автор: Кураева Юлия Владимировна
Воспитатель
МАДОУ №119, г.Мурманск
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Тема: «Деревья в нашем лесу»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
в подготовительной группе
Тема: «Деревья в нашем лесу».
Составила воспитатель
Кураева Юлия Владимировна
Тема: Деревья в нашем лесу».
Цель: Углублять и совершенствовать знания детей о деревьях нашего леса.
Задачи:
Закреплять знания о строении деревьев и значении их в жизни человека;
активизировать мыслительную деятельность;
развивать творчество.
Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям.
Образовательная область: «Познание», «Художественно- эстетическое».
Предварительная работа: Наблюдения за деревьями на прогулке,
чтение стихов и рассказов о деревьях; рассматривание иллюстраций о лесе.
Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.
Материалы: картинки с изображением деревьев, стихи, загадки.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим путешествие в лесную страну (чтение стихотворения)
Сказка леса
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса…
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий…
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса…
– Ребята, кто главные жители этой страны? (ответы детей)
– Правильно! Деревья!
Посмотрите на картину и скажите из каких частей состоит дерево?
– Ствол дерева: внизу толстый, кверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них есть листья или иголки, в плодах есть семена. Корни находятся глубоко в земле.
Что случится, если у дерева повредить кору?
– Дерево может погибнуть, будет болеть.
А что будет, если у дерева подрезать ветки?
– Если не очень коротко, то крона станет еще гуще.
Скажите, может дерево жить без корней?
– Нет, дерево корнями держится в земле, корни из почвы берут воду, минеральные вещества.
Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! ( потягивание, руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется ( потягивание, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли (наклоны вперед)
Вправо – влево, взад – вперед-
Так деревья ветер гнет (наклоны вправо- влево, вперед- назад)
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)
Ветер стих, взошла луна,
Наступила тишина. (дети садятся на места)
Наши леса богаты разными деревьями.
Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки.
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза)
Правильно! Берёза! (показ картинки с изображением берёзы)
Ребята, а как выглядит берёза? (ответы детей)
Молодцы! Береза очень красива. Белый ствол, кудрявые листья.
Какую пользу берёза приносит человеку? (ответы детей)
Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях, издавна, избы отапливались именно берёзовыми поленьями.
Почки и листья берёзы применяют в медицине .
Молодцы. Скажите, как называется лес, где растут одни березы? (ответы детей)
– Березовая роща.
Давайте, послушаем следующую загадку:
Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул. (Дуб)
-Правильно! Дуб! (показ картинки с изображением дуба)
Скажите дети, а какой ствол у дуба? (ответы детей)
Ствол толстый, покрыт коричнево – серой корой с извилистыми трещинами.
Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.
А как называются плоды дуба? ( ответы детей)
– Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями? (ответы детей)
Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.
А какую пользу дуб приносит для человека? (ответы детей)
– Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве.
Дуб один из лесных долгожителей, где растут дубы? (ответы детей)
– Дубрава.
Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (ответы детей).
– Правильно! Ель!
Скажите, а какую пользу ель приносит? (ответы детей).
– Из ели изготавливают мебель. Также, из еловой древесины делают бумагу и музыкальные инструменты.
Лес, где растут ели, как называется? (ответы детей)
– Ельник.
Давайте послушаем с вами следующую загадку:
Почки – пахучие,
Листья – липучие,
Плоды – летучие (Тополь)
Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? ( ответы детей)
Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода.
А дерево сразу становится большим? (ответы детей)
– Вначале оно низкое, тонкое.
А еще раньше чем оно было? (ответы детей)
– Семечком.
При каких условиях из семечки вырастает стебелек? (ответы детей)
– Нужны: вода, свет, тепло.
Правильно.
Давайте поиграем в игру «Кто кем был?»
Воспитатель: Дети:
Дуб ———– Желудем.
Пень ———— Деревом,
Сук ————– Веткой,
Яблоня ——— Семечком,
Ягода ———— Цветком,
Береза ———– Сережкой.
Рефлексия: О чем мы говорили на занятии?
Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали. Деревья не только украшение нашей Земли, но и наши друзья и помощники. Давайте будем беречь и защищать их.