/с № 44
Статья на тему: «Нейропсихологические основы развития смыслового восприятия в онтогенезе»
Новочеркасск
Нейропсихологические основы развития смыслового восприятия в онтогенезе.
По данным Л.А. Венгера восприятие это сложный процесс, который «предполагает наличие субъективного образа предмета или явления, который непосредственно воздействует на анализатор или систем анализаторов» [3, с. 96].
По данным Л.С. Выготского современная психологическая наука рассматривает восприятие как «активный процесс поиска информации выделения существенных признаков, сравнения их между собой, создания адекватных гипотез и последующего сравнения этих гипотез с исходными данными» [5, с. 90].
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой последующих ступеней или стадий развития.
Психолог Ю.В. Микадзе в учебнике «Нейропсихология детского возраста» придерживаются идеи, как и другие ученые, такие как Д.Б. Эльконин, И.А. Аршавский, М.М. Безруких о том, что «в возрастной психологии и физиологии выделяют различные этапы, периоды онтогенеза, которые характеризуются определенной спецификой поведения, деятельности ребенка, функционирования его организма и адаптационных задач, стоящих перед ним» [10, с. 16].
По мнению ученого нейрофизиолога Д.А. Фарбера основу периодизации должны составлять «критерии, которые отражают созревание центральных механизмов регуляции и контроля в ЦНС, позволяющие формировать избирательные функциональные реакции в соответствии с конкретной ситуацией и адаптироваться к среде» [1, с. 11].
В мире существуют множество теорий периодизации, различающихся по критерию выделения основного содержания разных периодов развития. И.А. Аршавский считает, что «основным и существенным критерием, который должен быть принят при делении онтогенеза на отдельные периоды, является способ взаимодействия организма с соответствующими условиями среды в каждом из них, который определяется ведущей функцией в целостном функционировании организма» [1, с. 9].
Советский психолог Л. С. Выготский придерживался теории, что «переломный момент в жизни ребенка являются “кризисы” во время которых происходят важные перестройки помогающие развитию новых этапов» [5, с.87]. Л.С. Выготский считает, что существуют несколько «кризисов» у человека:
- кризис новорожденности (0-2 месяцев) из-за изменения условий жизни;
- кризис одного года появляется по причине появления новых возможностей и потребностей ребенка;
- кризис трех лет из-за появления образа «Я»;
- кризис семи лет, начало разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка;
- кризис тринадцати лет, происходит соотнесения себя и общества.
Периодизация психического развития детей, в которой выделяются периоды, характеризующиеся разными видами ведущей деятельности. Советский психолог Д.Б. Эльконин выделил несколько периодов:
- Младенчество (0-1 год).
В период новорожденности, ребенок воспринимает лишь те сигналы, которые запускают безусловные рефлексы. В первые недели жизни возникает слуховое и зрительное сосредоточение на звук и свет. Формируется «комплекс оживления», и первые условные рефлексы к концу первого месяца. В 3-4 месяца появляется реакция зрительного прослеживания за движением предмета, активно «изучает» предмет. К 6-8 месяцам расширяются возможности восприятия формы и цвета и зрительного восприятия глубины. В то же время совершенствуется кинестетическое восприятие ребенка, появляется хватание, ощупывание предметов. Также, продолжает развиваться и слуховое, и обонятельно-вкусовое восприятие.
- Раннее детство (1-3 года).
С появлением речи расширяется круг общения ребенка и соответственно круг его восприятия, которое продолжает развиваться. Ребенок контролирует свои действия зрительно или тактильно, т.е. происходит опора на восприятие. Л.С. Выготский говорил: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие» [7, с. 38].
На втором году жизни из-за несовершенства восприятия ребенок из многих признаков предмета охватывает самый яркий признак и узнает предмет. Из этого следует, что рассматривая картинки, ребенок не обращает внимание на пространственное расположении предметов. Восприятие остается неточным и расплывчатым, но в некоторых ситуациях форму и величину предметов ребенок воспринимает правильно, но цвет воспринимается труднее из-за не большого влияния на выполнение действий.
Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с крышей.
Для усвоения сенсорных эталонов необходимо, по мнению ученых Л.А. Венгера и Э.И. Пилюгина «чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности» [13, с. 134].
- Дошкольный возраст (3-7 лет).
В возрасте 3-7 лет формирование восприятия способствует становление и дальнейшее развитие речи, позволяющей дифференцировать предметы и их отдельные качества и свойства. В этом периоде появляется наглядно-образное мышление, которое является переходным от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому мышлению.
В дошкольном возрасте восприятие имеет свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.
Взаимосвязь восприятия с мышлением и речью приводит к его повышению интеллектуального уровня. В ходе обследовательской деятельности происходит перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов. Восприятие дошкольника, становится управляемым, осмысленным, так же усложняется восприятие времени и пространства.
- Младший школьный возраст (7-11 лет).
Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Благодаря накопленному опыту дети легко узнают даже незнакомые предметы. В 7-11 лет у детей еще сохраняется ситуативность восприятия ребенок путает похожие буквы и цифры, выделяет при восприятии объекты по величине, форме и яркости более активно, чем по смыслу.
В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия – слушание. В дошкольном детстве ребенок ориентируется на указания, требования, оценки взрослого на основе восприятия его речи. У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности.
- Подростковый возраст (12-15 лет).
Восприятие подростка становится более анализирующим и дифференцирующим, а также принимает характер организованного наблюдения. В результате учебной деятельности восприятие подростков само переходит в самостоятельную деятельность – в наблюдение, которое является осмысливающим и целенаправленным восприятием.
В подростковом возрасте продолжается повышение интеллектуального уровня с вязи с усложнением школьного материала. Развивается фантазирование и воображение, в том числе и творческое восприятие.
- Юношеский возраст (15-17 лет).
Восприятие реальности обретает стабильные черты, которые сохранятся и в будущем. Возникают трансформации в восприятии времени – осознается временная перспектива, и устанавливается осознанная связь между прошлым и будущим через настоящее, что позволяет человеку строить планы на будущее.
Таким образом, особенно интенсивно развитие восприятия происходит в первые годы жизни ребенка. В онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Изменение восприятия у детей дошкольного и школьного возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей: игровой, трудовой, учебной и т.д. Далее восприятие приобретает относительно самостоятельное значение и такие свойства высшей психической функции, как произвольность и осознанность. Достигнув своего максимального уровня, восприятие взрослого человека сохраняется таким до старости, изменяясь только под влиянием индивидуальных жизненных ситуаций. Процесс восприятия совершенствуется в течение всей жизни человека и проходит очень сложный путь развития.