автор: Лоцманенкова Иринья Борисовна
Учитель начальных классов
ФМАОУ «СШ 1 им. М. Аверина» в с. Едрово
ДООП «Лепка из солёного теста»
Филиал муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя школа №1 им. М. Аверина» в с. Едрово
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лепка из солёного теста»
Художественной направленности
Возраст обучающихся 7-9 лет
Срок реализации 2 года
Уровень базовый
Автор – составитель:
Лоцманенкова И. Б.
Учитель начальных классов
Филиала МАОУ «СШ №1 им. М. Аверина» в с. Едрово
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка из соленого теста» (далее программа) разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Минпросвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. № 196);
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Минпросвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019г. №467);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи”;
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Устав МАОУ «СШ №1 им.М.Аверина».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка из соленого теста» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения. Содержание данной программы направлено на освоение обучающимися искусства тестопластики – одного из видов декоративно- прикладного искусства, формирующего художественный вкус, создающего эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач на современном этапе. Одним из эффективных и наиболее востребованных средств её решения в младшем школьном возрасте является лепка. Наряду с традиционными материалами, используемыми в данном виде творчества (пластилином и глиной), сегодня все более популярным становится солёное тесто, экологически чистый материал, по своим свойствам обладающий особой живой энергетикой, мягкостью и упругостью. Данный вид деятельности представляет безграничные возможности для развития творчества детей. Благодаря работе с солёным тестом ребенок чувствует себя создателем, испытывает удовлетворение, гордость и массу положительных эмоций за свои достижения. Поскольку лепка связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка, то она является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия.
Педагогическая целесообразность программы
Обучение по программе обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно- трудовое, физическое). Работа над лепным орнаментом положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, делает более чувствительными кончики пальцев, синхронизирует работу обеих рук, т.е. повышает сенсорную чувствительность; способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Обучение по данной программе способствует формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Как всякое искусство, занятие данным видом деятельности воспитывает чуткое отношение к прекрасному, совершенствует наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, необходимые в любой сфере жизнедеятельности.
Новизна программы заключается в том, что программа «Лепка из соленого теста» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. Все обучение по программе строится с позиций деятельностного похода. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является её нацеленность на общее художественное и эстетическое развитие ребёнка, использование методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих формированию и поддержанию у младших школьников мотивации к творчеству; отсутствие слова «нельзя»: дети могут лепить различные изделия из солёного теста и даже придумывать свою необычную технику. Это позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, независимо от своих способностей ощущать себя волшебником, творцом, художником.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка из соленного теста» является модифицированной и составлена на основе материала: Маслова Н.В. Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. – М.: «Астрель», 2008; Кискальт И. Соленое тесто: Увлекательное моделирование /пер. с нем. Чекмаева О. – М.: «Профиздат», 2007; Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста. – М.: «Эксмо», 2007.
Цель программы: формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей и проектного мышления обучающегося посредством изготовления изделий из солёного теста.
Задачи:
Обучающие:
обучить основам изготовления классического и цветного солёного теста;
обучить основным приемам работы с соленым тестом;
обучить основным приемам работы со стеками;
обучить основным приемам работы с различными художественными
материалами и красками;
обучить основам цветоведения.
Развивающие:
способствовать развитию творческих способностей;
развивать ассоциативное, образное и логическое мышление;
Воспитательные:
воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели;
воспитывать умение работать в коллективе, организовывать творческое
общение в процессе обучения.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 76 часов.
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет. Количество детей в группе – от 5 до 25.
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Темы | № занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Вводное занятие | |||||
1 | Введение в образовательную программу «Лепка из солёного теста». Инструктаж по ТБ. | 1-2 | 2 | 2 | – |
Раздел 2. Технология работы с солёным тестом. | |||||
2 | Особенности работы с солёным тестом | 3-4 | 2 | 1 | 1 |
3 | Плоские и объёмные поделки из солёного теста | 5-6 | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Основные этапы изготовления поделок из солёного теста | 7-8 | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Основы цветоведения | 9-10 | 2 | 1 | 1 |
Раздел 3. Плоские поделки из солёного теста | |||||
6 | Праздничное чаепитие | 11-14 | 4 | 0,5 | 3,5 |
7 | Панно «Рябиновая гроздь» | 15-18 | 4 | 0,5 | 3,5 |
8 | Подводный мир | 19-22 | 4 | 0,5 | 3,5 |
9 | Золотой петушок | 23-26 | 4 | 0,5 | 3,5 |
10 | Новогодняя фантазия | 27-30 | 4 | 0,5 | 3,5 |
11 | Подарки своими руками | 31-32 | 2 | – | 2 |
12 | В гостях у сказки «Теремок» | 33-42 | 10 | 0,5 | 9,5 |
13 | Подарок папе. Открытка | 43-46 | 4 | 0,5 | 3,5 |
14 | Подарок маме. Кулон | 47-50 | 4 | 0,5 | 3,5 |
Раздел 4. Объёмные поделки из солёного теста | |||||
15 | Букет роз | 51-56 | 6 | 1 | 5 |
16 | Пасхальные подарки | 57- 63 | 7 | 1 | 6 |
17 | Корзина с полевыми цветами | 64- 71 | 8 | 1 | 7 |
18 | Экскурсии | 72-75 | 4 | – | 4 |
19 | Итоговое занятие | 76 | 1 | – | 1 |
Всего | 76 | 12 | 64 |
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Занятие 1-2 Водное занятие
Теория. Виды декоративно-прикладного искусства. Творческий процесс создания предметов декоративно-прикладного творчества.
Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с материалами и инструментами, необходимыми для основных и отделочных работ. Знакомство с основами санитарии и гигиены. Культура труда, организация рабочего места. Изучение правил предупреждения травм рук, глаз.
Раздел 2. Технология работы с солёным тестом
Тема 2. Занятие 3-4. Особенности работы с солёным тестом
Теория. Виды и назначение соленого теста. Свойства солёного теста. Основные рецепты приготовления классического солёного теста. Цветное соленое тесто. Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста. Полезные советы по работе с солёным тесто.
Практика. Замес цветного солёного теста до пластического состояния с использованием пищевых красителей, гуаши и акварели. Выполнение простых изделий из солёного цветного теста.
Тема 3. Занятие 5-6. Плоские и объемные поделки из соленого теста
Теория. Понятие о плоской и объёмной композиции. Техника изготовления плоской и объёмной композиции. Основные элементы формообразования в лепке. Приёмы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание. Способы лепки: конструктивный,
пластический. Изготовление поделок на основе базовых элементов.
Практика. Деление теста на части, соединение деталей. Лепка геометрических фигур из цветного теста (круг, цилиндр, конус). Изделие «Гусеница».
Тема 4. Занятие 7-8. Основные этапы изготовления поделок из солёного теста
Теория. Приготовление классического солёного теста. Лепка изделия.
Способы оформления изделий дополнительными деталями из подручных материалов (бусины, пуговицы, нитки, кусочки ткани) и с использованием природного материала (гвоздика, чёрный перец-горошек, сухоцветы, пёрышки и т.п.).
Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, после лакирования). Способы и время сушки изделий (в духовке электроплиты, в духовке газовой плиты, воздушная сушка, комбинированная сушка). Условия, необходимые для обжига изделий. Температурный режим, меры предосторожности. Технология и последовательность раскрашивания, лакирования и глазурования изделий. Материалы и инструменты, используемые при работе с лаком. Правила техники безопасности при работе с лаком. Средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки).
Практика. Лепка пирамидки из классического теста с последующей сушкой.
Тема 5. Занятие 9-10. Основы цветоведения.
Теория. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Оттенки, насыщенность цвета и контрастность. Понятие «Цветовое решение».
Практика. Раскрашивание высохшей поделки «Пирамидка» гуашью.
Подбор цветового решения.
Раздел 3. Плоские поделки из соленого теста.
Тема 6. Занятие 11-14. Праздничное чаепитие
Теория. Беседа-игра о предметах, используемых для праздничного чаепития: вазы, чашки, блюдца, торт, конфеты, сласти, чайник, самовар. Форма каждого предмета, его строение, пропорции. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Праздничное чаепитие». Правила составления эскиза.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме. Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую форму. Лепка вручную скульптурным способом или вырезание формами для выпечки. Декорирование изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия.
Тема 7. Занятие 15-18. Панно «Рябиновая гроздь»
Теория. Рассматривание иллюстраций и образцов с изображением рябины. Рябина в поэзии и песнях, загадки о рябине. Понятие «композиция». Правила составления эскиза.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме. Лепка листьев, ягод, веток. Сборка композиции. Роспись панно.
Тема 8. Занятие 19- 22. Подводный мир
Теория. Беседа-игра о многообразии подводного мира: рыбы, крабы, осьминоги, ракушки, морские коньки. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Подводный мир». Форма каждого предмета, его строение, пропорции.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме. Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую форму. Декорирование изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия.
Тема 9. Занятие 23-26. Золотой петушок
Теория. Чтение и обсуждение сказок, в которых героем является петушок. Просмотр иллюстраций и образцов готовых изделий.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме. Лепка головы, туловища и пышного хвоста. Соединение их с помощью воды. Украшение петушка путем вдавливания в тесто бисера, круп, вилки, пуговиц и т.д. с целью получения оттиска. Высушивание поделки. Роспись петушка.
Тема 10.Занятие 27-30. Новогодняя фантазия
Теория. Беседа-игра о праздновании Нового года. Зимние забавы. Персонажи: Дед Мороз и внучка Снегурочка, снеговик. Украшения на елку. Животные – символы Нового года. Форма каждого предмета, его строение, пропорции.
Практика. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Новогодние фантазии». Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в альбоме. Лепка елочных игрушек, ёлочных украшений. Декорирование изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия. Украшение ёлки.
Тема 11. Занятие 31- 32. Подарки своими руками
Практика. Лепка новогодних подарков (на выбор учащихся); их декоративное оформление по замыслу. Праздник друзей с вручением подарков, сделанных своими руками.
Тема 12. Занятие 33- 42. В гостях у сказки «Теремок»
Теория. Игра «Узнайте сказку». Обсуждение сюжета русской народной сказки «Теремок». Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о характерных особенностях главных героев. Графические рисунки сказочных героев.
Практика. Составление общего эскиза панно. Работа по подгруппам: составление эскиза теремка и сказочных персонажей; лепка теремка и сказочных персонажей (мышки, зайки, лягушки, волка, лисы и медведя). Сушка. Роспись гуашью или акварелью. Сборка панно согласно эскизу из готовых элементов. Декорирование.
Тема 13. Занятие 43-46. Подарок папе. Праздничная открытка
Теория. Беседа о праздновании Дня защитников Отечества, о ценности подарков, сделанных своими руками. Широкое применение в быту изделий из солёного теста как изделий декоративно-прикладного характера (украшение интерьера, подарки, игрушки и т.д.).
Практика. Изготовление праздничной открытки: составление эскиза открытки; лепка деталей; сборка титульного листа открытки из готовых элементов; текст поздравления; декорирование изделия.
Тема 14. Занятие 47-50. Подарок маме. Кулон
Теория. Беседа о праздновании Международного женского дня 8 Марта. История сувениров, требования к современному сувениру. Технология изготовления сувениров и плоских украшений, выполненных с
помощью шаблона.
Практика. Лепка кулонов с орнаментом (конструктивным способом). Декорирование. Праздник для мам, вручение подарков, сделанных своими руками.
Раздел 4. Объёмные поделки из солёного теста.
Тема 15. Занятие 51- 56. Букет роз
Теория. Рассматривание цветов на картинках. Виды цветов (полевые и садовые) и их названия. Строение цветка. Характерные внешние особенности розы; её цвета. Строение цветка. Технология выполнения объемной поделки.
Практика. Составление эскиза в альбоме. Лепка роз: цветов, стеблей, листьев. Сборка. Сушка. Декорирование. Составление букета.
Тема16. Занятие 57-63. Пасхальные подарки
Теория. Беседа об истории возникновения праздника Пасхи. Обычаи и традиции. Пасхальные подарки: корзинки, подставки под яйца, крашенки (расписанные яйца), куличи, цыплята и др.
Практика. Составление эскизов изделий. Лепка подставки под яйца, крашенок и цыплят. Сушка. Декорирование.
Тема 17.Занятие 64- 71. Корзина с полевыми цветами
Теория. Просмотр иллюстраций и образцов различных видов корзинок. Технология изготовления объемной корзинки из солёного теста. Характерные особенности полевых цветов (ромашек и васильков).
Практика. Составление эскиза работы. Лепка корзины и полевых цветов (ромашек и васильков). Сушка. Декорирование. Сборка готовых изделий в композицию.
Тема18. Занятие 72-75. Экскурсии.
Практика. Посещение выставок в музеях.
Тема 19. Итоговое занятие
Практика. Открытое занятие. Викторина. Итоговая выставка
творческих работ. Подведение итогов.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
основные приёмы лепки, технологию выполнения изделия из солёного
теста;
необходимые инструменты и материалы, используемые в работе;
основные приёмы работы со стеками;
композиционные основы построения изделия;
основные сочетания цветов;
технику росписи готовых изделий гуашью и акварелью;
правила безопасной работы во время лепки и отделки изделий;
обучающиеся будут уметь:
готовить тесто для лепки (классическое и цветное);
изготавливать отдельные детали, соединять их в готовое изделие;
создавать плоские и объёмные сюжетные композиции
(индивидуальные и коллективные);
сушить изделие, проводить окончательную отделку;
гармонично сочетать цвета;
организовывать свое рабочее место;
у обучающихся будут развиваться:
коммуникативные навыки;
усидчивость;
самодисциплина.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график реализации программы составлен на основе учебного плана работы ФМАОУ «СШ №1 им.М.Аверина» в с.Едрово на конкретный учебный год. Учебный год начинается с 1 сентября. Заканчивается 31 мая. Количество учебных недель – 38. 1 полугодие – 18 недель. 2 полугодие – 20 недель
Условия реализации программы
Особенности работы по программе
Занятия строятся таким образом, что сначала даётся теоретический материал по данной теме, который затем ложится в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранному художественному слову и наглядному материалу создаётся настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
При выполнении практических работ обучающиеся, кроме освоения технологических приёмов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. В процессе творческой деятельности ребёнок постоянно сравнивает, сопоставляет разные элементы и детали, подмечает общее, что объединяет их, и индивидуальное, что разобщает.
Тематика занятий строится с учётом интересов обучающихся и возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы. При этом обучающий и развивающий смыслы работы сохраняются. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа построена с использованием методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приёмов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый обучающийся, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. Творческое развитие обучающихся осуществляется и через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, через знакомство с традициями народных ремёсел.
В программе предусмотрен цикл творческих работ, приуроченных к праздничному календарю. Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в учебный (тематический) план согласно календарному времени. Программой предусмотрено выполнение художественных поделок как индивидуально, так и коллективно. Коллективные сюжетно-тематические композиции вводятся в программу с целью формирования у учащихся коммуникативных действий: опыта общения и чувства коллективизма.
Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении развивающего пространства образовательной организации, т.е. в интерьере, а также используются в качестве подарков при проведении культурных мероприятий. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности обучающихся играет определяющую роль в их воспитании.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий необходимо:
учебный кабинет, оснащенный столами и стульями для обучающихся, столом педагога, раковиной с горячей и холодной водой, освещением естественным (окна) и искусственным (лампы дневного света), стеллажами для выставки работ детей;
подсобное помещение, оснащенное стеллажами для сушки и хранения работ, шкафами для хранения оборудования, наглядных пособий и расходного материала;
средства обучения: мука, соль, вода, акварель, гуашь, стеки, деревянные скалки, кисти, карандаши, ластики, альбомы для рисования, плотный картон, клей ПВА, палитры, клеенки на парту, стаканы для воды, бумага для просушки работ, наглядные пособия, подручные материалы, используемые для получения рельефа на поделках (медальоны, брошки, бутылочные пробки, рельефные пуговицы, зубочистки, расчески и другие предметы с интересным рельефом);
дидактические материалы: технологические карты, образцы изделий, книги, журналы, видео и др.
Виды контроля.
Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений обучающихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:
предварительный контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений обучающихся на начало обучения по программе;
текущий контроль ведется на каждом занятии в виде педагогического наблюдения за правильностью выполнения эскизов, изделий; успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ вначале самими детьми, затем педагогом;
промежуточный контроль проводится 2 раза в год в форме выставок и защиты творческих работ учащихся; прежде всего учитываются индивидуальные особенности обучающихся, их личный творческий рост. Детям предоставляется возможность сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с работами своих товарищей, проявить «зрительское» умение оценить художественный труд;
итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме викторины, итоговой выставки творческих работ; позволяет выявить изменения образовательного уровня обучающегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.
Формы контроля
Для подведения итогов обучения по программе используются разнообразные формы и средства контроля:
эскизы;
выставки и защита творческих работ;
викторины;
праздники;
выставки и конкурсы по профилю обучения, проводимые
сторонними организациями.
Механизм оценки уровня освоения программы.
Критерии оценки учебных результатов программы указываются в диагностической таблице. При необходимости (выявление нецелесообразности какого-либо критерия), количество и содержательная составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке.
В конце учебного года проводится комплексный анализ достижений учащегося с учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени освоения ребенком программного материала. При аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах.
Работа обучающихся оценивается по уровневой шкале:
высокий уровень (8-10 баллов);
средний уровень (4-7 баллов);
минимальный уровень (1-3 балла).
Выявление результатов развития и воспитания
Способом проверки результатов развития и воспитания являются систематические педагогические наблюдения за учащимися и собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной активности, культуры и мастерства. Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной и эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности.
Способы фиксирования результатов
Отметка уровня достижений детей в диагностической таблице
Записи в журнале учета о результативности участия детей в
выставках и конкурсах разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность).
Видеозаписи занятий, праздничных мероприятий, выставок.
Портфолио обучающихся.
Список литературы для педагога
- Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. – М.: «Астрель», 2001.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Колль М.Э. Глина и тесто /пер. с англ. Ханыковой М.Е. – М.: 2004.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: «Педагогическое общество России», 2000.
- Силаева К., Михайлова А. Солёное тесто. М., «Эксмо», 2004.
- Скребцова Т.О., Данильченко А.А. Солёное тесто. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: «Просвещение», 1984. 19
- Халезова Н.Б. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1986.
- Хананова И. Солёное тесто. – М., «АСТ-пресс», 2008.
- Цирулина Л.Н., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества. – Самара: «Учебная литература», 2011.
- Энциклопедия «Подарки». Москва, «АСТ-пресс», 1999.
- Деревянко Т. Фигурки из солёного теста. М., «АСТ-пресс», 2009.
- Диброва А., Шкваря Ж. Солёное тесто. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012.
Список литературы для обучающихся:
- Альда. Соленое тесто. Ребята – мастерята. – М.: «Росмэн-Пресс», 2008.
- Гусева И. Соленое тесто. – М.: «Мой мир», 2006.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Москва, «Эксмо», 2008.
- Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. – СПб: «Кристалл», 2001.
- Лыкова И.А. Лепим с мамой. – М.: «Литера», 2007.
- Лыкова И.А. Лепим из пластилина, глины, теста. – М.: «Олма медиа групп», 2007.
- Лыкова И.А., Грушина Л.В. Лепка из соленого теста. Подарки. 5-8 лет./ Серия: Шаг за шагом/ – М.: Карапуз – дидактика, «Сфера», 2008.
- Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. /пер. с польск. Прушковской М. – М.: «Мой мир», 2006.
- Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. – М.: «Ниола – Пресс», 2010.
- Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М.: «МСП», 2006.
- Теронимус Т.Я. Я все умею делать сам. Москва, «АСТ-пресс», 2011.
- Чаянова Г. Н. Соленое тесто. Для начинающих. – М.: «Дрофа-Плюс»,