Автор: Лупачева Виктория Дмитриевна

учитель музыки МОУ Карасёвская СОШ

Урок «Музыка и война»

Урок музыки на тему: «Музыка и война»

Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

  1. Формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.
  2. Способствовать развитию музыкально — эстетических способностей учащихся: эмоциональной чуткости к миру музыки и поэзии.
  3. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, компьютер для показа презентации по теме урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и цели урока.

(Слайд 1,2)

Эпиграф к уроку: Кто сказал, что надо бросить песню о Войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

В.И. Лебедев–Кумач

III. Вводное слово учеников.

Ученик 1. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась (Слайд №3).

Ученик 2. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни.

Ученик 1. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь.

Ученик 2. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь.

Ученик 1. 

Тогда еще не знали вы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны…

Начало войны(4 слайд).

Звучит песня А. Александрова «Священная война» (слайд 5)

Учитель:

—  Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

Ответы учащихся. (Тяжелое время для страны, страна встает на защиту своих рубежей, ширится патриотическое движение и т.д.).

  1. Вступительное слово учителя.

Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы, тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага

Под эту песню,

Защищая Родину собой.

  1. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне.

А) Гимн сражающегося народа.

Учитель: В первый же день войны В. Лебедев-Кумач написал стихотворение “Священная война”, которое 24 июня было опубликовано одновременно в газетах “Известия” и “Красная Звезда”. Композитор А. Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски советской армии, прочитав его, сочинил музыку. Вскоре три бригады ансамбля, выехавшие на фронт, исполнили ее перед воинами. Так с первых дней войны вместе с красной Армией в бой вступила и советская песня. С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. 

Не случайно песня «Священная война»- это песня воин, пророк, победитель. 

— Почему? Как вы думаете?

 Ответы детей.

Б) Частичный анализ стихотворения В. Лебедева-Кумача «Священная война»

2.Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»: 

Учитель:

 — Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?

—  В чём, по-вашему, патриотизм этого стихотворения? 

3.Исполнение песни «Священная война».

4.Стихотворение К. Симонова «Жди меня» (Слайд №6).

Учитель: 

О чём это стихотворение? 

— Какое слово является основным? Каким настроением проникнуто? Какова роль музыки в этом стихотворении?

5.Поэт – песенник М. Исаковский» (Слайд №7)

1.Сообщение ученика об истории создания песни «Катюша».

Учитель: Трудное, суровое время… И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, женщине. Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. 

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

Знали люди, что война — это пропасть, это гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.

Стихи простые, наивные, но, сколько в них надежды и любви! 

Учитель:  Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность: «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан! Именем Катюша названа самая грозная установка Второй Отечественной войны  (Слайд№8).

Учитель: Каким настроением проникнута песня? (Одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство).

Исполнение песни «Катюша».

  1. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне (слайд 9)

Учитель: 

Песня «День Победы», муз. Тухманова (слайд 10)

Учитель: Какие чувства, на ваш взгляд, в этот момент испытывал каждый советский человек?

VII. Заключительное слово учителя.

Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство».

VIII. Итог урока

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли»

И озвучиваются статистические данные:

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

27 миллионов жизней она унесла. Минута молчания.

Отрывок из стиха Роберта Рождественского — Реквием (читает учитель)

Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!