автор: Лымарь Марина Павловна
педагог дополнительного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования “Центр развития творчества “Созвездие”
Методическая разработка открытого занятия “Свободное творчество”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
Методическая разработка открытого учебного занятия
Лымарь М.П.,
Педагог дополнительного образования
Надым
2020
«Основная задача любого творчества– волновать человеческие души»
С.Сурганова
Технологическая карта учебного занятия
- Тема: «Свободное творчество»
- 2. Тип учебного занятия: комбинированный.
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вдохновение», 1 год обучения.
- 4. Цель: создание условий для развития мотивации к познавательной и практической деятельности в технике валяния.
- Планируемые результаты:
личностные:
формирование способности к саморазвитию и личностному самоопределению мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
предметные:
закрепление практических знаний и умений в технике фелтинга
метапредметные:
использование техники валяния в познавательной и социальной практике;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
самостоятельное планирование своей деятельности;
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
аргументирование своей позиции и коордирование её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- Инструменты и приспособления: пупырчатая пленка, жидкое мыло, сетка
- Наглядные пособия: непряденая шерсть различных цветов, образцы готовых изделий.
Этапы французской мастерской | Цели этапа | Действия учителя | Характеристика деятельности учащихся в терминах УУД | УУД | Методы, приемы обучения, средства обучения |
Индукция | Создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету, обсуждения | Приветствует учащихся.
Вызывает у учащихся поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов – все, что может вызвать чувство, эмоции Делит учащихся на группы Активизирует творческую деятельность |
Эмоционально-образный настрой на творческую деятельность
Формулируют тему урока, конкретную цель деятельности. |
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: Умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. |
«Вживание в образ»
«Ключевые слова» «Вводный вопрос» «Визуализация» |
Самоконструкция | Индивидуальное создание гипотезы, решения, рисунка | Подготавливает к возникновению личностных смыслов и ценностных оснований
Способствует «сдвигу мотива учащихся на цель»
Организовывает подготовку учащихся к практической деятельности |
Индивидуально составляют алгоритм выполнения творческой работы
Индивидуально создают эскиз цветка, определяют набор необходимых материалов и инструментов для создания изделия |
Личностные УУД:
Реализация потребности в самовыражении и самореализации через создание эскиза Регулятивные УУД: Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Познавательные: Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. |
«Проблемный вопрос»
«Вопросительные слова» Творческая деятельность |
Соцоконструкция | Построение этих элементов группой | Активизирует творческую деятельность
Оказывает помощь в преодолении затруднений Осуществляет контроль деятельности учащихся по выполнению изделия: соблюдение правил ТБ соблюдение технологии изготовления, качество выполнения Определяет критерии оценки выполненной работы
|
В группе выбирают лучший вариант определяют алгоритм выполнения изделия
Определяют набор необходимых материалов и инструментов для создания изделия Соблюдают безопасные приемы работы при изготовлении изделия в технике фелтинга Используют предметные действия с инструментами и материалами Применяют новый способ действий для решения задач, вызвавших затруднение Осуществляют самоконтроль выполненного изделия согласно критериям оценки |
Личностные УУД:
Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим. Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как в конце Коммуникативные: Умение вести диалог Познавательные: Практическое освоение учащимися основ фелтинга |
Практикум
Создание материального продукта «Коучинг» |
Социализация | Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены | Фиксирует и устраняет возникшие затруднения | Зафиксировали (или устранили) возникшее затруднение в выполнении учебного действия (или его обосновали)
|
Личностные УУД:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации РегулятивныеУУД: саморегуляция в учебной и позновательной деятельности |
Устная форма рефлексии (беседа) |
Афиширование | Вывешивание работ участников и мастера (текстов, рисунков, схем, решений) | Учитывает самооценку учащихся и при необходимости комментирует, обосновывает свою оценку | Анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали. | Личностные УУД:
Адекватно самостоятельно оценивать деятельность свою и участников других групп РегулятивныеУУД: саморегуляция в учебной и позновательной деятельности |
Беседа |
Разрыв | Внутренне осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов. | Создает воспитательную ситуацию | Высказывают возможности создания новых проектов с помощью использованных в мастерской различных технологий ДПТ
Намечают перспективы, цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки |
Личностные УУД:
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании Коммуникативные: Формировать суждения о своей творческой деятельности РегулятивныеУУД: саморегуляция в учебной и позновательной деятельности |
Беседа |
Рефлексия | Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской | Организует рефлексию и проведение самооценки учениками результатов собственной учебной деятельности на занятии | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и определяют степень их соответствия
Представляют результаты творческой деятельности Осознают личную значимость полученного результата |
Личностные УУД:
Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим |
Устная форма рефлексии (беседа)
Визуальная форма рефлексии (беседа) Вживание в образ |
Ход урока:
Этапы французской мастерской | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ТСО |
Индукция | Звучит мелодия
– Добрый день, друзья, добро пожаловать в творческую мастерскую. –Давайте вспомним, какой раздел вы изучили? –Сегодня мы проводим занятие, которое связано с разделом «Цветы», вам предстоит расширить свои познания по данной теме. -Ребята ,а чем вы любите заниматься, когда выполнили все обязательные дела? –Как называется время, в которое вы можете заниматься любимым делом? – Вам знакомы слова, связанные с данной темой? – Так ,как же звучит тема нашего урока? -Перед вами два стола с разноцветной шерстью: синий, красный, зеленый, желтый. Какие ассоциации вызывают у вас эти цвета? – Займите места за тем столом, который соответствует цвету карточки, полученной при входе в мастерскую. – Просмотрите на ноутбуке презентацию. – Запишите на одном листе ощущения, эмоции, чувства, воспоминания всех членов группы, которые возникли при просмотре презентации. |
– изготовление цветов – рисовать, танцевать, петь – свободное – да – свободное творчество – Каждый цвет соответствует конкретному цветку. Разбились на группы Записывают в группах ассоциации |
Учительский ПК, колонки, настенные панно, выполненное в технике сухого и мокрого валяния |
Самоконструкция | – Скажите, а хотелось бы вам свои чувства матерелизовать?
– С помощью чего вы смогли бы выразить свое настроение, эмоции? Не забывайте, что вы находитесь в творческой мастерской. – Как вы думаете, на какую тему мы будем с вами сегодня творить? – В результате нашей творческой деятельности каждая группа создаст свой цветок |
– С помощью рисунка, живописи, декоративно-прикладного творчества.
– Цветы |
|
Соцоконструкция | – каждой группе предлагается набор материалов и инструментов. Используя предложенные наборы, согласно тематике, вам необходимо разработать эскиз будущего изделия.
– Определите критерии оценки своей работы. Зафиксируйте их на листе. – Теперь можно приступить к выполнению проекта |
Создают эскиз, прорабатывают этапы изготовления изделия, обозначают критерии | |
Социализация | Давайте обсудим в группах, что получилось, где необходимо доделать, каких знаний, навыков, умений недостаточно вам было. | Обсуждают в группах. Каждая группа по очереди высказывают свое мнение. | |
Афиширование | А теперь представим ваши работы на выставке «Цветы». Посмотрите внимательно работы своих одногруппников. Что вам особенно понравилось? | Вывешивают на заранее подготовленную стену свои работы | |
Разрыв | В технике «фелтинга» работают профессиональные мастера по шерсти. Давайте посмотрим их творчество. | Открывают соответствующий документ на ноутбуке. Просматривают готовые работы | |
Рефлексия | Организует рефлексию и проведение самооценки учениками результатов собственной учебной деятельности на уроке
Сообщает об интеренет-источнике, где можно повысить свои компетенции в изучаемой области. |
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и определяют степень их соответствия
Представляют результаты творческой деятельности Осознают личную значимость полученного результата Намечают перспективы, цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки |