автор: Курочкина Юлия Сергеевна

Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №17

Игровые упражнения в музыкальной деятельности

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ 

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Затейники» г. Балаково Саратовской области

 Игровые упражнения в музыкальной деятельности

Курочкина Юлия Сергеевна

музыкальный руководитель

I квалификационная категория

2019

Игровые упражнения в музыкальной деятельности.

 

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.

Давно известно, что дети дошкольного возраста лучше  развиваются и усваивают информацию в игровой форме. Поэтому в своей работе я использую различные игровые методики, применимые во всех областях  музыкальной деятельности с детьми, в том числе с детьми с ОНР и ЗПР.

      Одно из  средств развития речи  детей являются музыкальные игры.
Основная цель  музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности,  развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
    Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. В процессе игр дети приобретают специальные музыкальные знания, также у них формируются соответствующие черты личности, такие как  чувство товарищества, ответственности.
          В своей деятельности  я часто использую игры-упражнения. Что же это такое? 

Начну с самого начала. В работе с детьми я использую сказки-шумелки. Здесь и игра на музыкальных инструментах, и развитие чувства ритма, и творческой фантазии (сказки придумывали вместе с детьми). Затем пришла идея озвучивать сказки без инструментов, а с помощью тела: рук, ног, губ, языка и обязательно голоса.

В зависимости от целей, задач, которых ставишь перед собой, времени года, состояния детей, сказки я использую как динамические паузы (настроить на занятие, отвлечь после сложного задания), распевки, артикуляционную и логопедическую гимнастику (едим варенье, находим волшебный звоночек, открываем ротик на гласные звуки). Кроме этого захватываю и элементы дыхательной гимнастики (дует ветерок, большие и маленькие собачки), мимической гимнастики (грустим, веселимся, воображаем). Соответственно, озвучивать сказки можно сидя на стульчиках или ковре, и стоя, выполняя движения.

Мне нравится использовать сказки-упражнения как распевание. Например, с детьми среднего возраста мы решаем отправиться в лес на прогулку. Для этого мы садимся в машину, обязательно открыть и закрыть дверь. Сели-рулим все вместе и выполняем упражнение для губ. Приехали. Выходим из машины, идем (топаем ножками), побежали-устали. Сели-отдыхаем (вдыхаем носиком ароматы леса), выдыхаем медленно ртом (вот и дыхательная гимнастика). Тут услышали пение птичек-чик-чирик. Услышали маму-птичку (изображаем её более низким голосом), а птенчики в ответ высоким голосом чик-чирик. Появился голос кукушки-ку-ку. Внезапно все стихло, и нам на встречу вышел волк и как зарычит-ррр. Но мы не испугались (нас много) и мы все вместе волку в ответ ещё громче зарычали – ррр. Волк испугался и убежал (топаем ногами). Птички опять зачирикали, мы их послушали и внезапно вспомнили, что нам надо ехать… И здесь опять все зависит от игрового момента, можем отправиться куда угодно: к бабушке в гости (артикуляционная гимнастика-волшебный звонок на подбородке, облизывание губ язычком, радость-звук «и», расстроились- звук «у», удивились-широко раскрыли ротик и т.д.). 

Можем отправиться на дачу (вспомнить, какие есть овощи и фрукты, их вкус), в космос (танцы-импровизация) и т.д. 

Таким образом, благодаря игровым упражнениям у детей повышается интерес к музыкальной деятельности, проявляются их творческие способности. Игры способствуют развитию артикуляционного аппарата, а использование здоровье сберегающих технологий способствует укреплению здоровья детей, что соответствует требованиям ФГОС.

 

Список литературы:

  • М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» изд. «Скрипторий 2003» 2010г
  • О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008г.
  • 3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.
  • А. А. Евтодьева Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №1. – С. 44–47.