автор: Кудрявцева Ирина Викторовна
музыкальный руководитель МБОУ Видновская средняя общеобразовательная школа №7
“Активное слушание музыки как форма современной развивающей технологии в ДОУ и внедрение её в практику музыкального руководителя”
Активное слушание музыки как форма современной развивающей технологии в ДОУ и внедрение её в практику музыкального руководителя
музыкальный руководитель высшей категории
МБОУ Видновской средней общеобразовательной школы №7
Кудрявцева И.В.
Одним из ведущих видов музыкальной деятельности дошкольников является музыкальное восприятие. Если ребёнок научится не только слушать музыку, но и слышать её, уметь определять настроение, структуру произведения, темп, тембр, ритм, то в других видах музыкальной деятельности ему будет достаточно легко проявить себя. Именно музыка подскажет детям, когда нужно начинать и заканчивать танец, где происходит смена сюжетной линии в игре, где нужно спеть смело и открыто, а где просто необходима плавность и нежность в исполнении. Очень часто педагоги, занимаясь подготовкой мероприятий, в большей мере занимаются пением, подготовкой танцев и разучиванием игр, и лишь малую часть занятия отводится восприятию музыки. Остановиться, замереть и вслушаться в музыку, а потом о ней поговорить… Многие коллеги скажут «не хватает времени», а ведь именно восприятие музыки – это основа музыкального развития дошкольников. Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности ребёнка: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и наряду с этим, музыкальное восприятие выступает как самостоятельный вид музыкальной деятельности, который реализуется посредством раздела слушание в ДОУ.
Чтобы поддерживать интерес и внимание дошкольников, педагогу нужно использовать новые, современные технологии, ведь современные дети не могут длительно сохранять концентрацию внимания, невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, испытывают потребность в движении. «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» – замечательные слова Джона Дьюи с которыми нельзя не согласиться.
Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников? И тут на помощь приходит такая форма работы, как активное слушание. Ещё Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.).
В процессе активного слушания музыки дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её. Главной задачей педагога – направить внимание ребёнка на процесс восприятия музыкального произведения, поэтому движения, атрибутика должны выполнять лишь вспомогательную роль, помочь процесс восприятия сделать более близким, понятным, содержательным. В отличие от музыкально-двигательной деятельности, где педагог развивает и совершенствует навыки танцевальных движений, процесс активного восприятия должен быть импровизационным.
«Часики» Г.Васильева – хорошо известная детям песенка из мультсериала «Фиксики», казалось бы, развлекательная, поднимает настроение, вызывает положительные эмоции. А ведь на этом примере дошкольники могут достаточно легко усвоить то, что музыкальное произведение состоит из музыкальных фраз и частей, которые могут повторяться, может иметь свой ярко выраженный ритмический рисунок, дети слышат паузы и отображают их, этим подчёркивая окончание музыкальных фраз.
«Пиццикато» Л.Делиба довольно часто используемое произведение в процессе активного слушания музыкальными руководителями. Каждый педагог использует свою версию для импровизации. Можно предложить детям соединять под музыку пальцы двух рук по очереди, сгибать и разгибать их соединёнными на протяжные звуки, отображая различные способы движения мелодии. Либо к пальчиковой игре добавить элементы массажа, когда пальцы будут «ходить» по собственному телу, отображая те же способы звуковедения, но хлопками обозначать акценты в конце музыкальных фраз. Но сам стиль игры на скрипке способом «щипка» можно отобразить в движениях, в своей походке, а акценты – ударами деревянных палочек.
«Гавот» Ф.Ж.Госсек наоборот мало используемое в процессе слушания музыки произведение. Но на его примере, дети могут услышать и отобразить в движениях такие элементы мелодии как скачки (подбрасывание мешочков с песком), обыгрывание и поступательное движение звуков (смена шагов на лёгкий бег), украшения мелодии (передача мешочка из руки в руку, плавные повороты вокруг себя).
Приложение
«Часики» Г.Васильев
для детей 3-5 лет
Дети располагаются по кругу, сидя на коленях лицом к центру. Перед каждым ребёнком лист бумаги. | |
1.Тики-тики-тики-тики
так-так-так, Тики-тики-тики-тики так-так-так – Часики идут, часики идут, Часики минуты берегут. Тики-тики-тики-тики так-так-так, Тики-тики-тики-тики так-так-так – Часики идут, часики идут, Часики лениться не дадут. Тики-так, тики-так – Нам без часиков никак. |
Движение рук «моторчик».
Три хлопка правой рукой по бумаге. Движение рук «моторчик». Три хлопка левой рукой по бумаге. «Моторчик» с остановкой (паузой). «Моторчик» с остановкой (паузой). «Моторчик». На паузу – хлопок руками над головой. Движения повторяются. Хлопок по бумаге правой руки. Хлопок по бумаге левой руки. Четыре хлопка поочерёдно каждой рукой. На паузу – хлопок руками над головой. |
2. Слова повторяются. | Движения 1-го куплета. |
Проигрыш. | Звучит куплет без слов, но движения выполняются те же. |
Тики-тики-тики-тики
так-так-так, Тики-тики-тики-тики так-так-так – Часики и там, часики и тут, Часики идут, идут, идут. Часики идут, идут, идут. Часики идут, идут, идут. Часики идут, идут, идут. |
Движение рук «моторчик».
Три хлопка правой рукой по бумаге. Движение рук «моторчик». Три хлопка левой рукой по бумаге. «Моторчик» с остановкой (паузой). «Моторчик» с остановкой (паузой). «Моторчик». На паузу – хлопок руками над головой. «Моторчик». На паузу – хлопок руками над головой. «Моторчик». На паузу – хлопок руками над головой. «Моторчик». На паузу – хлопок руками над головой. |
«Пиццикато» Л.Делиб
для детей 4-6 лет
Дети стоят друг за другом, в руках деревянные палочки. | |
Вступление – 4 плавных протяжных аккордовых звучаний. | Такие же широкие и плавные взмахи палочками. |
1 часть | Дети идут осторожными, пружинящими, «крадущимися» в характере музыки шагами по кругу, на два акцента в конце фразы останавливаются и стучат два раза палочками. В конце последней фразы останавливаются лицом в круг. |
2 часть | На длинные звуки – широкие взмахи палочками, на движение мелодии короткими звуками – «моторчики» палочками. К взмахам на протяжные звуки можно добавить шаги. |
3 часть
(1 часть) |
Движения 1-й части, можно выполнять не по кругу, а в центр круга и из центра, двигаясь спиной, на акценты, останавливаясь и выполняя удары палочками в середине и в большом кругу. На последней фразе покружиться вокруг себя и обозначить последние акценты ударами палочками об пол. |
«Гавот» Ф.Ж.Госсек
для детей 5-7 лет
Дети стоят по кругу, в правой руке мешочек с песком (крупой). | |
1 часть | Дети двигаются маршевым шагом на поступательное движение мелодии по линии танца. На скачок в мелодии останавливаются и подбрасывают мешочек вверх одной рукой. Лёгкость музыкального скачка можно успеть отобразить таким же лёгким и невысоким подбрасыванием. На вторую половину музыки те же движения, но в центр и из центра круга. |
2 часть | Более плавное движение мелодии отображается сменой шага на лёгкий бег по кругу, на музыкальное украшение в конце фразы дети выполняют мягкий поворот вокруг себя. На скачки в мелодии (уже более плавные) дети перекладывают мешочек из руки в руку над головой плавными, широкими движениями. |
3 часть | Музыкальный диалог высоких и низких звуков дети изображают подбрасыванием мешочка двумя руками, стоя лицом в центр круга. На повторение мелодического отрывка те же движения спиной в центр. |
4 часть
(1 часть) |
Движения первой части музыки. |