“Активное слушание музыки как форма современной развивающей технологии в ДОУ и внедрение её в практику музыкального руководителя”



автор: Кудрявцева Ирина Викторовна

музыкальный руководитель МБОУ Видновская средняя общеобразовательная школа №7

“Активное слушание музыки как форма современной развивающей технологии в ДОУ и внедрение её в практику музыкального руководителя”

 


Активное слушание музыки  как форма современной развивающей технологии в ДОУ и внедрение её в практику музыкального руководителя

музыкальный руководитель высшей категории

МБОУ Видновской средней общеобразовательной школы №7 

Кудрявцева И.В.

  Одним из ведущих видов музыкальной деятельности дошкольников является музыкальное восприятие. Если ребёнок научится не только слушать музыку, но и слышать её, уметь определять настроение, структуру произведения, темп, тембр, ритм, то в других видах музыкальной деятельности ему будет достаточно легко проявить себя. Именно музыка подскажет детям, когда нужно начинать и заканчивать танец, где происходит смена сюжетной линии в игре, где нужно спеть смело и открыто, а где просто необходима плавность и нежность в исполнении. Очень часто педагоги, занимаясь подготовкой мероприятий, в большей мере занимаются пением, подготовкой танцев и разучиванием игр, и лишь малую часть занятия отводится восприятию музыки. Остановиться, замереть и вслушаться в музыку, а потом о ней поговорить… Многие коллеги скажут «не хватает времени», а ведь именно восприятие музыки – это основа музыкального развития дошкольников. Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности ребёнка: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и наряду с этим, музыкальное восприятие выступает как самостоятельный вид музыкальной деятельности, который реализуется посредством раздела слушание в ДОУ.

Чтобы поддерживать интерес и внимание дошкольников, педагогу нужно использовать новые, современные технологии, ведь современные дети не могут длительно сохранять концентрацию внимания, невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, испытывают потребность в движении. «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» – замечательные слова Джона Дьюи с которыми нельзя не согласиться.

  Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников? И тут на помощь приходит такая форма работы, как активное слушание.  Ещё Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). 

В процессе активного слушания музыки дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её. Главной задачей педагога – направить внимание ребёнка на процесс восприятия музыкального произведения, поэтому движения, атрибутика должны выполнять лишь вспомогательную роль, помочь процесс восприятия сделать более близким, понятным, содержательным. В отличие от музыкально-двигательной деятельности, где педагог развивает  и совершенствует навыки танцевальных движений, процесс активного восприятия должен быть импровизационным.

 «Часики» Г.Васильева – хорошо известная детям  песенка из мультсериала «Фиксики», казалось бы, развлекательная, поднимает настроение, вызывает положительные эмоции. А ведь на этом примере дошкольники могут достаточно легко усвоить то, что музыкальное произведение состоит из музыкальных фраз и частей, которые могут повторяться,  может иметь свой ярко выраженный ритмический рисунок, дети  слышат паузы и отображают их, этим подчёркивая окончание музыкальных фраз. 

«Пиццикато» Л.Делиба довольно часто используемое произведение в процессе активного слушания музыкальными руководителями. Каждый педагог использует свою версию для импровизации. Можно предложить детям соединять под музыку пальцы двух рук по очереди, сгибать и разгибать их соединёнными на протяжные звуки,  отображая различные способы движения мелодии. Либо к пальчиковой игре добавить элементы массажа, когда пальцы будут «ходить» по собственному телу, отображая те же способы звуковедения, но хлопками обозначать акценты в конце музыкальных фраз. Но сам стиль игры на скрипке способом «щипка» можно отобразить в движениях, в своей походке, а акценты – ударами деревянных палочек.

«Гавот» Ф.Ж.Госсек  наоборот мало используемое в процессе слушания музыки произведение. Но на его примере, дети могут услышать и отобразить в движениях такие элементы мелодии как скачки (подбрасывание мешочков с песком), обыгрывание и поступательное движение звуков (смена шагов на лёгкий бег), украшения мелодии (передача мешочка из руки в руку, плавные повороты вокруг себя).

Приложение

«Часики» Г.Васильев

для детей 3-5 лет

    Дети располагаются по кругу, сидя на коленях лицом к центру. Перед каждым ребёнком лист бумаги.
1.Тики-тики-тики-тики 

так-так-так,

Тики-тики-тики-тики 

так-так-так –

Часики идут, 

часики идут,

Часики минуты берегут.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут.

Тики-так, 

тики-так –

Нам без часиков никак.

Движение рук «моторчик».

Три хлопка правой рукой по бумаге.

Движение рук «моторчик».

Три хлопка левой рукой по бумаге.

«Моторчик» с остановкой (паузой).

«Моторчик» с остановкой (паузой).

«Моторчик».

На паузу – хлопок руками над головой.

Движения повторяются.

Хлопок по бумаге правой руки.

Хлопок по бумаге левой руки.

Четыре хлопка поочерёдно каждой рукой.

На паузу – хлопок руками над головой.

2. Слова повторяются. Движения 1-го куплета.
Проигрыш. Звучит куплет без слов, но движения выполняются те же.
Тики-тики-тики-тики 

так-так-так,

Тики-тики-тики-тики 

так-так-так –

Часики и там, 

часики и тут,

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут.

Движение рук «моторчик».

Три хлопка правой рукой по бумаге.

Движение рук «моторчик».

Три хлопка левой рукой по бумаге.

«Моторчик» с остановкой (паузой).

«Моторчик» с остановкой (паузой).

«Моторчик».

На паузу – хлопок руками над головой.

«Моторчик».

На паузу – хлопок руками над головой.

«Моторчик».

На паузу – хлопок руками над головой.

«Моторчик».

На паузу – хлопок руками над головой.

«Пиццикато» Л.Делиб

для детей 4-6 лет

                Дети стоят друг за другом, в руках деревянные палочки.
Вступление – 4 плавных протяжных аккордовых звучаний. Такие же широкие и плавные взмахи палочками.
1 часть Дети идут осторожными, пружинящими, «крадущимися» в характере музыки шагами по кругу, на два акцента в конце фразы останавливаются и стучат два раза палочками. В конце последней фразы останавливаются лицом в круг.
2 часть На длинные звуки – широкие взмахи палочками, на движение мелодии короткими звуками  – «моторчики» палочками. К взмахам на протяжные звуки можно добавить шаги.
3 часть 

(1 часть)

Движения 1-й части, можно выполнять не по кругу, а в центр круга и из центра, двигаясь спиной, на акценты, останавливаясь и выполняя удары палочками в середине и в большом кругу. На последней фразе покружиться вокруг себя и обозначить последние акценты ударами палочками об пол.

«Гавот» Ф.Ж.Госсек 

для детей 5-7 лет

Дети стоят по кругу, в правой руке мешочек с песком (крупой).
1 часть Дети двигаются маршевым шагом на поступательное движение мелодии по линии танца. На скачок в мелодии останавливаются и подбрасывают мешочек вверх одной рукой. Лёгкость музыкального скачка можно успеть отобразить таким же лёгким и невысоким подбрасыванием. На вторую половину музыки те же движения, но в центр и из центра круга. 
2 часть Более плавное движение мелодии отображается сменой шага на лёгкий бег по кругу, на музыкальное украшение в конце фразы дети выполняют мягкий поворот вокруг себя. На скачки в мелодии (уже более плавные) дети перекладывают мешочек из руки в руку над головой плавными, широкими движениями.
3 часть Музыкальный диалог высоких и низких звуков дети изображают подбрасыванием мешочка двумя руками, стоя лицом в центр круга. На повторение мелодического отрывка те же движения спиной в центр.
4 часть 

(1 часть)

Движения первой части музыки.

 

“Активное слушание музыки как форма современной развивающей технологии в ДОУ и внедрение её в практику музыкального руководителя”
Пролистать наверх