Автор: Липина Вера Владимировна

учитель начальных классов МБОУ «Белоярская СОШ №14» п. Гагарский

Литературное чтение. 4 класс. Урок повторения и систематизации знаний по разделу «Жить по совести, любя друг друга» (с презентацией).

СПРАВЕДЛИВЫЕ           

 «Трудно быть человеком»  Сухомлинский 

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.

Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

– Трудно быть человеком… – подумал он.

 

Задания к тексту 

  1. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль

текста. ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь

использовать сочетания слов или предложения из текста 

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои

одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

«Синие листья» Осеева 

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

—  Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

 

Задания к тексту 

  1. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль

текста. ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь

использовать сочетания слов или предложения из текста 

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои

одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литературное чтение. 4 класс. Урок повторения и обобщения по разделу «Жить по совести, любя друг друга» (Перспектива)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок проходит в форме игры: командные соревнования.

Класс делится на две команды: «Справедливые» и «Ответственные». Деление на команды можно провести с помощью стикеров, на которых написаны буквы С (Справедливые) и О (Ответственные). Стикеры прикрепляются к классной доске так, чтобы буквы не были видны детям. 

На время урока парты объединяются для двух команд — два больших стола. Команды садятся за свои столы.

Ученики повторяют правила работы в команде:

— обсуждение ответов проводить в полголоса;

— выслушивать каждый предложенный вариант ответа и совместно выбрать один из вариантов для ответа;

— выбрать того, кто будет выступать с ответом;

— соблюдать очерёдности ответа командами: если во время обсуждения задания командой соперников, ваша команда знает правильный ответ и громко его выкрикивает, то соперники могут ответить вашим ответом;

— за не соблюдение дисциплины (крик, шум) — снимаются штрафные очки.

Подведение итогов:

Во время проведения игры баллы, набранные командами, записываются учителем на доске (за каждый правильный ответ — 1 балл). По окончанию игры, баллы подсчитываются. 

 

Поощрение победителей:

Участники команды, занявшей 1-ое место, получают за урок отметки «5». 

 Участники команды, занявшей 2-ое место, получают за урок отметки «4». 

 

Цель урока: повторить изученное по разделу «Жить по совести, любя друг друга»  и подготовиться к контрольной работе.