автор: Лашина Татьяна Сергеевна

учитель информатики МБОУ Одинцовская СОШ №16

Методическая разработка на тему: «Безопасный интернет»

Урок информатики в 11 классе. Безопасный интернет.

Автор-составитель: Лашина Татьяна Сергеевна, 

учитель информатики

МБОУ Одинцовской СОШ №16

Аннотация

Данный урок является заключительным этапом в проектно-исследовательской деятельности по теме: «Безопасный Интернет». 

На 1 и 2 уроке были кратко разобраны виды угроз, защиты и антивирусные программы. Далее учащимся предлагалось самостоятельно изучить отдельную тему из предложенных (для изучения использовались Интернет-ресурсы и учебник по Информатики Угринович 10-11кл):

Темы проектных работ. 

  1. Алгоритмы, виды защиты компьютера от вирусной атаки
  2. Алгоритм защиты от вирусов
  3. Виды угроз
  4. Особенности хакерской атаки
  5. Антивирусные программы
  6. Сетевые черви и меры предосторожности
  7. Если ваш компьютер уже заражен
  8. Меры безопасности при использовании сети Интернет
  9. Особенности троянских программ, защита от них
  10. Биометрическая защита данных
  11. Последствия заражения вирусом компьютера, восстановление информации
  12. Мой любимый антивирус
  13. Касперский – антивирус
  14. Доктор Веб — антивирус

Результатом изучения стали мини-проекты (в виде презентации и доклада)

 

На 3 и 4 уроке учащиеся демонстрировали свои проекты, проводилось коллективное обсуждение. На этом основании каждый получил индивидуальное задание по дополнению материала или по оформлению презентации (редактирование и форматирование, изменение дизайна и т.д.) 

На 5 уроке обработанный материал был проверен, собран в единую папку. Каждый учащийся получил задание: завести электронный почтовый ящик и зарегистрироваться на школьном форуме. Были выбраны модераторы форума (2 человека), его название и первая тема – опрос. На школьных сайтах с помощью учителя появились объявления о новом опросе на школьном форуме. Далее, каждый учащийся выложил свой доклад на форум. Были привлечены учащиеся других классов (с 5 по 10), которые оставляли свои комментарии и проходили опрос.

На 6 уроке было произведено разделение на группы, придумано название для методического пособия и подготовлено черновое издание

Тема урока: Безопасность в глобальной сети Интернет

Тип урока: обобщающий урок

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, принтер

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, групповая, проектно-исследовательская

Цель урока: подвести итоги по данному разделу; подготовка и выпуск учебного методического пособия по теме: «Безопасная работа в глобальной сети Интернет» —  «Твоя безопасность в Интернете»

Задачи:

  1. Проанализировать черновой вариант методического пособия, внести изменения (редактирование и форматирование);
  2. Дополнить методическое пособие пояснениями и комментариями;
  3. Выпустить первый вариант методического пособия.
  4. Опубликовать методическое пособие на интернет-ресурсе (форум школы),  для оценки данной работы.

 

Подготовительная часть урока:

  1. Разбиение на группы:
    1. Интерактивные консультанты
    2. Редакторы
    3. Техническое сопровождение
    4. Оформители
  2. Распечатать раздаточный материал:
    1. Задания для групп
    2. Черновой вариант методического пособия

 

Ход урока:

 

Вступительное слово учителя: «Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами заключительный урок раздела»  Сл.1. «Безопасный Интернет».

Тема урока: «Безопасный Интернет».

СЛ 2. Цель урока: Подготовка и выпуск учебного методического пособия «Твоя безопасность в Интернете».

СЛ 3. Задачи: 

  1. Проанализировать черновой вариант методического пособия, внести изменения (редактирование и форматирование);
  2. Дополнить методическое пособие пояснениями и комментариями;
  3. Выпустить первый вариант методического пособия.
  4. Опубликовать методическое пособие на интернет-ресурсе (форум школы),  для оценки данной работы.

 

Разработка  у нас почти готова. Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось:  СЛ 4. 

Какие темы мы смогли с вами включить? СЛ 5.

Сегодня мы с вами дополним наше методическое пособие, распечатаем его и выложим на наш форум для дальнейшего обсуждения.

А теперь поработаем в группах (см. П Мы с вами  на прошлом уроке определили, кто в какой группе хочет работать. Представители групп подойдите к столу преподавателя, возьмите конверты с вашим заданием и прочитайте его.

Прежде, чем приступить к работе, хочу напомнить вам несколько основных правил техники безопасности. СЛ 6 — 11

Представители групп! Обратите внимание, что задания для каждой группы вы должны разделить между собой. Как вы видите работы групп пересекаются друг с другом. Окончание вашей общей работы должно быть отпечатанное методическое пособие.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ: СЛ 12.

Группе ИНТЕРАКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ  проанализировать проводимый опрос на форуме и результат предоставить в виде диаграммы или графика. Вывести результат на центральный проектор.

Создать на форуме  в разделе «Безопасный Интернет» новую тему: «Твоя безопасность в Интернете»

Взять готовый материал у группы РЕДАКТОРОВ и выложить его на форуме школы.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ РЕДАКТОРОВ СЛ 13.

Группе РЕДАКТОРОВ проверить текст на наличие ошибок (орфографических и синтаксических), привести к единому стилю, создать «Содержание» в соответствии с нормами оформления.

Разнообразить текст рисунками (рисунки взять из презентаций по мини-проектам)

Взять у группы ОФОРМИТЕЛЕЙ обложку нашего методического пособия и соединить с основным текстом.

Готовое методическое пособие передать группе ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (для последующего распечатывания) и группе ИНТЕРАКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ (для последующего размещения материала в сети Интернет, на школьном форуме и сайте)  

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛ 14.

  1. Вам необходимо установить принтер, который стоит на вашем столе. Драйвер для принтера выбрать из дисков. Необходимо выбрать именно тот, который соответствует операционной системе вашего компьютера и типу принтера. Произвести пробную печать.
  2. Просчитать настройки печати методического пособия с учетом двухсторонней печати на листе. Для этого необходимо попробовать распечатать пару страниц чернового варианта. 
  3. Взять у группы РЕДАКТОРОВ доработанное методическое пособие и распечатать его, следуя рекомендациям представителей следующих групп: РЕДАКТОРОВ и ОФОРМИТЕЛЕЙ

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ ОФОРМИТЕЛЕЙ СЛ 15.

Подготовить оригинальную обложку, подходящую под наше методическое пособие, с оригинальным слоганом или рисунком. 

Продемонстрировать обложку на центральном проекторе. 

Передать работу  группе РЕДАКТОРОВ.

Подготовить рекомендации для распечатывания, представителю группы ОФОРМИТЕЛЕЙ передать эти рекомендации группе ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

 

Ваше время истекло. Представьте выполненную работу. Редакторская группа может передать работу для печати первого экземпляра. 

Ребята, мы с вами хорошо потрудились. Я могу всем, кто трудился над выпуском Методического пособия поставить ОТЛИЧНО. Давайте похлопаем друг другу за проделанную работу.

 

Запишите задание на дом: СЛ 16. Модераторам форума – проследить комментарии о выложенной сегодня работе. 

Для  других групп проанализировать  работу на наличие синтаксических, пунктуационных,  а главное смысловых ошибок. И на следующем уроке мы распечатаем с вами каждому по экземпляру.  

 

РЕФЛЕКСИЯ: А сейчас ответьте на несколько вопросов. Если вы согласны – поднимаем руку: 

Вопросы СЛ 17

  1. Можно ли данное Методическое пособие использовать на уроках информатики?
  2. Как вы считаете, может ли наше пособие «Твоя безопасность в Интернете» принести реальную пользу учащимся?

 

Мне приятно увидеть ваши ответы. СЛ 18. Спасибо за урок. До свидания.

 

Приложение №1

Группы

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ

 

РЕДАКТОРЫ

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

 

ОФОРМИТЕЛИ

 

Приложение №2

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ:

 

Группе ИНТЕРАКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ  проанализировать проводимый опрос на форуме и результат предоставить в виде диаграммы или графика. Вывести результат на центральный проектор.

Создать на форуме  в разделе «Безопасный Интернет» новую тему: «Твоя безопасность в Интернете»

Взять готовый материал у группы РЕДАКТОРОВ и выложить его на форуме школы.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ РЕДАКТОРОВ

 

Группе РЕДАКТОРОВ проверить текст на наличие ошибок (орфографических и синтаксических), привести к единому стилю, создать «Содержание» в соответствии с нормами оформления.

Разнообразить текст рисунками (рисунки взять из презентаций по мини-проектам)

Взять у группы ОФОРМИТЕЛЕЙ обложку нашего методического пособия и соединить с основным текстом.

Готовое методическое пособие передать группе ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (для последующего распечатывания) и группе ИНТЕРАКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ (для последующего размещения материала в сети Интернет, на школьном форуме и сайте)

Представителю группы подготовить рекомендации и помочь группе ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ распечатать  

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

  • Вам необходимо установить принтер, который стоит на вашем столе. Драйвер для принтера выбрать из дисков. Необходимо выбрать именно тот, который соответствует операционной системе вашего компьютера и типу принтера. Произвести пробную печать.
  • Просчитать настройки печати методического пособия с учетом двухсторонней печати на листе. Для этого необходимо попробовать распечатать пару страниц чернового варианта.
  • Взять у группы РЕДАКТОРОВ доработанное методическое пособие и распечатать его, следуя рекомендациям представителей следующих групп: РЕДАКТОРОВ и ОФОРМИТЕЛЕЙ

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ ОФОРМИТЕЛЕЙ

 

Подготовить оригинальную обложку, подходящую под наше методическое пособие, с оригинальным слоганом или рисунком. 

Продемонстрировать обложку на центральном проекторе. 

Передать работу  группе РЕДАКТОРОВ.

Подготовить рекомендации для распечатывания, представителю группы ОФОРМИТЕЛЕЙ передать эти рекомендации группе ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.