автор: Кучербаева Гузель Борисовна
воспитатель МОУ “Центр образовния”
“Открытое занятие в ДОУ”
Образовательная область | «Познавательное развитие» | |||||
Возраст детей, группа | 6-7лет подготовительная | |||||
Тема НОД | «Поможем Буратино достать ключ» | |||||
Цель | Знакомить со словом «ключ», его значениями и свойствами. | |||||
Задачи | – Познакомить с разными значениями слова «ключ» и свойствами данных предметов.
– Развивать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, личностное и коммуникативное взаимодействие детей друг с другом. – Воспитывать желание помогать в трудной ситуации, быть милосердным. |
|||||
Материал | Смарт доска, презентация с видами ключей, компьютеры, емкость с водой, железные и деревянные предметы, маска, трубка, камень, удочка с магнитом. | |||||
Предполагаемый результат | – Дети получают первичное представление о словах с разным значением.
– Расширяют кругозор, обогащают словарный запас. – Принимают совместные решения. – Эффективно взаимодействуют со сверстниками для решения проблемных задач. |
|||||
Этапы технологии | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |
I. Введение в игровую ситуацию | Настрой на работу.
Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. |
Орг.момент.
– Ребята, здравствуйте. Мы с вами не знакомы. Поэтому предлагаю вам познакомиться, для этого будем передавать друг другу вот это веселое сердечко и называть свое имя. Вместе с сердцем передаем друг другу тепло наших сердец. Договорились? Начинаю я: меня зовут Гузель Борисовна. -Я очень рада с вами познакомиться. – А пришла я к вам вот по какому делу… – Видеообращение Буратино (шел домой, чтоб открыть тайную комнату папы Карло и уронил ключ в ключ и потерял, хотел достать руками -не достаю, что делать? помогите!) -Какая проблема возникла у Буратино? Вы хотите помочь ему? |
Взаимодействуют с воспитателем. | Интерес к познавательной деятельности | Ответы детей | |
II.Актуализация знаний | Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. | – Давайте сначала скажем, что такое ключ? А какие еще ключи вы знаете? А какой ключ потерял Буратино? Чтоб проверить ваши догадки я открою вам электронное письмо Мальвины, она прислала вам подсказки. Как только увидите нужную картинку, хлопните в ладошки.
– Почему вы выбрали именно эту картинку? (он открывает дверь) – А для чего Мальвина отправила нам картинки инструмента, нотного стана, воды, птичьей стаи? Не знаю, ребята, а вы? Это не просто так! Давайте разберемся? Что мы делаем, когда чего-то не знаем? (смотрим в словаре, энциклопедии, интернете, спрашиваем у взрослых). – Так давайте спросим у компьютера. – Для этого разделимся на команды. Вы по очереди подходите к столу и берете по одной картинке, затем подходите каждый к своему компьютеру. (Гаечный ключ- первая команда, скрипичный -вторая, вода- третья.) Ребят, команд получилось у нас три, а картинок Мальвина прислала четыре! Что же делать? А давайте попросим взрослых объединиться в одну группу и помочь нам! – Теперь очень внимательно вы должны прослушать информацию с компьютера и ответить на такие вопросы: что изображено на ваших картинках, для чего они нужны. После прослушивания вы должны решить, кто из вас будет отвечать. ( Взрослая команда работает без компьютера) (Полные ответы) – 1 команда (представитель): Это гаечный ключ (повторим). Он нужен для того, чтоб отворачивать и заворачивать гайки. 2 команда – Скрипичный ключ (повторим). Он подсказывает музыкантам какую музыку играть. 3 команда: Это ключ – по-другому родник (повторим)- источник чистой питьевой воды, вытекающий из-под земли. -Представитель четвертой команды – Журавлиный ключ (повторим)- это ассиметричный полет стаи. – Ну вот, ребята, Мальвина не ошиблась! Ко всем этим картинкам подходит одно и то же слово, какое? (ключ). А слово ключ во всех картинках называет один и тот же предмет? (нет, разные). Значит, что мы можем сказать про слово ключ? Слово одно- ключ, но у него несколько разных значений! – Давайте, вспомним, что нам говорил Буратино: «уронил ключ в ключ». Какой ключ он уронил? (дверной), а в какой ключ он уронил, как вы думаете? ( в родник). -Ох, ну и задачу задал нам Буратино!!!! Чуть не запутал нас! – Как вы думаете, чем мы можем ему помочь? (предположения детей). |
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. | Выбор вариантов деятельности из имеющегося личного опыта. | Выполнение заданий | |
III. Затруднение в ситуации | Проблемная задача
Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление, память; |
-Как же ему достать ключ, из родника? ( руками – он не достает, зайти в воду и достать).
-Нырнуть вы имеете в виду? Но почему Буратино не воспользовался этим способом? Неужели не догадался? Тут что-то не так, давайте разбираться. – Чтоб ответить на этот вопрос, делимся на команды: мальчики – одна команда, девочки- другая. Проводим опыт: мальчики вы бросаете в воду эти предметы, девочки-вы эти. Какой вывод вы можете сделать мальчики: из какого материала были предметы, которые вы бросали в воду?(Железные) Что с ними произошло?(они тяжелые, утонули) – Девочки, что у вас? из какого материала были предметы, которые вы бросали в воду?(деревянные). Что с ними произошло?(они легкие, не утонули). Так почему Буратино не нырнул и не достал ключ? (Буратино деревянный, а дерево не тонет). Какие свойства железа и дерева мы с вами сейчас назвали?(железо тяжелое, он тонет, дерево легкое , оно не тонет). -Так как же ему достать ключ? Как ему помочь? Предположения детей. |
Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему. | Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наблюдение в процессе работы | |
IV.
Открытие нового знания или способа действий |
Решение проблемной задачи
Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в группах. |
-Чтоб найти ответ на этот вопрос, мы снова разделимся на команды: Для этого вы вытаскиваете из мешочка кубики и по цвету делитесь на команды. Запомните кто с кем одной команде.
– Теперь каждая команда должна пройтись по группе и выбрать, чем можно достать ключ со дна. Выбрать что-то одно! Если возникнут трудности, вы можете обратиться за помощью к команде взрослых. – Первая команда, что выбрали вы? (маска и трубка). Покажите. Ребята, как вы думаете, почему они выбрали этот предмет? Это может помочь? ( отвечают 2 и 3 команда). Первая команда правильно угадала? (нет, Буратино деревянный, он не сможет погрузиться в маске с трубочкой). Ничего страшного, мы не расстраиваемся, а делаем выводы. – Вторая команда, какой предмет выбрали вы? (груз). Почему они выбрали этот предмет? Каким должен быть груз? (тяжелым). (Нужно нырнуть с грузом и отпустить его, чтоб всплыть). Это может помочь? (да). – Что выбрала третья команда? Почему они выбрали этот способ? Проверим. (Опыт «Поймай ключ на магнитную удочку). А как так получилось, что удочка поймала ключ? (на удочке магнит, а магнит притягивает железо) Значит, какое у железа еще есть свойство ?( притягиваться к магниту) -Итак, как может Буратино достать ключ? (нырнуть с грузом или поймать на удочку). Молодцы! |
Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.
Делятся на команды |
Усвоение общего способа действий. | Наблюдение за процессом деятельности. | |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять в различных видах деятельности, новые знания и способ их применения. | Собрать возле себя:
-Ребята, сегодня мы с вами сделали много полезных открытий, познакомились с интересным словом «ключ». А что вы узнали о слове ключ? (одно слово, а имеет несколько значений). А сколько значений слова ключ мы с вами узнали? -А вы знаете, что ключ не единственное слово, у которого несколько значений, есть и другие слова. Вот, чтоб узнать некоторые из них, я предлагаю вам сыграть со мной в игру (из «Ленингапс»). Эту игру мы с ребятами создали для вас, а ваша задача со своим воспитателем дополнить эти группы новыми словами. |
Взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. | Ответы детей | ||
VI Осмысление (итог) |
Подведение итога, выяснение усвоения материала |
– (Сидя на ковре, взявшись за руки): Итак, скажите, ребят, чем мы сегодня занимались? (помогали Буратино, ставили опыт, делились на команды, работали с компьютером).
– Что вам запомнилось больше всего? Какие свойства железа и дерева вы запомнили? – Хочу похвалить вас, ребята. Вы большие молодцы: Буратино выручили, открыли тайны слова ключ, проводили опыты, работали с компьютером, делились на разные дружные команды…Мне очень понравилось с вами работать, а вам понравилось? Все ли вы поняли на сегодняшнем занятии? Возьмите пожалуйста стикеры: если вам все понравилось и вы все поняли – зеленый смайлик, если же не поняли или вам не понравилось – красный. Покажите свои стикеры. – Пока мы с вами общались, пришло новое сообщение от Буратино, давайте прочитаем (Буратино с ключом в руке): Спасибо, ребята! я воспользовался вашей подсказкой, магнитной удочкой достал ключ и открыл ту самую тайную комнату папы Карло, и знаете что там оказалось? Театр! Теперь здесь я и все мои друзья могут проводить праздники, показывать разные представления, петь и танцевать! Приглашаю вас потанцевать со мной!!!! ( под песню «Бу-ра-ти-но»). – Буратино поблагодарил и попрощался, пора и мне прощаться. Спасибо вам за занятие, до новых встреч. |
Отвечают на вопросы. Выражают свое мнение и отношение. | Самооценка | Ответы детей |