Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) за курс 1б-6б класса



автор: Кучерук Ольга Вячеславовна

учитель начальных классов МКОУ “Школа – интернат №4”, Кемеровская область, город Осинники

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) за курс 1б-6б класса

 

 

Рабочая  программа по учебному предмету 

«Окружающий природный мир»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

за курс 1б-6б класса

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 1-6 года обучения с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана на основе требований к личностным и возможным предметным результатам освоения АООП, с учетом:

  • Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития/одобрена решением федерального объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22.12.2015г.) (вариант №2);
  • Программы обучения глубоко-умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ умственно отсталых детей (вспомогательная школа)  /  Составитель – НИИ  дефектологии  АПН СССР  Н.М. Косоножкин.  –  М.: Допущено Министерством просвещения РСФСР, 1988. 

 

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью  является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.  

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. 

– развитие личности обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

 

Программа представлена следующими разделами: 

  • «Растительный мир», 
  • «Животный мир», 
  • «Временные представления»,
  • «Объекты природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.  Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). 

 

III.  МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  Окружающий природный мир” В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Учебный предмет «Окружающий природный мир » является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение:

 в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.

2 класс – 1 час, 34 часа в  год;

3 класс – 2 часа, 68 часов в  год;

4 класс – 2 часа, 68 часов в  год.

5 класс – 2 часа, 68 часов в год.

6 класс – 2 часа, 68 часов в год.

 

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Окружающий природный мир”   

 

Ожидаемые личностные результаты изучения курса  в 1 классе являются формирование следующих умений:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение на создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Ожидаемые личностные результаты изучения курса  во 2 классе являются формирование следующих умений:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение на создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Ожидаемые личностные результаты изучения курса  в 3 классе являются формирование следующих умений:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение на создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ожидаемые личностные результаты изучения курса  в 4 классе являются формирование следующих умений:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение на создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

Ожидаемые личностные результаты изучения курса  в 5 классе являются формирование следующих умений:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение на создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

 

Ожидаемые личностные результаты изучения курса  в 6 классе являются формирование следующих умений:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение на создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Возможные предметные результаты с 1 по 6 класс: 

1 класс

  • узнают и называют растения (дерево, куст), фрукты, овощи.
  • узнают и называют представителей домашних и диких животных, домашних и диких птиц, насекомых.
  • различают и называют части суток. Признаки времен года.

2 класс

  • узнают и называют растения (дерево, куст), фрукты, овощи.
  • узнают и называют представителей домашних и диких животных, домашних и диких птиц, насекомых.
  • различают и называют части суток. Признаки времен года.

3 класс

  • узнают и называют растения (дерево, куст), фрукты, овощи.
  • узнают и называют представителей домашних и диких животных, домашних и диких птиц, насекомых.
  • различают и называют дни недели.  Признаки времен года.

4 класс

 

  • узнают и называют деревья, кусты, травы, цветы.
  • узнают и называют представителей домашних и диких животных и их детенышей, домашних и диких птиц, насекомых.

5 класс

 

  • узнают и называют деревья, кусты, травы, цветы.
  • узнают и называют представителей домашних и диких животных и их детенышей, домашних и диких птиц, насекомых.

6 класс

  • узнают и различают дикорастущие  цветочно-декоративные растения, травянистые растения, зерновые культуры, садово цветочно – декоративные растения
  • различают съедобные и несъедобные части овоща, фрукта
  • узнают ( различают) лесные и садовые кустарники, лесные и садовые ягоды,  плодовые  деревья, грибы
  • узнают и называют представителей домашних и диких животных и их детенышей, домашних и диких птиц, насекомых.
  • узнают и называют объекты природы: Солнце, Луна, вода, река
  • узнают и различают дикорастущие  цветочно-декоративные растения, травянистые растения, зерновые культуры
  • объединяют  диких, домашних  животных в группу «дикие животные», «домашние» животные
  • различают и  называют  месяцы в году, дней недели,  выходные и рабочие дни, частей суток. 
  • соотносят части суток с видами деятельности.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

«Окружающий природный мир»

1 класс

Растительный мир

Знакомство с деревом, кустами, травами. Знакомство с частями  растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок), их значение.

 Знание значения растений в природе и жизни человека. Знакомство с лиственными и хвойными  деревьями (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) и их строением (ствол, корень, ветки, листья). Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, груша, слива), значения деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с  кустарниками ( шиповник, крыжовник, смородина), внешнее строение кустарника. Значение кустарников в природе и жизни человека

 Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.  Значение фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла,  тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека.  Способы переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) по внешнему виду (вкусу, запаху).  Знание значения ягод в жизни человека. Знакомство с грибами  (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, мухомор) по внешнему виду, их строением  (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знакомство с садовыми цветочно-декоративными растениями (астра, гладиолус, георгин, тюльпан,  роза, лилия, гвоздика).

Знакомство с  дикорастущими цветочно-декоративными растениями (ромашка,  колокольчик,  василек, подснежник, ландыш), их строением  (корень, стебель, листья, цветок).  Знакомство с культурными   и   дикорастущими  травянистыми   растениями   (петрушка,   укроп, мята, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав в жизни человека. Знакомство с  лекарственными растениями (зверобой, ромашка, календула и др.),  значения лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с комнатными растениями ( кактус, фиалка, фикус).  Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Знакомство с  зерновыми культурами (пшеница, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы)и их значением  в жизни человека.

Животный мир

 Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака),  питание домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знакомство со  строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши),  основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Уход за домашними животными. Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж), их питание, способы передвижения,  значение диких животных в жизни человека. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).  Знакомство с  животными, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, морж), их питание. Знакомство с животными, обитающие в природных зонах жаркого пояса ( лев, слон, жираф, обезьяна, крокодил), их питание. Знакомство с птицами, их строением, питанием. Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, дятел, синица),  перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицами», значение птиц в жизни человека, в природе. Знакомство с  водоплавающими птицами (лебедь, утка, гусь). Знакомство с рыбами, их строением, питанием, значение рыб в жизни человека. Знакомство с насекомыми, их строением и   питанием. Знакомство с речными насекомыми (жук, бабочка, стрекоза), их строение, питание, передвижение.  Значение насекомых в жизни человека, в природе. Знакомство с  морскими обитателями (кит, дельфин), строение, питание, значение морских обитателей в жизни человека, в природе.  Животные, живущие в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Временные представления

 Части суток (утро, день, вечер, ночь).  Дни недели. Название  месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима),  изменения, происходящих в жизни человека,   животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. 

 

2 класс

Временные представления

Узнавание времен года (лето). Рассматривание сюжетных картинок о лете. Различение времен года (лето). Признаки лета (жаркие дни, зеленые листья). Труд человека летом (полив растений в огороде, саду). Летние игры детей

Экскурсии в природу. Признаки осени (изменение окраски листьев, похолодание, листопад).

Экскурсии в природу. Признаки зимы (снежинки, снег, холод, снегопад). Зимние игры детей. Труд человека зимой (уборка снега).

Экскурсии в природу. Признаки весны (потепление, сосульки, тает снег, прилет птиц). Весенние игры детей. Труд человека весной в огороде, саду.

Соотнесение частей суток с видами деятельности человека. 

Узнавание и различение частей суток (день, ночь, утро, вечер). Узнавание и различение частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Растительный мир

Узнавание и различение растений (дерево, куст). Экскурсия в природу. Различение деревьев и кустов. Узнавание и различение частей растений (ветка, лист).

Узнавание и различение овощей (лук, морковь, картофель). Узнавание  и различение овощей (помидор, огурец) по  внешнему виду (цвету, вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овощей.

Узнавание и различение фруктов (яблоко, груша). Узнавание и различение фруктов (банан, лимон), по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фруктов. Различение фруктов и овощей.

Узнавание и различение деревьев (береза, ель). 

Узнавание и различение деревьев (клен, ветка, лист). Различение деревьев (береза, ель, клен).

Узнавание и различение комнатных растений  (фиалка). Уход за комнатными растениями (полив).

Узнавание ягод (малина). Различение ягод  по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху)

Животный мир

Узнавание домашних животных (кот, собака). Строение животного (голова, туловище, лапы, хвост). Различение домашних животных (кот, собака). Значение в жизни человека. Питание домашних животных. Способ передвижения.

Узнавание детенышей домашних животных (котенок, щенок). Различение детенышей домашних животных.

Узнавание диких животных (лиса, волк). Строение дикого животного (голова, туловище, лапы, хвост). Различение диких животных (лиса, волк). Питание диких животных. Способ передвижения. Узнавание детенышей диких животных (лисёнок, волчонок). Различение детенышей диких  животных (лисёнок, волчонок). Различение диких и домашних животных (кот, собака, лиса, волк).

Узнавание насекомых (бабочка, жук). Различение насекомых (бабочка, жук). Способ передвижения. 

Узнавание домашних птиц (курица, петух). Внешний вид (голова, ноги, хвост). Различение домашних птиц (курица, петух). Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок). Различение детенышей домашних птиц.

Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона). Внешний вид. Различение зимующих птиц (голубь, ворона). Питание.Различение домашних и диких птиц.

 

3 класс

Временные представления

Времена года (лето). Явление природы (гроза, гром). Признаки лета (солнечные жаркие дни, зеленые листья, сбор ягод, грибов). Труд человека летом в огороде, саду. Летние забавы детей

Экскурсии в природу. Растения осенью (изменение цвета листьев, увядание трав). Осенние изменения в природе (холодные дожди, пасмурные дни, наступление холодов, отлет птиц, деревья осенью). Труд человека осенью (сбор овощей, фруктов).

Экскурсии в природу. Признаки зимы (снег, холод, снегопад, лёд, морозы). Зимние забавы детей. Труд человека зимой.

Экскурсии в природу. Признаки весны (потепление, тает снег, сосульки,  прилет птиц). Труд человека весной в саду, огороде. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Узнавание и различение дней недели. 

Растительный мир

Узнавание и различение растений (дерево, куст, трава). Экскурсия в природу. Различение деревьев, кустов, трав.

Узнавание и различение частей растений (ствол, ветка, лист). Узнавание деревьев (дуб). Части дерева Различение деревьев (дуб, береза, клен). Узнавание и различение кустарников (смородина). Узнавание ягод  (смородина).

Различение ягод  (смородина) по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху). Значение ягод в жизни человека.

Узнавание овощей (репа, свекла). Различение овощей по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху). Значение овощей в жизни человека. Узнавание фруктов (апельсин, мандарин). Различение фруктов (апельсин, мандарин) по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху). Значение фруктов в жизни человека. Различение овощей и фруктов. Узнавание и различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, роза). Узнавание  (различение) комнатных растений (герань).

Уход за комнатными растениями (полив, мытье поддонов). Изменения в жизни растений весной (появление мать-и-мачехи).

Животный мир.

Узнавание домашних животных (корова). Строение домашнего животного (голова, туловище, ноги, хвост, рога).

Различение домашних животных. Узнавание и различение детенышей домашних животных (теленок).

Значение домашних животных в жизни человека. Питание. Уход за домашними животными. 

Узнавание зимующих птиц (воробей, синица). Строение птиц (голова, крылья, хвост, ноги, туловище). Различение  зимующих птиц (воробей, синица). Экскурсия в природу. Наблюдение за поведением зимующих птиц.

Узнавание диких животных (заяц, белка). Строение диких животных (заяц, белка). Различение диких животных (заяц, белка). Питание диких животных. Способ передвижения. Узнавание детенышей диких животных (зайчонок, бельчонок).

Различение детенышей диких животных. 

Узнавание домашних птиц (утка). Различение домашних птиц (утка). Питание. Узнавание и различение детенышей домашних птиц (утенок).

Узнавание перелетных птиц (ласточка). Различение перелетных птиц .

Узнавание и различение насекомых (муха). Строение насекомых, передвижение, питание. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

 

4 класс

Временные представления

Времена года (лето). Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, туман, летний дождь, гроза, гром.

Летние месяцы. 

Экскурсии в природу. Признаки осени (холодный ветер, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, заморозки). Изменения в жизни животных осенью. Осенние месяцы.

Изменения в природе зимой (короткие дни, длинные ночи, морозы, замерзли реки, пруды , метели)

Зимние месяцы

Экскурсии в природу. Признаки весны (солнце греет сильнее, первые проталины, прилет птиц, ледоход, на деревьях набухают почки).

Весенние месяцы.

Дни недели. Рабочие дни, выходные дни. Различение выходных и рабочих дней.

Экскурсия в парк.

Труд человека весной (сажают деревья и кустарники, в огородах сеют семена).

Растительный мир 

Узнавание овощей (капуста). Различение овощей по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху). Узнавание фруктов (персик)

Различение фруктов по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху). Различение фруктов и овощей. Узнавание деревьев (сосна). Строение дерева. Различение деревьев. Значение деревьев в природе и  жизни человека. Узнавание комнатных растений (кактус). Различение комнатных растений . Уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека

Узнавание и различение кустарников, узнавание ягод (крыжовник). Различение ягод по внешнему виду (цвет, вкус, запах). Изменения в жизни растений весной. Одуванчик. Узнавание. Различение первых цветов. Посадка в ящик семян цветов (для наблюдения).

Животный мир

Узнавание домашних животных (свинья). Строение домашнего животного (голова, туловище, ноги, хвост, пятачок).

Различение домашних животных. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека

Зимние месяцы. Узнавание и различение детенышей домашних животных (поросенок). Различение детенышей домашних животных. Узнавание и различение зимующих птиц (дятел). Узнавание и различение зимующих птиц (по внешнему виду). Экскурсия. Подкормка птиц зимой. Узнавание диких животных (ёж). Различение диких животных (ёж). 

Питание диких животных. Способ передвижения. Как ёж проводит зиму. Узнавание и различение детенышей диких животных (ежонок). Узнавание домашних птиц (гусь). Внешний вид. Различение домашних птиц (гусь). Узнавание и различение детенышей домашних птиц (гусенок). Значение домашних птиц в жизни человека. Узнавание различение насекомых (муравей). Различение насекомых (муравей). Передвижение, питание. Узнавание перелетных птиц (скворец). Различение перелетных птиц (грач, скворец, ласточка). Знание значения птиц в природе. Питание.

 

5 класс

Временные представления

Времена года. Признаки лета (жарко, тепло, светло, туча, ливень, гроза, отдыхать, загорать, купаться) Летние месяцы (различать, называть)

Влияние солнца на смену времен года. Сезонные изменения в природе. Долгота дня летом. Осенние месяцы (различать, называть)

Признаки осени ( похолодание, пасмурно, листопад, урожай). Изменения в природе зимой (короткие дни, длинные ночи, морозы, замерзли реки, пруды , метели) Изменения в природе зимой (короткие дни, длинные ночи). Зимние месяцы. Признаки зимы (морозы, метели, замерзли реки, пруды, снег, снежинки, снегопад). Занятия людей зимой. Новый год. Объекты  неживой природы (воздух) Дни недели. Рабочие дни.

Дни недели. Выходные дни. Различение выходных и рабочих дней. Весенние месяцы  (различение, называние)  Признаки весны  (сосульки, оттепель, ручьи, капель, прилет птиц, ледоход, на деревьях набухают почки). Экскурсия в природу.  Беседа о назначении садового инвентаря. Труд человека весной  в саду (сажают деревья и кустарники). Труд человека весной  в огороде (в огородах сеют семена).

Экскурсия в парк.

Растительный мир

Экскурсия к клумбе. Различение, называние  садовых цветочно-декоративных растений. Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок) (астра, роза). Различение, называние  садовых цветочно-декоративных растений: бархатцы. Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). Уход за цветами на клумбе. Экскурсия  растения сада, огорода осенью. Экскурсия. Сбор листьев, различение, называние  по размеру и форме. Формирование понятий: «сад», «огород» (грядки, фруктовый сад, урожай) (различать, называть). Различение, называние  овощей по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху)  (лук, морковь, картофель, репка, свекла, тыква, кабачок, перец ). Различение, называние  овощей по внешнему виду: капуста. (цвет, форма, величина) Капуста. Вкус. Запах. Употребление в пищу. Способы переработки овощей.

Различение, называние фруктов по внешнему виду  (цвету, вкусу, запаху) (яблоко, груша, банан, апельсин, лимон, мандарин, персик, киви)

Различение, называние  фруктов по внешнему виду: слива (цвет, форма, величина) Слива. Вкус. Запах. Употребление в пищу.

Различение, называние  фруктов и овощей. Экскурсия. Признаки осени (птицы улетают в теплые края, заморозки) Изменения в жизни животных осенью. Различение, называние  деревьев (сосна, ель,  береза, клён, дуб ). Строение дерева (корень, ствол, ветвь, лист, хвоя, кора).

Различение, называние деревьев: тополь. Строение дерева. Значение деревьев в природе и  жизни человека. Различение, называние   комнатных растений.  Строение. (кактус, фиалка, герань, фикус). Различение, называние   комнатных растений  – алоэ. Строение, уход.

Значение комнатных растений в жизни человека. Различение, называние  кустарников  ( малина, смородина, крыжовник). Строение, уход.

Различение, называние  кустарников шиповник .Строение, уход. Узнавание ягод шиповник. Различение ягод по внешнему виду (цвет, вкус, запах). Различение, называние цветов (одуванчик, мать и мачеха). Внешний вид. Строение. Места произрастания. Различение, называние: медуница.  Внешний вид. Строение. Места произрастания. Обобщающее понятие «цветы».

 

Животный мир

Различение, называние  зимующих птиц  (дятел, голубь, ворона, снегирь). Различение, называние  зимующих птиц  по внешнему виду: воробей. Экскурсия. Подкормка птиц зимой. Различение, называние  домашних птиц. (курица, петух, утка, гусь,) Внешний вид. Питание.

Различение, называние  домашних птиц:  индюк. Внешний вид. Питание. Способ передвижения.

 Значение домашних птиц в жизни человека. Различение, называние  диких животных  (лиса, волк,  заяц, медведь, ёж,) Внешний вид. Питание. Различение, называние  диких животных: белка. Внешний вид. Питание. Белка. Место обитания. Белка. Способ передвижения.

Как белка проводит зиму. Различение, называние  детенышей диких животных: бельчонок Различение, называние  домашних животных (кот, собака, корова, кролик, свинья,) Внешний вид. Питание. Различение, называние  домашнего животного: лошадь. Внешний вид (голова, туловище, ноги, копыта, хвост). Питание. Лошадь. Способ передвижения. Уход за домашними животными: лошадь. Значение домашних животных в жизни человека: лошадь. Различение, называние  диких  и домашних животных. Различение, называние  перелетных птиц – грач. Внешний вид. (ласточка). Знание значения птиц в природе. Питание грача. Различение, называние  насекомых.  (повторение).  Различение, называние  насекомых: стрекоза. Внешний вид. Питание. Передвижение.

 

6 класс

Растительный мир

Узнавание, различение, дикорастущих  цветочно-декоративных растений. Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). Ромашка .

Узнавание, различение, дикорастущих  цветочно-декоративных растений. Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).  Колокольчик.  

Узнавание травянистых растений: петрушка.  Знание, значение трав в жизни человека. Узнавание травянистых растений: укроп . Знание, значение трав в жизни человека. Узнавание и различение зерновых культур: кукуруза, горох, фасоль. (по внешнему виду). Знание, значение зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение)  овощей по внешнему виду  (лук, морковь, картофель, репка, свекла, тыква, кабачок, перец ). Редис. Различение съедобных и несъедобных частей овоща: Редис. Узнавание (различение) фруктов. (яблоко, груша, банан, апельсин, лимон, мандарин, персик, киви). Ананас. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта: Ананас. Узнавание ( различение) кустарников: (шиповник, смородина, крыжовник, малина). Орешник.  Знание особенности  внешнего строения кустарника – орешник.

Узнавание ( различение) лесных и садовых кустарников. Узнавание (различение) ягод на слух. (смородина, крыжовник, шиповник, малина). Земляника. По внешнему виду, вкусу, запаху. Различение лесных и садовых ягод. (смородина, крыжовник, шиповник, малина). Земляника.

Грибы. Узнавание (различение) грибов. Белый гриб, мухомор – по внешнему виду. Знание и строение гриба ( ножка, шляпка). Узнавание

 ( различение) садовых цветочно – декоративных растений (астра, роза). Гладиолус. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. (кактус, фиалка, герань, фикус, алоэ). Узнавание ( различение) деревьев: (сосна, ель,  береза, клён, дуб , тополь). Осина.  Знание строения дерева. (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых  деревьев (яблоня, груша). Слива.

Животный мир

Узнавание (различение) диких животных (лиса, волк, заяц, медведь, ёж, белка). Лось. Знание и питание диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание (различение) детенышей диких животных.(лисенок, волчонок, зайчонок, медвежонок, ежонок, бельчонок). Узнавание (различение) домашних  животных (кот, собака, корова, свинья, лошадь, коза).Овца(баран). Знание и питание домашних  животных. Знание способов передвижения домашних  животных.

Объединение домашних животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) детенышей домашних животных. Котенок, щенок, теленок, поросенок, жеребенок, козленок). Ягненок. Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух, утка, гусь)  . индюк.

Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы»

Узнавание (различение) детенышей домашних птиц. Цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок. Узнавание (различение) зимующих птиц. (дятел, голубь, ворона, снегирь, воробей). Сова. Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Узнавание ( различение) перелетных птиц (ласточка, грач). Журавль. Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц  в группу «перелетных птиц». Узнавание (различение) речных насекомых. Бабочка, муха, муравей, жук, стрекоза). Пчела. Знание способов передвижения насекомых. Знание питания насекомых. Узнавание  речной рыбы: сом. Знание строения рыбы: голова, туловище, хвост, плавники.  Узнавание  речной рыбы: щука. Знание строения рыбы: голова, туловище, хвост, плавники. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака). Хомяки. Внешний вид. Питание.

Объекты природы

Узнавание Солнца, Луны.  Знание значения солнца, луны  в жизни человека и в природе.

Узнавание  леса, луга, воды, реки. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луговых цветов. Знание значения реки в природе и жизни человека.

Временные представления

Времена года. Различение, называние  месяцев в году.  Узнавание, различение дней недели. Представление о неделе, как о последовательности семи дней. Различение выходных и рабочих дней. Узнавание (различение) частей суток. Утро, вечер, день, ночь. Представление о сутках как о последовательности. Утро, день, вечер, ночь. Соотнесение частей суток с видами деятельности (режим дня).

Узнавание ( различение) месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание ( различение) времен года по характерным признакам .

 

VI.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Окружающий природный мир»

1 класс

 

№ п/п Название раздела Содержание  Количество часов
1 Растительный

мир

Знакомство с лиственными и хвойными  деревьями (берёза, ель, ) и их строением ( ветки, листья). Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша,) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь,) по внешнему виду (вкусу, запаху). 

Знакомство с комнатными растениями ( фикус).  Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. 

26
2 Животный 

мир.

Знакомство с домашними животными (кот),  питание домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знакомство со  строением домашнего животного (голова, лапы,)основные признаки животного. 

Знакомство с дикими животными (лиса) их питание, способы передвижения,  значение диких животных в жизни человека. Знакомство с птицами, их строением, питанием. Знакомство с домашними птицами (курица), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Знакомство с зимующими птицами (голубь) Знание питания птиц. Знакомство с речными насекомыми (бабочка,), их строение, питание, передвижение.  Значение насекомых в жизни человека, в природе. 

13
3 Временные представления. Части суток (день, ночь).  Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима),  изменения, происходящих в жизни человека,   животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, ветер)

 

27

 

2 класс

 

«Окружающий природный мир»

 

Наименование 

разделов и тем

Всего часов Виды 

деятельности учащихся

1 Растительный мир 20 Узнают и называют растения (дерево, куст), фрукты, овощи
2 Животный мир 26 Узнают и называют представителей домашних и диких животных, домашних и диких птиц, насекомых
3 Временные представления 22 Различают и называют части суток. Признаки времен года.

 

 3 класс

 

«Окружающий природный мир»

 

Наименование 

разделов и тем

Всего часов Виды 

деятельности учащихся

1 Растительный мир 22 Узнают и называют растения (дерево, куст, трава), овощи, фрукты
2 Животный мир 24 Узнают и называют представителей домашних и диких животных их детенышей, домашних и диких птиц, насекомых
3 Временные представления 22 Различают и называют дни недели, называют последовательность частей суток,  признаки времен года.

 

 4 класс

 

«Окружающий природный мир»

 

Наименование 

разделов и тем

Всего часов Виды 

деятельности учащихся

1 Растительный мир 23 Узнают и называют деревья, кусты, травы, цветы
2 Животный мир 24 Узнают и называют представителей домашних и диких животных и их детенышей, домашних и диких птиц, насекомых
3 Временные представления 21 Различают дни недели, названия месяцев

Узнают и называют времена года, их признаки, явления природы

 

5 классе

 

«Окружающий природный мир»

 

Наименование 

разделов и тем

Всего часов Виды 

деятельности учащихся

1 Растительный мир 23 Узнают и называют деревья, кусты, травы, цветы
2 Животный мир 24 Узнают и называют представителей домашних и диких животных и их детенышей, домашних и диких птиц, насекомых
3 Временные представления 21 Различают дни недели, названия месяцев

Узнают и называют времена года, их признаки, явления природы

 

6 классе

 

«Окружающий природный мир»

 

Наименование 

разделов и тем

Всего 

часов

Виды 

деятельности учащихся

1 Растительный мир 21 Узнают и  различают:

-дикорастущие  цветочно-декоративные растения: ромашка, колокольчик. 

-зерновые культуры: кукуруза, горох, фасоль. 

-травянистые растения: петрушка,  укроп . 

– овощи  и фрукты по внешнему виду: лук, морковь, картофель, репка, свекла, тыква, кабачок, перец. редис. яблоко, груша, банан, апельсин, лимон, мандарин, персик, киви, ананас.

– кустарники: шиповник, смородина, крыжовник, малина, орешник. 

–  лесные и садовые кустарники

–  грибы: белый гриб, мухомор 

Узнают и  различают  ягоды на слух – смородина, крыжовник, шиповник, малина,  земляника. 

Узнают и  различают  садово цветочные – декоративные растений -астра, роза,  гладиолус.

Узнают и  различают  деревья : сосна, ель,  береза, клён, дуб , тополь,  осина. 

Узнают и  различают плодовые  деревья:  яблоня, груша, слива.

2 Животный мир 26 Узнают (различают) диких животных: лиса, волк, заяц, медведь, ёж, белка, лось.

Объединяют  диких и домашних  животных в группу «дикие животные», «домашние» животные

Узнают (различение) детенышей диких животных – лисенок, волчонок, зайчонок, медвежонок, ежонок, бельчонок.

Узнают  (различают ) домашних  животных – кот, собака, корова, свинья, лошадь, коза, овца, баран.

Узнают  (различают) детенышей домашних животных – котенок, щенок, теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок.

Узнают (различают) домашних птиц – курица, петух, утка, гусь, индюк.

Объединяют домашних птиц в группу «домашние птицы»

Узнают  (различают) детенышей домашних птиц-  цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок.

Узнают  (различают) зимующих птиц – дятел, голубь, ворона, снегирь, воробей,  сова.

Объединяют  зимующих птиц в группу «зимующие птицы»

Узнают  ( различают) перелетных птиц-  ласточка, грач, журавль.

Объединение перелетных птиц  в группу «перелетных птиц»

Узнают (различают) речных насекомых – бабочка, муха, муравей, жук, стрекоза, пчела.

Узнают  речную рыбу: сом, щука

Знают строение рыбы: голова, туловище, хвост, плавники. 

Узнают (различают) животных, живущих в квартире (кошка, собака). Хомяки.

3 Объекты природы 12 Узнают Солнце, Луну. 

Знают значения солнца в жизни человека и в природе.

Узнают  лес, луг, воду, реку.

Различают растения  (животных) леса. 

Соблюдают правила поведения в лесу.

4 Временные представления 9 Различают и называют   месяцы в году. 

Узнают и различают  дней недели, выходные и рабочие, части суток, месяцы, времена года

Соотносят  части суток с видами деятельности

 

VII. Материально-техническое обеспечение предмета 

  • объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); 
  • наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); 
  • муляжи овощей, фруктов; 
  • пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; 
  • различные календари;
  • изображения сезонных изменений в природе; 
  • рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; 
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; 
  • аудио- и видеоматериалы; 
  • живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.  

 

VIII. Литература

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
  2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. – Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
  3. Шипицина Л.М. «Необучаемый»  ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.  С-Петербург, «Речь», 2005 год.
  4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
  5. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учителя:

  1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Календарно-тематическое планирование, 1 класс

 

Содержание материала Кол-во

часов

дата 

изучения

коррекция
1-2 Золотая осень. Рассматривание сюжетных картин о осени. 2
3-4 Экскурсия в природу. Признаки осени: солнце светит редко, пасмурно. 2
5 Экскурсия в природу. Признаки осени: дождь, ветер. 1
6 Подарки осени. Овощи: морковь, лук. Название овощей. 1
7 Подарки осени. Овощи: картофель. Название овощей. 1
8 Подарки осени. Овощи: морковь, лук, картофель. Различение по цвету овощей. 1
9 Подарки осени. Фрукты: яблоко. Название фруктов. 1
10 Подарки осени. Фрукты: груша. Название фруктов. 1
11 Подарки осени. Фрукты: яблоко, груша. Различение по цвету фруктов. 1
12-13 Узнавание и различение овощей и фруктов. Игра “Лото – Подарки для зайки”. Игра “Собери фруктовую корзинку для ежика”. 2
14 Экскурсия в природу для наблюдения сезонных изменений. Явление природа: листопад. Сбор природных материалов составление гербария.  1
15 Экскурсия в природу. Кустарники осенью (лист, ветка). Деревья осенью. Береза (лист, ветка). 1
16-17 Узнавание и различение деревьев и кустарников.  2
18 Обобщающий урок. Осень. 1
19-20 Узнавание комнатных растений. Фикус.  2
21

22

23

Особенности ухода за комнатными растениями: полив, протирка листьев. 3
24-25 Рассматривание картин о зиме 2
26

27

28

Зимние явления природы: снегопад, ветер. 3
29 Изменения в природе зимой. 1
30 Экскурсия в парк для наблюдения за погодными явлениями зимой. 1
31 Деревья зимой: ель (листья, ветки). 1
32 Деревья зимой: береза.  1
33 Сравнение деревьев: береза, ель. 1
34-35 Домашние животные: кот. Строение животного (голова, лапы, туловище, хвост, уши).  2
36-37 Дикие животные зимой: лиса. Строение животного (голова, лапы, туловище, хвост, уши). 2
38 Сравнение диких и домашних животных. 1
39 Обобщающий урок. Зима. 1
40-41 Рассматривание картин о весне. 2
42-43 Весенние явления природы: солнце, ветер. 2
44-45 Изменение в природе весной (потепление, сосульки, тает лед). 2
46-47 Деревья весной: береза (лист, ветка).    2
48-49 Узнавание и различение домашних птиц. Курица. Внешний вид (голова, хвост, клюв). 2
50-51 Узнавание и различение диких птиц. Голубь. Внешний вид (голова, хвост, клюв).  2
52-53 Сравнение домашних и диких птиц. Курица, голубь. Внешний вид. 2
54-55 Элементарные представления о насекомых. Бабочка, способ передвижения. 2
56-59 Посадка лука и наблюдение за его ростом. 4
60 Обобщающий урок. Весна пришла. 1
61

62

63

Части суток: день, ночь. 3
64 Весенние явления природы: солнце, ветер, небо. 1
65 Изменения в природе весной. 1
66 Экскурсия в парк для наблюдения за погодными явлениями весной. 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Календарно-тематическое планирование, 2 класс

 

п/п

Содержание материала Кол-во часов Дата Коррекция
1 Узнавание времен года (лето). Рассматривание сюжетных картинок о лете. 1
2 Различение времен года (лето). Признаки лета (жаркие дни, зеленые листья). 1
3 Труд человека летом (полив растений в огороде, саду). 1
4 Летние игры детей 1
5 Экскурсия в природу. Признаки осени (изменение окраски листьев, похолодание). 1
6 Узнавание растений (дерево, куст) 1
7 Различение  растений (дерево, куст) 1
8 Экскурсия в природу. Различение деревьев и кустов 1
9 Узнавание и различение частей растений (ветка, лист) 1
10 Экскурсия в природу для наблюдений за сезонными изменениями (листопад, похолодание) 1
11 Узнавание и различение овощей (лук, морковь, картофель) 1
12 Узнавание овощей (репка, свекла) 1
13 Различение овощей по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) 1
14 Различение съедобных и несъедобных частей овощей 1
15 Узнавание и различение фруктов (яблоко, груша) 1
16 Узнавание фруктов (банан, лимон, апельсин) 1
17 Различение фруктов по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) 1
18 Различение съедобных и несъедобных частей фруктов 1
19 Различение фруктов и овощей 1
20 Узнавание и различение деревьев (береза, ель) 1
21 Узнавание деревьев (клен, ветка, лист) 1
22 Различение деревьев (береза, ель, клен) 1
23 Узнавание и различение комнатных растений  (фиалка) 1
24 Уход за комнатными растениями (полив) 1
25 Узнавание ягод (малина) 1
26 Различение ягод  по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) 1
27 Экскурсия в природу. Признаки зимы (снежинки, снег, холод) 1
28 Узнавание домашних животных (кот, собака) 1
29 Строение животного (голова, туловище, лапы, хвост) 1
30 Различение домашних животных (кот, собака). Значение в жизни человека 1
31 Питание домашних животных. Способ передвижения 1
32 Различение питания домашних и диких животных. 1
33 Сравнение домашних и диких животных. 1
34 Узнавание диких животных (лиса, волк) 1
35 Строение дикого животного (голова, туловище, лапы, хвост) 1
36 Различение диких животных (лиса, волк) 1
37 Питание диких животных. Способ передвижения 1
38 Узнавание домашних и диких животных. 1
39 Различение домашних и диких животных. 1
40 Различение диких и домашних животных (кот, собака, лиса, волк) 1
41 Экскурсия в природу для наблюдений за сезонными изменениями (холод, снег, снегопад) 1
42 Труд человека зимой (уборка снега) 1
43 Зимние игры детей 1
44 Узнавание домашних птиц (курица, петух) 1
45 Внешний вид (голова, ноги, хвост) 1
46 Различение домашних птиц (курица, петух) 1
47 Экскурсия в природу. Признаки весны (потепление, сосульки) 1
48 Экскурсия в природу. Явления природы весной. 1
49 Различение детенышей домашних птиц 1
50 Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона). Внешний вид. 1
51 Различение зимующих птиц (голубь, ворона). Питание. 1
52 Различение домашних и диких птиц 1
53 Экскурсия в природу для наблюдения за сезонными изменениями (тает снег, прилет птиц) 1
54 Узнавание  птиц  голубь, ворона.. Внешний вид. 1
55 Различение птиц  голубь, ворона. Питание. 1
56 Экскурсия в природу для наблюдения за поведением птиц. 1
57 Узнавание насекомых (бабочка, жук) 1
58 Различение насекомых (бабочка, жук). Способ передвижения 1
59 Узнавание и различение частей суток (день, ночь) 1
60 Труд человека весной в огороде. 1
61 Труд человека весной в саду. 1
62 Узнавание и различение частей суток (утро, вечер) 1
63 Узнавание частей суток (утро, день, вечер, ночь) 1
64 Различение частей суток (утро, день, вечер, ночь) 1
65 Соотнесение частей суток с видами деятельности человека. 1
66 Соотнесение частей суток с видами деятельности человека. 1
67 Весенние игры детей. 1
68 Экскурсия в парк. 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Календарно-тематическое планирование, 3 класс

 

п/п

Содержание материала Кол-во часов Дата Коррекция
1 Времена года (лето). Явление природы (гроза, гром) 1
2 Признаки лета (солнечные жаркие дни, зеленые листья, сбор ягод). 1
3 Труд человека летом в огороде. 1
4 Труд человека летом в саду. 1
5 Летние забавы детей 1
6 Узнавание и различение растений (дерево, куст, трава) 1
7 Экскурсия в природу. Различение деревьев, кустов, трав. 1
8 Экскурсия в природу. Растения осенью (изменение цвета листьев, увядание трав) 1
9 Узнавание и различение частей растений (ствол, ветка, лист) 1
10 Осенние изменения в природе (холодные дожди, пасмурные дни, наступление холодов) 1
11 Узнавание деревьев (дуб). Части дерева 1
12 Различение деревьев (дуб, береза, клен) 1
13 Экскурсия в природу. Изменения в жизни животных и растений (отлет птиц, деревья осенью) 1
14 Труд человека осенью (сбор овощей, фруктов) 1
15 Узнавание овощей (репа, свекла) 1
16 Различение овощей по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) 1
17 Значение овощей в жизни человека. 1
18 Узнавание фруктов (апельсин, мандарин) 1
19 Различение фруктов (апельсин, мандарин) по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) 1
20 Значение фруктов в жизни человека 1
21 Различение овощей и фруктов. 1
22 Узнавание кустарников (смородина) 1
23 Различение кустарников (смородина) 1
24 Узнавание ягод  (смородина) 1
25 Различение ягод  (смородина) по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) 1
26 Значение ягод в жизни человека. 1
27 Экскурсия в природу. Признаки зимы (снег, холод) 1
28 Узнавание комнатных растений (герань) 1
29 Различение комнатных растений (герань) 1
30 Уход за комнатными растениями (полив, мытье поддонов) 1
31 Экскурсия в природу. Признаки зимы (снегопад, лёд, морозы) 1
32 Зимние забавы детей. 1
33 Труд человека зимой. 1
34 Узнавание домашних животных (корова, кролик) 1
35 Строение домашнего животного (голова, туловище, ноги, хвост, рога) 1
36 Различение домашних животных 1
37 Узнавание и различение  домашних животных  1
38 Значение домашних животных в жизни человека 1
39 Питание. Уход за домашними животными 1
40 Узнавание зимующих птиц (снегирь, ворона) 1
41 Строение птиц (голова, крылья, хвост, ноги, туловище) 1
42 Различение  зимующих птиц (снегирь, ворона) 1
43 Экскурсия в природу. Наблюдение за поведением зимующих птиц. 1
44 Узнавание диких животных (заяц, медведь) 1
45 Строение диких животных (заяц, медведь) 1
46 Различение диких животных (заяц, медведь) 1
47 Питание диких животных. Способ передвижения. 1
48 Узнавание  диких животных  1
49 Различение  диких животных 1
50 Экскурсия в природу. Признаки весны (потепление, тает снег, сосульки) 1
51 Узнавание домашних птиц (утка). 1
52 Различение домашних птиц (утка). Питание. 1
53 Узнавание и различение  домашних птиц  1
54 Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь) 1
55-56 Узнавание и различение дней недели 1
57 Экскурсия в природу. Изменения в жизни животных (прилет птиц) 1
58 Узнавание перелетных птиц (ласточка) 1
59 Различение перелетных птиц  1
60 Экскурсия в природу. Изменения в жизни растений весной  (распускание почек, первые цветы) 1
61 Изменения в жизни растений весной (появление мать-и-мачехи) 1
62 Труд человека весной в саду, огороде. 1
63 Узнавание и различение насекомых (муха) 1
64 Строение насекомых, передвижение, питание. 1
65 Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. 1
66 Узнавание садовых цветочно-декоративных растений (астра, роза) 1
67 Различение цветочно-декоративных растений (астра, роза) 1
68 Экскурсия в парк 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Календарно-тематическое планирование, 4 класс

 

п/п

Содержание материала Кол-во часов Дата Коррекция
1 Времена года (лето). Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, туман 1
2 Признаки лета: летний дождь, гроза, гром. 1
3 Летние месяцы 1
4 Экскурсия к клумбе. 1
5 Узнавание и различение садовых цветочно-декоративных растений (астра) 1
6 Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). 1
7 Экскурсия. Сбор листьев, различение по размеру и форме. 1
8 Уход за цветами на клумбе. 1
9 Экскурсия в природу. Признаки осени (холодный ветер, часто идут дожди) 1
10 Осенние месяцы 1
11 Узнавание овощей (тыква, кабачок, перец) 1
12 Различение овощей по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) 1
13 Узнавание фруктов (персик, киви) 1
14 Различение фруктов по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) 1
15 Различение фруктов и овощей. 1
16 Экскурсия. Признаки осени (птицы улетают в теплые края, заморозки) 1
17 Изменения в жизни животных осенью. 1
18 Узнавание деревьев (сосна). Строение дерева. 1
19 Различение деревьев. 1
20 Значение деревьев в природе и  жизни человека. 1
21 Узнавание комнатных растений (кактус) 1
22 Различение комнатных растений . Уход за ними. 1
23 Значение комнатных растений в жизни человека 1
24 Изменения в природе зимой (короткие дни, длинные ночи). 1
25 Узнавание кустарников (крыжовник) 1
26 Различение кустарников (крыжовник) 1
27 Узнавание ягод (крыжовник) 1
28 Различение ягод по внешнему виду (цвет, вкус, запах) 1
29 Экскурсия. Признаки зимы (морозы, замерзли реки, пруды) 1
30 Узнавание домашних животных (свинья) 1
31 Строение домашнего животного (голова, туловище, ноги, хвост, пятачок) 1
32 Различение домашних животных 1
33 Уход за домашними животными 1
34 Значение домашних животных в жизни человека 1
35 Зимние месяцы 1
36 Узнавание и различение диких домашних животных  1
37 Различение диких  домашних животных 1
38 Узнавание и различение зимующих птиц (дятел). 1
39 Узнавание и различение зимующих птиц (по внешнему виду). 1
40 Экскурсия. Подкормка птиц зимой. 1
41 Узнавание диких животных (ёж) 1
42 Различение диких животных (ёж) 1
43 Питание диких животных. Способ передвижения. 1
44 Как ёж проводит зиму. 1
45 Узнавание и различение детенышей диких животных (ежонок) 1
46 Экскурсия в природу. Признаки зимы (морозы, метели) 1
47 Узнавание домашних птиц (гусь). Внешний вид. 1
48 Различение домашних птиц (гусь). Питание. 1
49 Питание. Значение домашних птиц в жизни человека. 1
50 Узнавание и различение домашних птиц  1
51 Экскурсия в природу. Признаки весны (солнце греет сильнее, первые проталины). 1
52 Узнавание перелетных птиц 1
53 Различение перелетных птиц  1
54 Знание значения птиц в природе 1
55 Весенние месяцы 1
56 Дни недели. Рабочие дни. 1
57 Дни недели. Выходные дни. 1
58 Различение выходных и рабочих дней. 1
59 Экскурсия. Признаки весны (прилет птиц, ледоход, на деревьях набухают почки).  1
60 Узнавание различение насекомых (муравей) 1
61 Различение насекомых (муравей). Передвижение, питание. 1
62 Изменения в жизни растений весной. Одуванчик. Узнавание. 1
63 Различение первых цветов. 1
64 Труд человека весной (сажают деревья и кустарники). 1
65 Труд человека весной (в огородах сеют семена). 1
66 Посадка в ящик семян цветов (для наблюдения). 1
67 Повторение названий месяцев (по временам года). 1
68 Экскурсия в парк. 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Календарно-тематическое планирование, 5 класс          

 

п/п

Содержание материала Кол-во часов Дата Коррекция
1 Времена года. Признаки лета (жарко, тепло, светло, туча, ливень, гроза, отдыхать, загорать, купаться)

Летние месяцы (различать, называть)

1
2 Влияние солнца на смену времен года. Сезонные изменения в природе. Долгота дня летом. 1
3 Экскурсия к клумбе. Различение, называние  садовых цветочно-декоративных растений. 

Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок) (астра, роза)

1
4 Различение, называние  садовых цветочно-декоративных растений: бархатцы. Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок)  1
5 Уход за цветами на клумбе. 1
6 Осенние месяцы (различать, называть)

Признаки осени    ( похолодание, пасмурно, листопад, урожай)

1
7 Экскурсия. Сбор листьев, различение, называние  по размеру и форме. 1
8 Формирование понятий: «сад», «огород» (грядки, фруктовый сад, урожай) (различать, называть) 1
9 Экскурсия  растения сада, огорода осенью. 1
10 Различение, называние  овощей по внешнему виду (цвету, вкусу, запаху) ,(лук, морковь, картофель, репка, свекла, тыква, кабачок, перец ). 1
11 Различение, называние  овощей по внешнему виду: капуста. 

(цвет, форма, величина)

1
12 Капуста. Вкус. Запах. Употребление в пищу. 1
13 Способы переработки овощей. 1
14 Различение, называние  фруктов по внешнему виду  (цвету, вкусу, запаху) (яблоко, груша, банан, апельсин, лимон, мандарин, персик, киви ,  ) 1
15 Различение, называние  фруктов по внешнему виду: слива. 

(цвет, форма, величина)

1
16 Слива. Вкус. Запах. Употребление в пищу. 1
17 Различение, называние  фруктов и овощей. 1
18 Экскурсия. Признаки осени (птицы улетают в теплые края, заморозки) 1
19 Изменения в жизни животных осенью. 1
20 Различение, называние  деревьев (сосна, ель,  береза, клён, дуб ) 

Строение дерева (корень, ствол, ветвь, лист, хвоя, кора).

1
21 Различение, называние деревьев: тополь. Строение дерева. 1
22 Значение деревьев в природе и  жизни человека. 1
23 Различение, называние   комнатных растений.  

Строение. (кактус, фиалка, герань, фикус)

1
24 Различение, называние   комнатных растений  – алоэ. Строение, уход. 1
25 Значение комнатных растений в жизни человека. 1
26 Различение, называние  кустарников  ( малина, смородина, крыжовник). Строение, уход. 1
27 Различение, называние  кустарников шиповник .Строение, уход. 1
28 Узнавание ягод шиповник 1
29 Различение ягод по внешнему виду (цвет, вкус, запах) 1
30 Изменения в природе зимой (короткие дни, длинные ночи). 1
31 Зимние месяцы. Признаки зимы.

(морозы, метели, замерзли реки, пруды, снег, снежинки, снегопад.)

1
32 Занятия людей зимой. Новый год 1
33 Различение, называние  зимующих птиц  (дятел, голубь, ворона, снегирь) 1
34 Различение, называние  зимующих птиц  по внешнему виду: воробей. 1
35 Экскурсия. Подкормка птиц зимой. 1
36 Различение, называние  домашних птиц. (курица,петух,утка,гусь,) 

Внешний вид. Питание.

1
37 Различение, называние  домашних птиц:  индюк. Внешний вид. Питание. Способ передвижения. 1
38 Значение домашних птиц в жизни человека. 1
39 Различение, называние  диких животных     (лиса,волк,заяц,медведь,ёж,) Внешний вид. Питание. 1
40 Различение, называние  диких животных: белка. Внешний вид. Питание. 1
41 Белка. Место обитания.  1
42 Белка. Способ передвижения. 1
43 Как белка проводит зиму. 1
44 Различение, называние  детенышей диких животных: бельчонок 1
45 Различение, называние  домашних животных (кот,собака, корова,кролик,свинья,) Внешний вид. Питание. 1
46 Различение, называние  домашнего животного: лошадь.

 Внешний вид (голова, туловище, ноги, копыта, хвост). Питание.

1
47 Лошадь. Способ передвижения.  1
48 Уход за домашними животными: лошадь 1
49 Значение домашних животных в жизни человека: лошадь 1
50 Различение, называние  диких  и домашних животных 1
51 Весенние месяцы  (различение, называние)  Признаки весны  (сосульки, оттепель, ручьи, капель, прилет птиц, ледоход, на деревьях набухают почки). 1
52 Экскурсия в природу. Признаки весны (солнце греет сильнее, первые проталины). 1
53 Различение, называние  перелетных птиц – грач. Внешний вид. (ласточка,) 1
54 Знание значения птиц в природе. Питание грача. 1
55 Посадка в ящик семян цветов (для наблюдения). 1
56 Объекты  неживой природы (воздух) 1
57 Дни недели. Рабочие дни. 1
58 Дни недели. Выходные дни. 1
59 Различение выходных и рабочих дней. 1
60 Различение, называние  насекомых.  (повторение) 1
61 Различение, называние  насекомых: стрекоза. Внешний вид. Питание. Передвижение. 1
62 Различение, называние цветов (одуванчик, мать и мачеха).

Внешний вид. Строение. Места произрастания.

1
63 Различение, называние: медуница.   Внешний вид. Строение. Места произрастания. 1
64 Обобщающее понятие «цветы». 1
65 Беседа о назначении садового инвентаря. 1
66 Труд человека весной  в саду (сажают деревья и кустарники). 1
67 Труд человека весной  в огороде (в огородах сеют семена). 1
68 Экскурсия в парк. 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Календарно-тематическое планирование, 6 класс          

 

п/п

Содержание материала Кол-во часов Дата Коррекция
Растительный мир  21
1 1 Узнавание, различение, дикорастущих  цветочно-декоративных растений.  Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). Ромашка . 1
2 2 Узнавание, различение, дикорастущих  цветочно-декоративных растений.  Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).  Колокольчик.   1
3 3 Узнавание травянистых растений: петрушка.  Знание, значение трав в жизни человека 1
4 4 Узнавание травянистых растений: укроп . Знание, значение трав в жизни человека 1
5 5 Узнавание и различение зерновых культур: кукуруза, горох, фасоль. (по внешнему виду). Знание, значение зерновых культур в жизни человека. 1
6 6 Узнавание (различение)  овощей по внешнему виду 

 (лук, морковь, картофель, репка, свекла, тыква, кабачок, перец ). Редис. 

1
7 7 Различение съедобных и несъедобных частей овоща: Редис. 1
8 8 Узнавание (различение) фруктов. (яблоко, груша, банан, апельсин, лимон, мандарин, персик, киви). Ананас. 1
9 9 Различение съедобных и несъедобных частей фрукта: Ананас. 1
10 10 Узнавание ( различение) кустарников: (шиповник, смородина, крыжовник, малина). Орешник.  1
11 11 Знание особенности  внешнего строения кустарника – орешник. 1
12 12 Узнавание ( различение) лесных и садовых кустарников. 1
13 13 Узнавание (различение) ягод на слух. (смородина, крыжовник, шиповник, малина). Земляника. По внешнему виду, вкусу, запаху. 1
14 14 Различение лесных и садовых ягод. (смородина, крыжовник, шиповник, малина). Земляника. 1
15 15 Грибы. Узнавание (различение) грибов. Белый гриб, мухомор – по внешнему виду. 1
16 16 Знание и строение гриба ( ножка, шляпка). 1
17 17 Узнавание ( различение) садовых цветочно – декоративных растений (астра, роза). Гладиолус. 1
18 18 Знание особенностей ухода за комнатными растениями. (кактус, фиалка, герань, фикус, алоэ). 1
19 19 Узнавание ( различение) деревьев: (сосна, ель,  береза, клён, дуб , тополь). Осина.  1
20 20 Знание строения дерева. (ствол, корень, ветки, листья). 1
21 21 Узнавание (различение) плодовых  деревьев (яблоня, груша). Слива. 1
Животный мир 26
22 1 Узнавание (различение) диких животных (лиса, волк, заяц, медведь, ёж, белка). Лось. 1
23 2 Знание и питание диких животных. Знание способов передвижения диких животных. 1
24 3 Объединение диких животных в группу «дикие животные». 1
25 4 Узнавание (различение) детенышей диких животных.(лисенок, волчонок, зайчонок, медвежонок, ежонок, бельчонок). 1
26 5 Узнавание (различение) домашних  животных (кот, собака, корова, свинья, лошадь, коза).Овца(баран) 1
27 6 Знание и питание домашних  животных. Знание способов передвижения домашних  животных. 1
28 7 Объединение домашних животных в группу «домашние животные». 1
29 8 Узнавание (различение) детенышей домашних животных. Котенок, щенок, теленок, поросенок, жеребенок, козленок). Ягненок. 1
30 9 Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух, утка, гусь)  . индюк. 1
31 10 Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц 1
32 11 Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» 1
33 12 Узнавание (различение) детенышей домашних птиц. Цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок. 1
34 13 Узнавание (различение) зимующих птиц. (дятел, голубь, ворона, снегирь, воробей). Сова. 1
35 14 Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. 1
36 15 Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» 1
37 16 Узнавание ( различение) перелетных птиц (ласточка, грач). Журавль. 1
38 17 Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. 1
39 18 Объединение перелетных птиц  в группу «перелетных птиц» 1
40 19 Узнавание (различение) речных насекомых. Бабочка, муха, муравей, жук, стрекоза). Пчела. 1
41 20 Знание способов передвижения насекомых. Знание питания насекомых. 1
42 21 Узнавание  речной рыбы: сом. 1
43 22 Знание строения рыбы: голова, туловище, хвост, плавники.  1
44 23 Узнавание  речной рыбы: щука 1
45 24 Знание строения рыбы: голова, туловище, хвост, плавники. 1
46 25 Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака). Хомяки. 1
47 26 Внешний вид. Питание. 1
Объекты природы 12
48-49 1-2 Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. 2
50-51 3-4 Узнавание  Луны. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. 2
52-53 5-6 Узнавание  леса. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. 2
54-55 7-8 Узнавание луга. Узнавание луговых цветов.  2
56-57 9-10 Узнавание воды.  Знание значения воды в природе и жизни человека. 2
58-59 11-12 Узнавание реки. Знание значения реки в природе и жизни человека.  2
Временные представления 9
60 1 Времена года. Различение, называние  месяцев в году.  1
61 2 Узнавание, различение дней недели. Представление о неделе, как о последовательности семи дней. 1
62 3 Различение выходных и рабочих дней. 1
63 4 Узнавание (различение) частей суток. Утро, вечер, день, ночь. 1
64 5 Представление о сутках как о последовательности. Утро, день, вечер, ночь. 1
65 6 Соотнесение частей суток с видами деятельности (режим дня). 1
66 7 Узнавание ( различение) месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. 1
67-68 8-9 Узнавание ( различение) времен года по характерным признакам . 2

 

 

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) за курс 1б-6б класса
Пролистать наверх