автор: Лымарь Марина Павловна
педагог дополнительного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования “Центр развития творчества “Созвездие”
Дополнительная общеразвивающая программа “Вдохновение”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВДОХНОВЕНИЕ»
Программа рассчитана на учащихся 7-12 лет
Срок реализации 2 года
Составила: Лымарь Марина Павловна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2019
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вдохновение» художественной направленности.
Программа «Вдохновение» художественной направленности разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242). Программа соответствует Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
Целью программы является приобщение детей через изобразительное и декоративно-прикладное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования у учащихся таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Уровень освоения программы – базовый. Возраст учащихся – 7-12 лет, срок реализации программы – 2 года. Количество часов по программе: 144 часа. В результате реализации программы обучающиеся будут:
Знать:
– основные и дополнительные цвета;
– особенности декоративно-прикладного и народного искусства;
– основы изобразительных техник;
Уметь:
– работать самостоятельно и в коллективе;
– использовать разнообразие выразительных средств;
– соблюдать последовательность в работе;
В учебно-тематическом плане программы предусмотрены следующие основные разделы: «Фильцнадель», «Фелтинг», «Изонить».
Качество освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией учащихся. Формами промежуточной аттестации являются: творческие работы и письменные ответы на вопросы теста. Итоговая аттестация проводится в форме творческих отчетов, защиты индивидуальных проектов, портфолио и др.
- Пояснительная записка
1.1. Введение
В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка. Неотъемлемой частью обучения декоративно-прикладному творчеству является развитие художественного вкуса и эстетического восприятия окружающего мира.
В последнее время заметно повысился интерес к творческому ручному труду. Изделия декоративно-прикладного творчества поражают своей простотой, оригинальностью и красотой. Декоративно-прикладное творчество включает в себя довольно много видов рукоделия это вышивка, аппликация, плетение, лепка, шитье, роспись, также лоскутная техника и т. д. Чаще всего ручной труд становится любимым хобби.
Дополнительная образовательная программа детского объединения «Вдохновение» имеет художественную направленность, и является модифицированной. Программа включает в себя следующие виды деятельности:
- Фелтинг
- Фильцнадель
- Изонить
- Аппликация
Научить детей всему тому, что не раз пригодиться им во взрослой жизни, вызывать интерес к декоративно-прикладному искусству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач образовательного процесса данной программы.
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с базовым уровнем сложности. Данный уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
1.2. Актуальность программы заключается в том, что развитие способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на различных техниках декоративно-прикладного искусства.
Применение натуральных природных материалов при изготовлении творческих работ оказывает благоприятное влияние на умственное развитие ребенка, поскольку именно природа влияет на развитие творческих задатков, на развитие его мышления, способствует гармоничному и полноценному развитию личности ребенка.
Программа позволяет реализовать индивидуальные пути развития ребенка посредством отбора видов работ в зависимости от способностей, наклонностей, потребностей, сформированных ЗУН личности обучающегося. Получить новое качество обучающегося за счет развития общих компетенций.
Реализация программы позволяет создать условия, расширяющие круг заинтересованных и активных субъектов образовательного процесса. Общение родителей, педагога и детей создает благоприятные условия для формирования у обучающихся компетенций, связанных с решением коммуникативных, социальных, практических проблем в жизни.
1.3. Педагогическая целесообразность
Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования у учащихся таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Педагогические задачи – разбудить в каждом ребёнке стремление к самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех учащихся, ведь в учебное объединение принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Предложенные к изучению разделы и темы помогают ребёнку прикоснуться к традициям различных народов, лучше знать и понимать культуру народов Севера.
1.4. Новизна программы
состоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведение, композиции, декоративной стилизации форм, аппликации, а также о красоте природы и человеческих чувств. Также учащиеся знакомятся с русским народным декоративно-прикладным искусством.
1.5. Цель и задачи программы
Цель программы – приобщение детей через декоративно-прикладное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи программы:
Обучающие:
-познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
-научить учащихся владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
-обучить технологиям разных видов рукоделия.
Развивающие:
-развить природные задатки, творческий потенциал каждого учащегося: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус;
-развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
-развить положительные эмоции и волевые качества;
-развить моторику рук, глазомер.
Воспитывающие:
-воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
-воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
В целом, занятия в учебном объединении способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
1.6. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно-прикладного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- учащиеся могут применять различные материалы;
1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста 7-12 лет.
Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей).
Количественный состав учебной группы первого и второго года обучения – 12-15 человек.
1.8. Сроки реализации дополнительной программы и режим занятий
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем учебных часов:
- 1-й и 2 год обучения – 144 часа. Недельная нагрузка 4 часа (два раза в неделю, по 2 часа с переменой 10 минут).
Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 30 мая.
1.9. Формы занятий
- Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей учащихся (особенно 1-го года обучения).
- Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
- Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
- Занятие – викторина – викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, сведений. Вопросы могут быть розданы заранее или содержаться в тайне. Вариант: дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.
- Занятия – фантазия – Дети садятся в кружок, педагог начинает. А затем дети продолжают придумывать сказку на любую (познавательную) тему. Дети получают материалы, выполняют творческие работы.
- Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе материалов и использовании различных техник.
Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
- Занятие – рисунки – сочинения – сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным творческим работам.
- Занятие – эксперимент – дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.
- Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
- Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
- Интегрированное занятие – занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.
- Комбинированное занятие – в процессе проведения занятия сочетается несколько видов детской деятельности (игровая, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика музыкального воспитания и т.д.).
- Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Место проведения – учебный кабинет. Время проведения – в свободное от школьных занятий время. Учебный год начинается 10 сентября, и заканчивается 30 мая
1.10. Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать:
- Основные инструменты и приспособления;
- особенности декоративно-прикладного и народного искусства;
- различные техники работы с материалами;
- технологии различных видов рукоделия.
уметь:
- подбирать основу будущей игрушки;
- валять простейшие формы;
- правильно использовать материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:
- пропорции плоскостных и объёмных предметов;
- последовательность изготовления плоских и объемных игрушек;
-
- технологическую последовательность изготовления картин мокрым и сухим способом;
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- использовать разнообразие выразительных средств.
Конечным результатом обучения является:
– умение применять полученные знания для украшения дома, в быту;
– самостоятельно доводить работу до конца.
1.11.Качество освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией учащихся.:
– Текущий контроль – определяет степень усвоения материала посредством наблюдения за учащимися во время выполнения творческих, самостоятельных заданий во время учебного процесса, конкурсах, выставках, мероприятиях, уровень качества ЗУН. Проведение анкетирования, устных бесед, тестов, опросов, самостоятельной работы;
– Промежуточная аттестация-это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
– Итоговый контроль представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися образовательной программы в полном объеме и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки учащихся.
Формами промежуточной аттестации являются:
– письменная проверка- письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, практические, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста и другое;
– устная проверка- устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на тесты, беседы, собеседования и другое;
– комбинированная проверка- сочетание письменных и устных форм проверок.
Итоговая аттестация проводится в форме творческих отчетов, защиты индивидуальных проектов, портфолио и др.
Критерии оценки результативности не должны противоречить следующим показателям: высокий уровень- качественное освоение учащимся более 80% содержания образовательной программы; средний уровень- качественное освоение учащимся от 50% до 80% содержания образовательной программы; низкий уровень- качественное освоение учащимся менее 50% содержания образовательной программы.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Разделы программы | Количество часов | |
1год | 2год | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 |
2 | Фильцнадель | 46 | 46 |
3 | Фелтинг | 52 | 52 |
4 | Изонить | 18 | 18 |
5 | Свободное творчество | 20 | 20 |
6 | Диагностика | 4 | 4 |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 |
Всего часов: | 144 | 144 |
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
144 часа (4 часа в неделю)
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
Теоре-ие (час) | Практи-ие (час) | ||||
1 | Введение, знакомство Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | – | Анкетирование |
2 | Фильцнадель | 46 | 23 | 23 | Наблюдение |
3 | Фелтинг | 52 | 26 | 26 | Выставка, анализ работ |
4 | Изонить | 18 | 9 | 9 | Наблюдение, анализ работ, мини выставки |
5 | Свободное творчество | 20 | 4 | 16 | Наблюдение, анализ работ, мини выставки |
6 | Диагностика | 4 | 2 | 2 | Тестирование |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | – | Анализ работ, выставка |
144 | 68 | 76 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Введение(2 часа)
Теоретическая часть. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. План работы на учебный год. Знакомство с фондом изобразительной студии для формирования интереса детей к занятию. Анкетирование. Организационные вопросы.
Фильцнадель (46 часов)
Тема: Фильцнадель- сухое валяние.
Теоретическая часть. Технология сухого объемного валяния. Техника безопасности. Способы тонирования поверхности. Основные приемы сухого валяния. Простые фигуры. Выявление и исправление возможных ошибок в процессе работы. Изготовление ушей, лап, хвостов и прочих мелких деталей, правильное соединение. Изображение рельефов и мимика игрушки. «Оживляем» игрушку. «Выглаживание» поверхности игрушки. Материалы для валяния. Целебные свойства шерсти. Уход за валяными игрушками. Шерстяная акварель (изготовление картин). Инструменты, приспособления, материалы. Последовательность изготовления картин.
Практическая часть: Простые формы. Котенок «Мандаринчик». Поросенок «Тарасик». Котик «Купидончик». Муми-тролль. Медвежонок «Михасик». Мак для медвежонка. Изготовление картин: «Маковая полянка», «Однажды в лесу», «Славная Совушка», «Птенец на ветке».
Фелтинг (52 часа)
Тема: Фелтинг – мокрое валяние.
Теоретическая часть. Технология мокрого валяния. Техника безопасности. Материалы для валяния. Технология изготовления.
Практическая часть. Изготовление бус, браслета, цельно-валяного цветка, валенок- шептунов, изготовление картин.
Свободное творчество (20часов)
Практическая часть. Живописные фокусы с солью, свечой, нитью. Различные комбинации смешанных техник. Самостоятельная работа по желанию учащихся и их семей: выбор темы, составление эскиза, выполнение работы по алгоритму.
Изонить (18 часов)
Практическая часть.Техника безопасности. Инструменты, приспособления, материалы. Составление схем, чтение схем. Этапы работы. Свойства нитей.
Практическая часть.Приемы вышивания. Вышивка по кругу, угол, веер, дуга. Изготовление праздничных открыток. Изонить на дисках. Изготовление сердечек.
Диагностика (4 часа)
Практическая часть. Формы контроля знаний, умений и навыков (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование). Фиксация детских достижений и освоение детьми программы (индивидуальный дневник « Моя программа»). Фонд детских работ. Методики изучения контингента учащихся, удовлетворённости детей и родителей занятиями. Диагностика сформированности навыков рисования, творческой активности учащихся в мероприятиях за пределами образовательного учреждения. Методики: Какой я? «Оцени себя».
Итоговое занятие (2часа)
Презентация индивидуальных и коллективных достижений. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения и Центра. Обсуждение планов на будущий год.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
144 часов (4 часов в неделю)
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
Теоре-ие (час) | Практи-ие (час) | ||||
1 | Введение, знакомство Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | – | Анкетирование |
2 | Фильцнадель | 46 | 23 | 23 | Наблюдение |
3 | Фелтинг | 52 | 26 | 26 | Выставка, анализ работ |
4 | Изонить | 18 | 9 | 9 | Наблюдение, анализ работ, мини выставки |
5 | Свободное творчество | 20 | 4 | 16 | Наблюдение, анализ работ, мини выставки |
6 | Диагностика | 4 | 2 | 2 | Тестирование |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | – | Анализ работ, выставка |
144 | 68 | 76 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Введение (2 часа)
Организационные вопросы. Анализ работы учебного объединения за предыдущий год
знакомство с планом работы на учебный год. Правила техники безопасности. Беседа: «Как мы провели летние каникулы».
Игры на знакомство: «Тепло-холодно».
Фильцнадель (46 часов)
Тема: Фильцнадель – сухое валяние.
Теоретическая часть. Технология сухого объемного валяния. Техника безопасности. Способы тонирования поверхности. Основные приемы сухого валяния. Выявление и исправление возможных ошибок в процессе работы. Изготовление ушей, лап, хвостов и прочих мелких деталей, правильное соединение. Изображение рельефов и мимика игрушки. «Оживляем» игрушку. «Выглаживание» поверхности игрушки. Материалы для валяния. Целебные свойства шерсти. Уход за валяными игрушками.
Практическая часть: Зайка «Понечка». Дракоша «Пиф». Кот Бенедикт, ведущий телепередачи «Про усатых и хвостатых». Петушок- золотой гребешок. Песик Ватсон породы вельш-корги кардиган. Сиамский кот Цезарь. Крылатая кошечка. Кот Дьяволенок. Изготовление картин.
Фелтинг (52 часа)
Теоретическая часть. Технология мокрого валяния. Техника безопасности. Материалы для валяния. Технология изготовления.
Практическая часть. Изготовление картин, шарфов, тапочек, шарфов.
Изонить (18 часов)
Практическая часть. Техника безопасности. Инструменты, приспособления, материалы. Составление схем, чтение схем. Этапы работы. Свойства нитей.
Практическая часть. Изготовление картин в технике Изонить: «Бабочка», «Глухари», «Лето», «Петух», «Цветы», Животный мир.
Свободное творчество (20часов)
Практическая часть. Живописные фокусы с солью, свечой, нитью. Различные комбинации смешанных техник. Самостоятельная работа по желанию учащихся и их семей: выбор темы, составление эскиза, выполнение работы по алгоритму.
Диагностика (6часов)
Формы контроля знаний, умений и навыков (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование). Фиксация детских достижений и освоения детьми программы (индивидуальный дневник «Моя программа»). Фонд детских работ. Методики изучения контингента учащихся, удовлетворённости детей и родителей занятиями. Диагностика сформированности навыков рисования, творческой активности учащихся в мероприятиях за пределами образовательного учреждения. Методики, «Какой я?», «Оцени себя».
Итоговое занятие (3часа)
Презентация индивидуальных и коллективных достижений. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни объединения и Центра. Обсуждение планов на будущий год.
VII. Методическое обеспечение программы:
Материально- техническое обеспечение программы.
№ | Название | Кол-во единиц |
1 | Ножницы; | 12 |
2 | Карандаш графический | 12 |
3 | Иглы для валяния (№ 38, 40,60,70) | 12 |
4 | Шерсть для валяния и рукоделия | 4800 гр.
(400 гр. на одного обучающегося, шерсть любого цвета) |
5 | Синтепон | 12 метров
(1 метр на одного обучающегося) |
6 | Ткань х/б однотонная | 12 метров
(1 метр на одного обучающегося) |
7 | Наперсток | 24
( по 2 на одного обучающегося) |
8 | Иглы для вышивания | 12 |
9 | Цветной картон | 12 |
10 | Набор швейных ниток (цветных х/б № 40-50) | 12 |
11 | Стол учительский; | 1 |
12 | Стул учительский; | 1 |
13 | Компьютер; | 1 |
14 | Столы для учащихся; | 12 |
15 | Стулья для учащихся. | 12 |
Список используемой литературы.
- Елена Смирнова «Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния». ООО Издательство «Питер» 2012.
- Аксёнова А.М. Войлок. Самые красивые и модные украшения, аксессуары и игрушки. – М.:Хаваст, 2011
3.Валяльщики всех стран, объеденяйтесь (Электронный ресурс). http://london-fleur. livejournal. com/10690.html
4.Валяние войлока. Основы мокрого валяния для начинающих (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://inhandmade.ru/mokroe-valyanie/valyanie-vojloka-osnovy-valyaniya.html
5.Валяние. Материалы для творчества (Электронный ресурс) http://www.livemaster.ru/catalogue/materialy-dlya-tvorchestva/valyanie
6.Зайцева А. А.. Войлок и фетр. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Экспо, 2010
7.История валенок (Электронный ресурс). –http://www.hnh.ru/handycraft/history_of_felt_boots
8.История валяния (Электронный ресурс). – Режим доступа: topic/80353-istoriya-valyaniya?vr=1&inside=0
9.История валяния войлока (Электронный ресурс). – Режим доступа: flickr.com/ingermaaike
10.Каике Ж. Картины из фетра своими руками. Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2010
11.Кокарева И.К. Живописный войлок: Техника. Приёмы. Изделия – М.: АСТ – пресс, 2009
12.Курчак Е.М., ЗаецЛ.П. Фильц. Валяние фигурки животных. – М.:Эксмо, 2010
13.Смирнова Е.С Игрушки из шерсти. Шаг за шагом. Техника валяния. – СПб.: Питер, 2012
14.Сухое валяние для начинающих (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://strana-
sovetov.com/hobbies/rukodelie/3169-felting.html
15.Хэйген Чад Элис. Эффектные шляпки. – М.: Ниола-Пресс, 2011
16.Шинковская К.А. Вещицы из войлока. – М.: АСТ-пресс, 2011