Практика реализации программы художественной направленности



автор: Лымарь Марина Павловна
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «Центр развития творчества «Созвездие»

Практика реализации программы художественной направленности

Развитие личностных компетенций обучающихся через освоение техник фелтинга и фильцнадели по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности.

Лымарь Марина Павловна, педагог дополнительного образования

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества «Созвездие» г. Надым 

Аннотация 

          Статья описывает реализацию дополнительной образовательной программы художественно-творческого характера, ориентированной на развитие личностных качеств студентов. В тексте рассматриваются методики работы педагога, использующего техники фелтинга и фильцнадели для формирования у учеников художественных навыков и личностных качеств.

Ключевые слова

Фелтинг, фильцнадель, художественное творчество, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, личностные компетенции учащихся. 

Декоративно-прикладное искусство является одним из важных видов творчества. Ручной труд в сегодняшнем мире приобрел особую ценность и стал способом выражения авторского взгляда. Одной из техник декоративно-прикладного творчества является валяние из шерсти.

Все знания о работе с шерстью носят практический характер: мастер-классы, открытые занятия и пр. Отсутствие научных публикаций, учебников и литературы, рассматривающих фелтинг и фильцнадель как отдельный вид декоративно-прикладного искусства и народного творчества, свидетельствует об актуальности обозначенного вопроса. Чаще всего, валяние рассматривается как составляющая часть истории развития того или иного народа, его культурной жизни и ремесленной составляющей. 

Что касается новизны использования метода валяния, то в полной мере говорить о том, что техника является чем-то инновационным скорее нелогично. Наше суждение основано на том, что валяние шерсти было доступно еще древним людям. В историческом ракурсе одними из самых возрастных традиций валяния являются иранская и пазырыкская. В условиях модернизации, ускорившего ритма жизни работа с шерстью приобрела новую ценность, но не стала чем-то новым. Трансформация валяния из необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения позволила применить его в системе дополнительного образования. 

Проанализировав рынок образовательных услуг в 2019 году, мы пришли к выводу, что указанная техника не представлена в системе дополнительного образования г. Надыма. Опираясь на полученные данные, в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества «Созвездие» была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука творчества». 

В содержании появился раздел, предполагающий работу с шерстью. Срок реализации программы составляет два года. На работу с шерстью в программе отведено 96 часов из 144. Это позволяет обучить детей не только практическим навыкам, но и познакомить их с историей ремесла, материалом, приспособлениями и инструментами для работы. Первые занятия раздела ориентированы на знакомство со свойствами шерсти, инструментами, техникой безопасности. Дальнейшие занятия направлены на развитие навыка валяния и созданию авторского изделия. 

При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагог использует технологию диалогового взаимодействия. Процесс обучения приобретает естественность в организации межличностного общения. Руководитель объединения при взаимодействии с детьми погружается в процесс самообучения. Он выступает носителем знания, человеком, способным транслировать приобретенный им опыт, обучая рациональному его применению. 

Знакомство с теоретическими основами по работе с материалом происходит на групповых занятиях посредством методов беседы, демонстрации фото и видеоматериалов, готовых изделий. Информация предоставляется дозировано, учитывая возраст обучающихся. При разновозрастном составе группы изучение материала может проходить в микрогруппах или же парным способом. В практической части реализации дополнительной программы главной единицей взаимодействия становится пара «обучающийся-обучающийся». Процесс обучения организован таким образом, что учтены индивидуальные способности каждого ребенка с возможностью погружения в сам процесс. Для каждого занятия программы выстроен алгоритм работы. Особенно ярко это проявляется при применении различных техник работы с материалом. Раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука творчества» художественной направленности смоделирован таким образом, что в нем заложена техника работы не только с сухим материалом, но и с мокрой шерстью. Обучающимся предоставляется возможность перенести полученные знания в иную плоскость, так как исходное состояние материала изменилось. Здесь может возникнуть вопрос, что такого изменилось – шерсть перестала быть шерстью? На наш взгляд, достаточно провести аналогию с рисованием или музыкой: картина написана маслом или пастелью. Она останется картиной, продуктом изобразительного искусства, но способ практического написания различен. Музыка остается музыкой, но исполнение ее у кларнета и аккордеона различно. Так и с шерстью. Исходный материал один, но техника исполнения позволяет выполнить различные изделия.  Фильцнадель представляет собой работу с сухим материалом при помощи специальной иглы. Способ подходит для создания объемных изделий – игрушек, картин, украшений. При работе в технике фелтинг необходимым условием выступает вода. Таким способом изготавливают плоские изделия – шарфы, шапки, валенки.  

 При использовании технологии диалогового взаимодействия у обучающегося активизируются такие личностные структуры как творчество, критичность, рефлексия.  Создавая свое изделие, ребенок осуществляет поиск вариантов внешнего оформления, обосновывает свой выбор и реализует его. 

После того, как образ изделия сформирован, начинается самая кропотливая работа по превращению полученной информации в знания. Работа иглой, вращение материала, волшебство пальцев и бесформенные части шерсти превращаются в животного, птицу, предмет обихода или сказочного зверя. Это самый главный этап в реализации всей дополнительной программы. Внешние знания переходят во внутренние, сперва под контролем педагога, а вскоре и под контролем самого обучающегося. Так совершается переход от сорегуляции к саморегуляции. Завершается процесс интериоризации. Работа с детьми по технологии диалогового взаимодействия требует от педагога достаточного уровня подготовки. Важно понимать, на какие навыки обучающихся можно опереться, а какие необходимо сформировать и развить. 

По нашим наблюдениям по истечении первого полугодия обучения качество выполнения изделий позволяет детям принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня: от городских до международных. Совместно с детьми были представлены мастер-классы в учреждениях, подведомственных Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа, а также в учреждениях культуры. 

Оценить результативность применения техники фелтинга и фильцнадели в формировании личностных компетенций можно отследить по следующим критериям.

  • уровень адекватной позитивной самооценки (показатель вырос с 24% в 2019 году до 74% в 2024 году). Способствует формированию данного критерия удовлетворенность конечным результатом деятельности;
  • мотив достижения и социального признания (показатель вырос с 16 % в 2019 году до 80 % в 2024 году). Способствует формированию данного критерия возможность изделия ребенка занимать призовые места в конкурсах различного уровня;
  • потребность в социально оцениваемой деятельности (показатель вырос с 28 % в 2019 году до 68% в 2024 году). Способствует формированию данного критерия возможность участия в отрытых мероприятиях и мастер-классах муниципального уровня, возможность обучения своим умениям других сверстников;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой (показатель вырос с 36 % в 2014 году до 93% в 2024 году). Способствует формированию данного критерия знакомство с историей ремесла, демонстрация материалов, готовых изделий, взаимодействие с учреждениями культуры.

Подводя итог, можно констатировать, что в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности способны развивать не только творческие способности, но и личностные компетенции обучающихся, что, несомненно, отвечает запросам не только современного общества, но и самого ребенка.

 Система дополнительного образования стала достаточно гибкой и мобильной, способной удовлетворить запросы современного обучающегося. 

 

Список литературы

  1. Акишина Е. М., Олесина Е. П., Радомская О. И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени // Педагогика искусства. 2017. № 4
  2. Буровкина Л. А. Декоративно-прикладное искусство как источник художественно-творческой деятельности учащихся // Вестник ТГУ. 2009. Выпуск 6 (74).
  3. Куприянов Б. Новые надежды дополнительного образования детей // управление школой. 2012. № 5
Практика реализации программы художественной направленности
Пролистать наверх