Автор: Кузьмичева Неля Анатольевна

Учитель русского языка и литературы ГКОУ УР » Школа — интернат№13″, город Ижевск

Конспект урока литературы в 8 классе классе по теме ««Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»). для обучающихся с ТНР.

Урок в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

( для обучающихся с ТНР)

Слайд №2.

 Тема урока:  «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).

 

Цель урока: определение идейного звучания произведения.

Задачи :

Обучающие:  

уметь определять тему, идею рассказа; композицию рассказа;

  уметь находить художественные приемы и средства;

уметь  раскрыть своеобразие писательской манеры;

Развивающие:

развивать работу над выработкой навыков анализа художественного текста;

развивать связную монологическую речь, память, мышление;

развивать навыки выразительного чтения;

Воспитательная:

воспитание любви и уважения к своим близким и окружающим.

Слайд №3,4

Словарная работа.

     Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

 

     Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве.

 

     Ветла – вид ивы.

 

     Пустельга – 1.Хищная птица из семейства соколиных;

  1. Легкомысленный пустой человек (разг. неодобрит.)

 

     Интерьер – внутреннее помещение в здании.

 

     Деталь художественная – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

 

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация (слайды к уроку).

 

Ход урока.

 

  1. Проверка домашнего задания.

Беседа:

— Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

-Сравните воспоминания писателя и художественный текст.

Что нового внес автор, что изменил, а что оставил прежним?

-Как построил свое произведение для того, чтобы и у нас остались  «зарубки на сердце»?

  1. 2.   Слово учителя.

 

Слайд №5

      Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл».

     Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ телеграмма (1946 год) дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен.

    Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г.Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

 

3.Анализ рассказа в форме беседы.

 

    1)Углубление восприятия произведения.

     — Ваше впечатление о «Телеграмме К.Г.Паустовского. Назовите  действующих героев рассказа. Кто является главным из них?

     — Предлагаю определить основную идею рассказа. Какова тема рассказа?

(Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).

    2) Самостоятельная работа учащихся.

 Как это взаимоотношение ( матери и дочери) отражается в композиции рассказа?

       Выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

     (1 часть – Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»

      2 часть – Дочь. «Эх ты, сорока!»

      3 часть – Телеграмма. «За добро плати добром , не будь пустельгой».

      Последняя 4 часть играет роль эпилога).

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

 

4.Постижение авторской позиции. (Работа с текстом).

    Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало.

 

Слайд №6,7

        1.Анализ пейзажа, интерьера:

 

                 -Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?

                — Какие мысли автор передает через этот пейзаж?

                — Какое предложение выбивается из этого пейзажа?

                — Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

                — Каков философский подтекст пейзажа?

                — Как соответствует безотрадная картина внутренному состоянию Катерины Петровны?

                — Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

                — Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

 

    Вывод: Все происходит холодной осенью, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину (образные оценочные эпитеты, олицетворения). За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

 

               2.Роль художественных деталей в тексте.

 (пыльный « Вестник Европы», нечищеный самовар, нетопленные печи, пожелтевшие чашки –запущенность, неухоженность)

 К.Г.Паустовского считают мастером детали.

Слайд №8.

                 — Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?

 

  1. «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота»

Слайд №9

  1. «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра

Слайд №10

  1. «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». ( Одинаковые судьбы)

Вывод: Мастерство К.Г.Паустовского в использовании детали поразительно.

 

      3.Характеристика Катерины Петровны.

 

Слайд №11

            — Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

      — Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей.

      — Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную черную шляпу», а потом дарит их  Маняше?

      — Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?

      — Подберите синоним к слову «маленькая».

      — Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.

      — Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

      — Завершающим аккордом 1-ой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?

Слайд №12

      Итак, мы, еще не зная ничего о Насте, начинаем ее осуждать, и все это благодаря мастерству писателя, умеющего, не высказывая прямо свое мнение, при помощи художественных деталей прийти к определенным выводам.  А какой вывод для себя мы можем сделать?

Вывод: Помни о родителях, пишите, навещайте — это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь и хотелось бы закончить словами М.Горького: « Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать».

 

                         Оценки за урок.

                         Домашнее задание:

Слайд №13.

 

Ответьте письменно на вопросы:

                     — Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?

                     — Какие зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?

                     — Подберите пословицы о матери.