автор:
Лотова Кристина Александровна
Учитель изобразительного искусства МАОУ Новоселезнёвская СОШ
Черноскутова Наталья Петровна
Учитель математики МАОУ Новоселезнёвская СОШ
Интегрированный открытый урок математики и изобразительного искусства “Пропорция”
МАОУ Новоселезневская СОШ
Интегрированный открытый урок
математики и изобразительного искусства
Учитель математики: Черноскутова Н.П.,
Учитель изобразительного искусства: Лотова К.А.
Класс: 6
Учебники: Математика 6 класс.: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Швацбурд – 31-е издание – М.: Мнемозина,2013г., Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: Л.А. Неменская. под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2013г.
Тема: «Пропорции»
Тип урока: урок систематизации знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме: «Пропорция».
Задачи урока:
- Образовательные: продолжить работу над формированием таких математических умений, как находить неизвестный член пропорции, решение задач; создать условия самоконтроля и взаимоконтроля.
- Развивающие: создание условий для радостного, ненапряженного развивающего обучения и воспитания активной саморазвивающейся личности, научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы.
- Формировать умение использовать выразительные возможности художественных материалов для изображения портрета и передачи его характера.
- Воспитательные: воспитание у учащихся аккуратности, вычислительной культуры, умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение слушать друг друга.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, навыки работы с учебником, дополнительной литературой;уметь работать с информацией, представленной в виде изображения; сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр «портрет»).
Предметные результаты: формулировать основное свойство пропорции, называть крайние, средние члены пропорции, находить неизвестные члены пропорции, применять правила умножения обыкновенных дробей и смешанных чисел; формировать знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; научить определять понятия «конструкция», «пропорции».
Оборудование: карточки с заданиями, таблицами, иллюстрациями, сигнальные карточки, маршрутные оценочные листы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ресурсы: компьютерная презентация, мультфильм «Человечка нарисовал я».
Структура урока.
1.Организационный момент (1мин)
- Самоопределение (1 мин)
- Актуализация знаний. Постановка учебной задачи, целей урока (3 мин).
4.Станция «Снежный бой» устный счёт (8 мин)
5.Станция «Подъем и спуск» (8 мин)
- Станция «Привал» – физкультминутка (2 мин)
- Станция «Поздравление деда Мороза» – самостоятельная работа решение теста. (10мин)
- Станция «Математический диктант» – (6 мин)
- Станция «Переправа» – задача на смекалку (3 мин)
- Станция «Художественная». Изучение нового материала по изобразительному искусству (13 мин).
- Физкультминутка (2 мин).
- Практикум (25 мин).
- Итог урока. (3 мин)
- Рефлексия. (5 мин).
Ход урока
- Организационный момент
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Книжки, ручки и тетрадки
На столе лежат в порядке!
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
2.Актуализация знаний учащихся:
Мотивация деятельности учащихся:
Учитель:
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова философа Аврелия Августина: «Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте – ничто, кроме форм, в формах – ничто, кроме пропорций, в пропорциях – ничто, кроме числа». Как вы считаете почему?
Сегодня на нашем уроке мы продолжим увлекательное путешествие в страну…
(дети отвечают) Пропорция
Учитель: правильно ребята «Пропорция», а какой багаж мы уже накопили и что нам нужно взять с собой? И что вы ожидаете от этого путешествия? (ученики: ставят перед собой цели).
Учитель:
– Сегодня мы продолжим работу над формированием умений правильно читать пропорции и называть их члены, находить неизвестный член пропорции, для этого мы, конечно, должны знать основное свойство пропорции, а для решения применять правила действия с десятичными и обыкновенными дробями, смешанными числами, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания.
– У каждого на столе лежит маршрутный оценочный лист, в который вы должны заносить свои достижения посещая ту или станцию, по критериям, указанным в листах. По окончании путешествия вы каждый сможете оценить свои возможности. В добрый путь! (запись структуры урока на доске)
– Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока «Пропорция».
3.Первая станция – «Снежный бой» (устный счет. В красочной коробке у учителя заготовлены бумажные снежки с вопросами. Первый снежок ученик вытягивает из коробки, отвечает на вопрос, затем вытаскивает следующий снежок и адресует любому учащемуся класса и т.д. В итоге у каждого ученика на столе должен лежать снежный комочек).
Вопросы:
- Что называют отношением двух чисел? (Частное двух чисел называют отношением)
- Что называется пропорцией? (Равенство двух отношений называют пропорцией).
- Сформулируйте основное свойство пропорции. (Произведение крайних членов верной пропорции равно произведению средних членов).
- Как найти неизвестный средний член пропорции? (Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, надо произведение ее крайних членов разделить на известный средний член.)
- Как найти неизвестный крайний член пропорции? (Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, надо произведение ее средних членов разделить на известный крайний член.)
- Останется ли пропорция верной, если поменять местами какой-нибудь средний ее член с одним из крайних? (нет)
- Останется ли пропорция верной, если оба средних члена поменять местами с крайними членами (да)
- Останется ли пропорция верной, если поменять местами средние члены пропорции? (да)
- Останется ли пропорция верной, если поменять местами крайние члены пропорции? (да)
- Как называются числа х и у в пропорции х:а = в:у (запись на доске… крайние члены)
- Как называются числа а и вв пропорции х:а = в:у (запись на доске .. средние члены)
Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.
Вторая станция – «Подъем и спуск»
Решение уравнений. Основное свойство пропорции.
Решить уравнения № 763 (ж, з).
Первое уравнение
ж)- решает у доски уравнение один ученик, остальные на местах (ответы сверяют с доской),
д) – работа в парах проговаривая какие правила используем при решении данного уравнения (ответ сверяют с ключом).
Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.
Третья станция – «Привал».
Учитель: Пора немного отдохнуть!
Физкультурная минутка:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – локти шире.
Пять – локтями помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Учитель:
– Ребята!!!!! Какой праздник мы недавно праздновали (новый год).
Какой же новый год без поздравления от деда Мороза? Но чтобы его прочесть нужно решить тест.
Четвертая станция – «Пожелание деда Мороза»
В – 1Тест по теме «Пропорция»
Выберите один верный ответ: |
В – 2 Тест по теме «Пропорция»
Выберите один верный ответ: |
|
1. Отношением двух чисел называют: а) произведение этих чисел; с) частное этих чисел. 2. В пропорции a:b=c:d числа b и с называют ч) средними членами пропорции; п) крайними членами пропорции. 3. Верна ли пропорция 2,4:6=1,6:4 а) да б) нет 4. Неизвестный член a в пропорции 24:а=15:5равен н) 1; с) 8; п) 49; р) свой ответ 5. Найдите произведение средних членов пропорции 2,4 : 20 = 0,24 : 2. т) 4,8 с) 5,4 м) 48 6. Из данных пропорций выберите верную: а) 36: 2 = 64 : 3 ; б)15 : 8 = 13 : 6; ь) 17 : 2 = 34 : 4; г) 22 : 5 = 81 : 4. 7. Найдите произведение крайних членов пропорции: 4,8:8= 1,2:2 т) 0,3 р) 4 я) 9,6 |
1. Отношение показывает: в) во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое составляет от второго; т) насколько первое число больше второго или какую часть второе составляет от первого. 2. Какое из равенств является пропорцией: д) 2/9 = 3 /8; е) 2/9 = 4/18; 3. Верна ли пропорция 2,5:5=1,5:2 а) да з) нет 4. Неизвестный член a в пропорции 36:а=90:15 равен е) 6; е) 20 ж) 0,5 з) свой ответ 5.Найдите произведение средних членов пропорции 2,1 : 7 = 1,5 : 0,5. н) 10,5 с) 5,4 м) 48 6. Из данных пропорций выберите верную: а) 36: 2 = 64 : 3 ; б)15 : 8 = 13 : 6; ь) 19 : 2 = 38 : 4; г) 22 : 5 = 81 : 4. 7. Найдите произведение крайних членов пропорции: 4,8: 4= 2,4 :2 т) 0,3 р) 4 я) 9,6 |
|
счастья | везенья |
Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.
– А теперь давайте обратимся к схеме Микеланджело «Пропорции фигуры человека». Вся фигура разделена на равные части, а значит мы можем рассматривать отношение разных частей тела между собой.
Составим пропорцию (один ученик у доски):
Длина кисти руки так относится к длине ноги, как голова относится к туловищу (1 : 4 = 1 : 8);
Верна ли эта пропорция? (нет)
Пятая станция – «Математический диктант»
- Запишите пропорцию: длина ноги так относится к длине туловища, как длина ноги от колена до ступни к длине ноги. (4 : 8 = 2 : 4)
- Запишите пропорцию: Отношение высоты головы к длине туловища равно отношению длины руки к длине туловища. (1 : 8 = 4 : 8)
- Запишите средние члены пропорции: 1 (8, 2)
- Запишите крайние члены пропорции: 2 (1, 8)
- Верна ли пропорция в п.1 (да)
- Верна ли пропорция в п.2 (нет)
А теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадями – проверим правильность выполнения задания: за правильный ответ на полях ставим 1, за неправильный – 0 баллов.
Критерии:
«+» понятно, могу выполнить и объяснить
«?» понимаю, но объяснить не могу
«-» не понятно, не умею.
Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.
Учитель: Сегодня на уроке мы очень много работали с пропорциями. А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, только ли о пропорциях в нем идет речь? (нет, еще и о красоте) А кто вокруг нас создает красоту? (природа, скульпторы, архитекторы и художники). Прежде чем перейти на станцию «Художественную», мы с Кристиной Александровной предлагаем Вам посмотреть фрагмент мультфильма об одном художнике.
Просмотр мультфильма, обсуждение, постановка проблемы. 3 мин.
Изучение нового материала.5 мин.
– Что же сделал не так школьник в мультфильме «Человечка нарисовал я».?
– Какой жанр изобразительно искусства представлен?
Слайд 2
Что называется портретом?
– Предлагаю вам полюбоваться картинами художников Василия Андреевича Тропинина «Портрет сына» и Жана-Луи Вуаль «Портрет девочки в шляпе». Эти работы значительно отличаются от изображения человечка в мультфильме.
– А что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет и чтобы не получился такой результат как в мультфильме?
– Предположите тему урока.
Слайд 3.
Тема урока: “Конструкция головы человека и её основные пропорции”.
Слайд 4.
На уроке мы узнаем:
– Что такое конструкция и пропорции головы человека.
– Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот.
– Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека.
На уроке мы выполним изображение лица человека, используя пропорции.
Экспликация.7 мин.
– Для того, чтобы узнать, что такое пропорции и конструкция в искусстве, предлагаю выполнить задания в парах.
Школьникам предложено найти в дополнительном раздаточном материале информацию.
Слайд 5.
1.Прочитайте определения слова «Конструкция», «пропорция» в Толковом словаре русского языка и в Словаре Ожегова.
Слайд 6.
– Что такое конструкция?
– Что такое пропорция?
Слайд 7.
- Ознакомьтесь с материалом в рабочих листах №2:
– Что такое пропорции в искусстве?
Попробуем взглянуть математическим взглядом на искусство. Какие отношения частей тела друг к другу нам известны.
Аналогично и остальные части тела обладают свойственными им гармоничными пропорциями. Так, древние скульпторы считались с правилом, по которому длина тела от кончиков ног до макушки соответствует длине раскинутых рук. Поэтому распростертая фигура напоминает знак Х.
- Ознакомьтесь с дополнительной информацией, имеющейся в рабочих листах №3.
– На сколько частей можно разделить голову и лицо человека?
– Какое расстояние между глазами?
– На каком уровне рисуются уши?
Физкультминутка. 2 мин.
Слайд 8.
- Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
- Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
- Исходное положение – стоя. «Замочек» – вести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.
Практикум.25 мин.
Слайд 9.
Давайте поучимся изображать правильно человека и отображать в портрете не только пропорции, но и его индивидуальные особенности, передавать характер и настроение.
Ребята, если вы посмотрите друг на друга, то увидите, что у всех на лице есть рот, нос, два глаза, над ними брови, лоб, волосы. Но, тем не менее, все совершенно разные. Почему? Да потому, что все не похожи друг на друга – у всех разные формы и размеры глаз, губ, носов.
Слайд 10.
На прошлом уроке вы узнали, что такое, автопортрет. А сегодня каждому из Вас предстоит его выполнить.
Учитель инструктирует по заданию.
Консультирует во время выполнения задания.
– Продемонстрируйте свои работы!
К.А.: По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только благодаря точным математическим расчётам, пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.
Итог урока. Информация о домашнем задании.2 мин.
Учитель даёт инструктаж по выполнению домашнего задания:
Прежде чем приступить к рисованию портрета с передачей характерных черт человека, попробуйте выполнить дома следующее задание:
- Написать сочинение-описание картины (подробно описать черты лица и настроение персонажа): 1 вариант – Василий Тропинин «Портрет сына», 2 вариант – Жан – Луи Вуаль «Портрет девочки в шляпе».
- В тетрадях по математике составить верные пропорции, используя данные упражнения 765 из учебника «математика».
Рефлексия. 5 мин.
Н.П.: Путешествуя по станциям, мы наглядно убедились, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях. Математика не только царица наук, но и основа искусств.
Рефлексия (мишень):
К.А. Мы предлагаем Вам подвести итог нашей работы на заключительной станции с использованием вот такой мишени, где самое точное попадание – это «пятёрка», обозначающая наивысшую отметку, а более низкие очки мишени – это то, над чем предстоит поработать. У нас есть «пульки», которыми вам необходимо попасть в нужную Вам цифру одного из 4-х понравившихся полей:
1-Было интересно, 2-активно участвовал, 3-узнал новое, 4-насолько Вам стала понятна взаимосвязь математики и искусства.
К.А.: Мы желаем вам творческих успехов, и чтобы все в вашей жизни было гармонично.
Н.П.: Всем спасибо за работу! Можете быть свободны!
«Путь умным будет ум у вас, а сердце добрым будет».