автор: Личиева Динара Вахаевна
Воспитатель МАДОУ “Колокольчик”, г. Когалым
Экологическое воспитание младших дошкольников
Экологическое воспитание младших дошкольников
Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
И начинать экологическое воспитание дошкольников можно уже в младшей группе. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. И тогда рядом оказывается педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, и дети хотят узнать еще больше. Успех экологического воспитания малышей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ним:
- мягкое, доброжелательное общение;
- медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- осознанное стремление воспитателя стать образцом для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка).
В примерной федеральной образовательной программе дошкольного образования по экологическому воспитанию поставлены задачи для детей 3-4 лет: расширять представления детей о многообразии и особенностях растений, животных ближайшего окружения, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.
К четырем годам ребенок:
- имеет представление о разнообразных животных и растениях ближайшего окружения, особенностях внешнего вида, поведения, может их назвать и отличить, группировать по признакам;
- может выделить свойства некоторых объектов неживой природы;
- наблюдает за явлениями природы, знает, как они называются;
- отличает времена года по ярким признакам;
- может рассказать, что делает человек в разные сезоны года;
- имеет представление о том, как вести себя по отношению к живым объектам природы.
В работе по экологическому воспитанию детей в нашем детском саду используются различные методы и приёмы.
Экологическое воспитание происходит через совместную образовательную деятельность по ознакомлению дошкольников с природой, даёт возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.
И конечно, основным методом является наблюдение. Самое светлое место в нашей групповой комнате отведено для выращивания зеленого лука, петрушки, укропа. Воспитатели вместе с детьми ведут дневник наблюдения за развитием растения. Начиная с ясельной группы, проводится цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе. Ежедневно в группе оформляется дневник наблюдения за погодой, где дети отмечают погоду в течение дня.
На территории нашего детского сада имеются различные деревья и кустарники, где организуются ежедневные наблюдения за природой. В весенний период совместно с родителями разрабатывает план по озеленению игрового участка, совместно с детьми высаживаем цветы в клумбы. Каждое лето на наших клумбах цветут цветы, за которыми ухаживаем и любуемся их красотой.
Сейчас очень актуальна проектная деятельность. Она объединяет в себя деятельность детей, педагогов, и родителей, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем в этой области.
В нашей группе разработан и реализован детско-взрослый проект «Юные друзья природы». Цель проекта: создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирование у них экологической культуры. В ходе реализации проекта использовались различные формы работы: дидактические, подвижные, пальчиковые и сюжетно-ролевые игры; продуктивная и театрализованная деятельность; чтение художественной литературы.
Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе,
Таким образом, именно последовательная работа детского сада и родителей поможет воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, к людям, окружающему миру, что составляет экологическую культуру.
Список используемой литературы:
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. – 2-е изд., испр.-М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.- 104 с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.- 64 с.
- Примерная Федеральная образовательная программа.