автор: Курочкина Юлия Сергеевна
Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №17
Игровые упражнения в музыкальной деятельности
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Затейники» г. Балаково Саратовской области
Игровые упражнения в музыкальной деятельности
Курочкина Юлия Сергеевна
музыкальный руководитель
I квалификационная категория
2019
Игровые упражнения в музыкальной деятельности.
Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.
Давно известно, что дети дошкольного возраста лучше развиваются и усваивают информацию в игровой форме. Поэтому в своей работе я использую различные игровые методики, применимые во всех областях музыкальной деятельности с детьми, в том числе с детьми с ОНР и ЗПР.
Одно из средств развития речи детей являются музыкальные игры.
Основная цель музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. В процессе игр дети приобретают специальные музыкальные знания, также у них формируются соответствующие черты личности, такие как чувство товарищества, ответственности.
В своей деятельности я часто использую игры-упражнения. Что же это такое?
Начну с самого начала. В работе с детьми я использую сказки-шумелки. Здесь и игра на музыкальных инструментах, и развитие чувства ритма, и творческой фантазии (сказки придумывали вместе с детьми). Затем пришла идея озвучивать сказки без инструментов, а с помощью тела: рук, ног, губ, языка и обязательно голоса.
В зависимости от целей, задач, которых ставишь перед собой, времени года, состояния детей, сказки я использую как динамические паузы (настроить на занятие, отвлечь после сложного задания), распевки, артикуляционную и логопедическую гимнастику (едим варенье, находим волшебный звоночек, открываем ротик на гласные звуки). Кроме этого захватываю и элементы дыхательной гимнастики (дует ветерок, большие и маленькие собачки), мимической гимнастики (грустим, веселимся, воображаем). Соответственно, озвучивать сказки можно сидя на стульчиках или ковре, и стоя, выполняя движения.
Мне нравится использовать сказки-упражнения как распевание. Например, с детьми среднего возраста мы решаем отправиться в лес на прогулку. Для этого мы садимся в машину, обязательно открыть и закрыть дверь. Сели-рулим все вместе и выполняем упражнение для губ. Приехали. Выходим из машины, идем (топаем ножками), побежали-устали. Сели-отдыхаем (вдыхаем носиком ароматы леса), выдыхаем медленно ртом (вот и дыхательная гимнастика). Тут услышали пение птичек-чик-чирик. Услышали маму-птичку (изображаем её более низким голосом), а птенчики в ответ высоким голосом чик-чирик. Появился голос кукушки-ку-ку. Внезапно все стихло, и нам на встречу вышел волк и как зарычит-ррр. Но мы не испугались (нас много) и мы все вместе волку в ответ ещё громче зарычали – ррр. Волк испугался и убежал (топаем ногами). Птички опять зачирикали, мы их послушали и внезапно вспомнили, что нам надо ехать… И здесь опять все зависит от игрового момента, можем отправиться куда угодно: к бабушке в гости (артикуляционная гимнастика-волшебный звонок на подбородке, облизывание губ язычком, радость-звук «и», расстроились- звук «у», удивились-широко раскрыли ротик и т.д.).
Можем отправиться на дачу (вспомнить, какие есть овощи и фрукты, их вкус), в космос (танцы-импровизация) и т.д.
Таким образом, благодаря игровым упражнениям у детей повышается интерес к музыкальной деятельности, проявляются их творческие способности. Игры способствуют развитию артикуляционного аппарата, а использование здоровье сберегающих технологий способствует укреплению здоровья детей, что соответствует требованиям ФГОС.
Список литературы:
- М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» изд. «Скрипторий 2003» 2010г
- О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008г.
- 3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.
- А. А. Евтодьева Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №1. – С. 44–47.