Конспект внеурочного занятия на тему “Будь другом цветку, дереву, человеку.” по М.М. Пришвину.

Автор: Лесникова Галина Викторовна

учитель начальных классов МАОУ Вагайская СОШ Омутинского района Тюменской области

Конспект внеурочного занятия на тему “Будь другом цветку, дереву, человеку.” по М.М. Пришвину.

Сценарий «Будь другом цветку, дереву, человеку!»

по биографии и творчеству писателя Михаила Михайловича Пришвин 

Цель: расширить кругозор учащихся  о жизненном и творческом пути М.М. Пришвина, прививать интерес к рассказам писателя.

Задачи:

– услышать воспоминания писателя о своем детстве;

– развивать эстетический вкус учащихся;

– продолжить формировать навык работы в группах;

– активизировать умственную и творческую деятельность учащихся:

– прививать любовь и бережное отношение к природе, Родине.

 

Ход заседания литературной гостиной:

Звучат звуки леса. Слайд 1

Слово учителя.

Что такое гостиная? ( комната, для приема гостей) А гости ведут беседы на разные темы. 

Мы начали заседание литературной гостиной с этих звуков. Вы, наверное, согласитесь, что они чудесны  и красивы. А ведь говорить сегодня мы будем именно о красоте: о красоте леса, о красоте поля русского, о красоте природы, о красоте души человеческой. Выразителем всего этого является писатель, путешественник, ученый, которому 4 февраля исполнилось 150 лет. Итак, встречайте,  гость литературной гостиной Михаил Михайлович Пришвин. СЛАЙД 2

А тема нашего разговора :

 Будь другом цветку, дереву, человеку! СЛАЙД 3

Ну что, ребята? Отправимся в лесное путешествие? Только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами. Да-да, за чудесами! Готовы?

Давайте произнесем заклинание, которое поможет нам очутиться в лесу. 

Все дети встают со своих мест. Повторяют движения за ведущим.

Учитель:

Нужно нам закрыть глаза, 

Сделать два больших прыжка, 

Руки вытянуть вперёд, 

А затем наоборот. 

Как листочки покружиться,

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес: 

Мы попали с вами в лес!  СЛАЙД 4

Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в лесу?

 

МОЛОДЦЫ!!!!!

Учитель Лес – это большой дом, где по соседству «живут» самые разнообразные растения СЛАЙД 5 и животные. СЛАЙД 6  Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнезда, берлоги. 

Учитель С рассказами Пришвина вы познакомились, вероятно, еще до того, как научились читать; вы слышали их от мамы или в детском саду. Ну, кто из вас не знает «Лисичкин хлеб», или «Журку», или «Хромку». 

Пришвин очень поэтически воспринимает природу. Он пишет о среднерусской и северной природе, об охотничьих собаках, о человеке в природе. Благодаря простому, точному, образному языку его произведений настроение писателя передается и нам. Результатом всех наблюдений Пришвина стали его произведения СЛАЙД объединенные общим названием «Родники Берендея», «За волшебным колобком», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охотничьи были», «Глаза земли», «Календарь природы» Очевидно, вы хотите узнать побольше о самом авторе. Ну что ж… , а впрочем, давайте послушаем его самого. СЛАЙД 8

Ученик 1 : (от лица М. Пришвина)

« С самого детства я помню себя в природе. Моя родина – Орловская губерния, имение Хрущёво – самое прелестное место на земле. Отца своего почти не помню, он умер, когда мне было 7 лет. Хотя нет, припоминаю рисунок отца. «Елочки, какие-то странные зверьки и под ними подпись «Голубые бобры». Наверное, поэтому мне всю жизнь казалось, что я ищу чего-то необычного, например, сказочных голубых бобров. Еще помню крестьянина Гусека. Это был опытный охотник, знаток повадок птиц и животных»

 Ученик 2:

«Много я исходил с ним по лесам, лугам, много услышал рассказов о природе. Родные меня называли Курымушкой, это от того, что я любил сидеть в дедовском кресле со странным названием «Курым». Тогда я стал грезить о путешествиях, в своем воображении отправлялся в различные части света. А однажды я со своими друзьями совершил настоящий побег в Азию…»

 Ученик 3:

«Азия манила меня: в ней было много неисследованных мест, а в них, наверное, водились небывалые голубые бобры. Но, увы, не удалось. Нас поймали полицейские, местная ребятня зло шутила: «Ну, вот поплыли в Азию, а приплыли в гимназию». Но, правда, когда я вырос, все равно объездил много мест. У меня даже был специально приспособленный для длительных поездок автомобиль, «дом на колесах», в котором я путешествовал по разным местам»

МОЛОДЦЫ!!!!! ХЛОПАЕМ!!!!

Учитель В 1889 году мать отправила Михаила Пришвина  в Тюмень, к своему брату – владельцу судостроительного завода, купцу И.Игнатову, где Пришвин закончил обучение в Тюменском реальном училище.

В Тюмени Пришвин прожил около четырех лет. Наблюдательный юноша сохранил в памяти обычаи, своеобразный говор сибиряков и оставил впоследствии живые и яркие воспоминания о старинном купеческом городе.  Учитель

Мы составили карту путешествий писателя СЛАЙД 8 Орловская губерния (его родина), Ярославская, Костромская губернии. Дальний Восток, Крайний Север. Именем писателя, создавшего «большой образ Родины» назван вулкан на Курильских островах и пик на Кавказе. А на реке Кубре красивую заводь с белыми лилиями называют «омут Пришвина».

Учитель: Любил Михаил Михайлович лес и шёл он туда за открытиями.

 «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался», – писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогут совершать эти открытия рассказы Михаила Михайловича Пришвина! Ребята, о чем и о ком писал Пришвин? (Он писал о зверятах, о растениях, о птицах). О каких конкретно мы с вами сейчас узнаем, отгадав наши загадки.

Поработаем в группе. Слайд 9

1 группа отвечает на 1 загадку и получает жетон, если не отвечает право голоса переходит ко второй команде.

Работа в группе

Загадки о природе

Зимой спит, летом ульи ворошит (Медведь)

Сама холодная, а людей жжет (Крапива)

Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (Ромашки)

Днем молчит, ночью кричит (Филин)

Вьется веревка, на конце головка (Змея)

Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл (Ёж)

Учитель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

Привал, немного отдохнем

ФИЗМИНУТКА

 А сейчас я предлагаю вам прослушать аудиорассказ  Михаила Пришвина «Ёж». Смотрите внимательно, потому что потом вам предстоит ответить на вопросы викторины.

Видеосюжет «Рассказ М.Пришвина «Ёж»

Викторина по рассказу М.Пришвина «Ёж»

  1. Где встретил автор ежа?
  1. На берегу озера
  2. На берегу ручья (правильный ответ)
  3. Около дороги
  4. Около дома

 

  1. Куда откатил рассказчик ежа ?
  1. В шляпу (правильный ответ)
  2. В сумку
  3. В корзину
  4. В шапку

3.Что напоминала лампа ёжику в доме хозяина?

  1. Луну (правильный ответ)
  2. Солнце
  3. Одинокую звезду
  4. Фонарик в ночном парке

4.Чем представлялись ежу ноги хозяина во время ночной прогулки?

  1. Стволами деревьев (правильный ответ)
  2. Столбами
  3. Ногами медведя
  4. Ногами охотника
  1. Зачем ёжику понадобилась газета?
  1. Для гнезда (правильный ответ)
  2. Вместо игрушки
  3. Чтобы кушать
  4. Для чтения
  1. Что случилось с ёжиком дальше?
  1. Хозяин подарил ёжика другу
  2. Ёжик остался у хозяина жить (правильный ответ)
  3. Ёжик убежал в лес

 

МОЛОДЦЫ!!!!

 

Учитель: Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей.  В своих произведениях Пришвин очень точно описывает и самих животных, и их поведение, и повадки зверей, и явления природы. Читая его рассказы, становится очевидным, что писатель живёт природой, дружит с ней, разговаривает, делится с ней своими тайнами, и природа отвечает ему тем же. 

Учитель

Что даёт лес  человеку? (Лес очищает воздух от пыли)

Верно, поэтому там, где лес, всегда чистый воздух. Лес нужно беречь, ведь недаром лес называют «легкими нашей планеты. Также не надо забывать, что лес является домом для животных, грибов, ягод, лекарственных растений. 

Лес с древних времен одевает, кормит, обувает.

 

Поэтому мы уже сейчас должны думать, как сохранить лес. 

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Слушайте внимательно: если так поступать правильно, говорим «да», если так поступать плохо – «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду (нет)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

 

Молодцы, ребята, вы знаете правила поведения в лесу, и надеюсь, никогда не навредите природе!

Ученик 4: 

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Рефлексия

Наше путешествие подходит к концу.

Встаньте все, давайте произнесем заклинание, которое нам поможет вернуться с прогулки по лесу.

 

Нужно нам закрыть глаза, 

Сделать два больших прыжка, 

Руки вытянуть вперёд, 

А затем наоборот. 

Как листочки покружиться,

Чтоб за партой очутиться.

Вот так чудо из чудес: 

Мы попали снова в класс!  

 

Пришло время подсчитать жетоны и выяснить, кто из вас является настоящим другом природы. 

 Вы все большие молодцы и настоящие друзья природы.

 Ребята! Берегите природу, не обижайте животных и птиц, всегда соблюдайте правила поведения в природе и подсказывайте их другим. Давайте будем стремиться, чтобы нас любили звери и птицы и доверяли нам, как доверяли М. Пришвину. В память о занятии вам остается старичок лесовичок.

Будем беречь природу

 Спасибо за активность на занятии.

 

Конспект внеурочного занятия на тему “Будь другом цветку, дереву, человеку.” по М.М. Пришвину.
Пролистать наверх