Автор: Лунина Вера Викторовна
педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества» г. Надым
Краеведческая игра «В старину бывало»
Краеведческая игра «В старину бывало»
Тема: Традиции, обычаи, поверья русского народа.
Цели: приобщение подростков к великому наследию традиций прошлого.
Задачи:
– Расширение знаний учащихся о традициях, обрядах, обычаях прошлого;
– формирование умений правильно общаться со старшим поколением; – формирование положительной мотивации на занятия краеведением и историей родного края;
– развитие правильной речи;
– воспитание любви к близким, прошлому, родному краю.
Занятие проходит в форме краеведческой познавательно-игровой программы «В старину бывало».
Реквизит:
– русские народные костюмы: косоворотки, сарафаны, блузки, юбки;
– карточки с пословицами;
– рисунки: конек, глиняный горшок, медвежья голова, петух;
– сундучок со старинными вещами: туесок, плошка, рушник, лапоть, веретено, пяльцы, солонка, ухват;
– бутафорская голова лошади, хомут, повязка (3 комплекта);
– клубок ниток, веретено (3 комплекта);
– скатерть – самобранка (3 комплекта);
– набор карточек с названиями блюд.
В помещении зала, где будет проходить игра, можно использовать старинную или выполненную под старину утварь, различные вышивки, изделия из бересты, домотканые половики, а также репродукции картин русских художников.
Ход занятия
Вед: здравствуйте, наши добрые, верные друзья! Пусть сегодняшняя встреча пройдет в форме веселого соревнования, где вы сможете проявить свою смекалку, начитанность, практические умения и, конечно, чувство юмора. Ведь наша тема – поверья, обычаи, обряды, и праздники русского народа. Наша игра выявит самую лучшую команду знатоков жизни наших предков. Пусть победят самые эрудированные, находчивые и веселые. А соревноваться сегодня будут три команды. За каждый правильный ответ команда получает жетончик или грош. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, получает звание «Знатоки».
Судить наши конкурсы будут:
1.
2.
3.
4.
Большинство наших конкурсов будут посвящены русской крестьянской культуре. И, конечно, главным элементом русской культуры была крестьянская изба. В народе говорят: «Стоит на земле, как крестьянская изба». От самого облика ее веяло надежностью, прочностью, многовековой незыблемостью уклада. Здесь все радовало глаз: вышитые на полотенцах птицы-обереги, росписи дивных цветов на стенах, простенках.
Вопрос 1. Что такое обереги?
Ответ: Обереги – это, как правило, средства профилактические, необходимые для огражденья, охранения, убережения от вероятных неприятностей.
Любил, берёг крестьянин свой дом, уважал и чтил законы своих предков. И подтверждения тому можно найти в устном народном фольклоре: существует множество песен, загадок, пословиц о доме. И наш первый конкурс:
- «ДОМ ВЕСТИ – НЕ ЛАПТИ ПЛЕСТИ»
На карточках написано начало пословицы, вам нужно закончить их.
– «Всяк кулик……………………………свое болото хвалит»
– «В гостях хорошо………………………а дома лучше»
– «Дом без хозяина………………………сиротинка»
– «Без хозяина……………………………и дом сирота»
– «Дома и стены…………………………помогают»
– «Держись друга старого………………а дома нового»
– «Не красна изба углами………………а красна пирогами»
- ДЕДУШКА – ДОМОВОЙ.
Каждый дом на Руси имел своего домового. Именно он, а не глава семьи считался хозяином дома. Он активно участвовал в домашних делах. Ежели, в котором дому домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всем печется и у самого хозяина бороду плетет в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам и ломая все в доме. Крестьяне почитали своих домовых, любили и боялись, старались задобрить подарками. При переезде в новый дом обязательно уговаривали его последовать за собой, и даже каждый год справляли «именины домового» – 10 февраля (в день Ефрема Сирина). В этот день его особо «закармливали», оставляли кашу на загнетке, клали пироги и блины под застрехи.
Застрехи – нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий край крыши.
Загнетка – небольшое углубление в русской печке для скопления жара.
(Команды выполняют три задания. Оценивается: кто больше назовет правильных ответов).
Пока идут конкурсы, бабушка читает стихотворение «Русские имена» Ларисы Васильевой.
Нет, не из шелка, не из ситца,
А из сурова полотна,
Что на хозяйстве пригодится
В России сшиты имена.
Лукаво, ласково, степенно,
Легко сплетается венок:
– Аленка! – Леночка! – Елена!
– Голубоглазенький Ленок!
Чу! – ветер дунул: – Дуня! Дуня! –
А сам юродивый бегом.
Простоволосая колдунья
Идет по лугу босиком.
Как спелый помидор со свеклой
Хозяева соседних гряд –
Румяный Федор с белой Феклой
На лавке рядышком сидят.
А им на встречу зов ненастья
То затихая, то трубя:
– Спасите! Утопилась Настя,
Ивана до смерти любя!
И пашет, пашет, пашет Паша
Лишь пот стекает ручейком.
Не уставая, машет Маша
Ему зеленым рукавом.
Привычно, ясно, смутно, странно
Живут в России имена,
А степь по имени Степана
Однажды степью названа.
№1. У домового много имен. Какие из них вы знаете?
(Домовик, дедушко, соседушко, соседко, доможир, сам, лизун, постень)
№2. Опишите характер домового и его привычки.
(Очень любит чистоту, порядок, оберегает скотину, особенно любит лошадей. Не любит ссор, из еды предпочитает кашу).
№3. Как домовой предупреждает об опасности или различных несчастьях. Какие подает знаки?
(Загремит посудой ночью – осторожно обращайтесь с огнем.
Плачет и охает – к горю, а то и к покойнику.
Скачет, играет, смеется – к радости или свадьбе.
Зашумит у трубы заслонкой – будет суд из-за какого-нибудь дела или обида.
Дергает женщину за волосы – остерегайся жена ссоры с мужем.
Провинившегося может наказать шлепками, щелчками или ночью навалится на грудь и душит.)
- «ЧУР – МОЕ»
Наши предки очень верили в невидимый мир духов. Духи могут быть помощниками, а могут быть врагами, творить разные пакости, приносить болезни, нищету и голод. Злых духов называли «нечистой силой». Кто это?
(черти, бесы, ведьмы и т.д.)
К добрым силам следует отнести бога Чура. Чур связан с миром. Он освещает и защищает право собственности (отсюда: «чур – мое»). По поверью Чур имел больше всех власть над нечестью, он останавливал нечистую силу, считался добрым духом подворья.
Одним из важных способов защиты от нападения недружелюбных духов являлись обереги. К ним можно отнести обручальные кольца, нательные крестики, обычай «посидеть на дорогу», подержаться за пуговицу, троекратное сплевывание через левое плечо, специальные словесные формы обережения (молитвы) и т.д. Оберегали, как бы очерчивали вокруг себя, своей семьи, своего дома невидимый спасительный круг. Обереги брали с собой в путь, прикрепляли над входной дверью и т.д.
Вот вам следующее задание:
Какие средства защиты вы знаете?
– изображение петуха на ставнях – нечистая сила очень боится крика петуха, предвещающего утро, сразу исчезает, как только его услышит;
– конек на крыше – конь у крестьянина был первым помощником, помогал пахать, боронить, возить сено, а если нападал враг, то и на войну шел, и, случалось, выносил с поля боя раненого хозяина, спасая его жизнь;
– глиняные горшки надевали на колья плетня – обожженная глина связана с огнем, очагом;
– радуга в виде дуги – означает союз, мост между матерью-землей и небом, от их дружного согласия зависела жизнь человека и урожай.
- БАБУШКИН СУНДУК
Главное место в крестьянской избе занимает печь, домашняя утварь и предметы домашнего обихода. Перед вами сундучок со старинными вещами, без которых ни в одной крестьянской избе нельзя было обойтись.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
а сам на отдых идет (ухват)
На стене висит, болтается, за него всяк хватается (полотенце, рушник).
Стоит кошка – четыре ножки (скамейка)
Сколько ни мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь (чугун)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)
Идет пароход – то взад, то вперед,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (утюг)
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею (веретено)
Спросить название этих предметов и назначение (Туесок, пяльцы, солонка, самовар, корзина)
- УМЕЛЬЦЫ (для мальчиков)
По заведенному в русской деревне порядку все работы делились на женские и мужские. Мужчины не доили коров, не приносили в избу воду из колодца, не занимались стиркой, приготовлением пищи, мытьем полов. Но вот лошади женщины не касались, уход и работа с лошадью всецело были в руках мужчины. И сейчас мы посмотрим, как мальчики справятся с нашим заданием.
Игра: одень хомут
- ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС
В старину, когда наступали долгие зимние вечера, собирались молодушки и красные девицы, парни молодые, да хозяева пожилые на посиделки и мастерили разные нужные в хозяйстве вещи – себе на пользу, добрым людям на загляденье.
Игра: мотальщицы.
Игра: пряха.
- И Я ТАМ БЫЛ, МЕД-ПИВО ПИЛ
«Красна изба не углами, а пирогами», – говорит хлебосольный русский человек, любящий угостить гостя на славу. «Гости пришли! Все на стол мечи, что есть в печи! – кричит гостеприимный хозяин своей хозяйке. Понятно, что при таких наклонностях предки наши не могли оставить без внимания такую важную статью в хозяйстве, как питье и кушанья. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя столы русские и отличались огромным количеством блюд, большая часть этих блюд были похожи одно на другое, с небольшими различиями.
Задание. Команды получают карточки с названиями блюд старинных и современных: калачи, курник, хворост, сырники, коврижки, хлеб, щи, каша, уха, взвар, утка, кислая капуста, студень, горчица, сбитень, пастила, квас, пиво, кисель, пицца, хачапури, гамбургер, сендвич, голубцы, пудинг, шашлык.
Пока команды выполняют задания, бабушка читает стихотворение «Под праздник, под воскресный день…»
Под праздник, под воскресный день,
Пред тем как на ночь лечь
Старуха жарить принялась,
Варить, тушить и печь.
Стояла осень на дворе,
И ветер дул сырой.
Старик старухе говорит:
«Старуха, дверь закрой».
«Мне только двери закрывать,
Другого дела нет.
По мне пускай она стоит
Открыта сотню лет».
Так без конца между собой
Вели супруги спор,
Пока старик не предложил
Старухе уговор:
– Давай старуха помолчим,
А кто откроет рот,
И первым вымолвит словцо,
Тот двери и запрет.
Проходит час, за ним другой –
Хозяева – молчат.
Давно в печи погас огонь,
В углу часы стучат.
Вот бьют часы двенадцать раз,
А дверь не заперта –
Два незнакомца входят в дом,
А в доме – темнота.
«А ну-ка, – гости говорят, –
Кто в домике живет?»
Молчат старуха и старик,
Воды набрали в рот.
Ночные гости из печи
Берут по пирогу
И потроха, и петуха,
Хозяйка ни гу-гу.
Нашли табак у старика,
Хороший табачок,
Из бочки выпили пивка,
Хозяева – молчок.
Все взяли гости, что могли
И вышли за порог,
Идут двором и говорят:
«Сырой у них пирог!»
А им во след старуха:
«Нет, пирог мой не сырой».
Ей из угла старик в ответ:
«Старуха, дверь закрой».
Подведение итогов, награждение команды победительницы.
Подведение итогов. Непостижимо богатая русская духовная жизнь с ее христианскими праздниками, обычаями, обрядами, приметами, наблюдениями, поверьями стала воскресать для нас и интерес к этому все возрастает. Уверена, что сегодняшняя встреча помогла вам приобщиться к великому наследию, традициям прошлого, к возрождению прекрасных народных обычаев.