Автор: Лымарь Марина Павловна
педагог дополнительного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования “Центр развития творчества “Созвездие”
Разработка занятия по ИЗО “О чем рассказывают гербы и эмблемы”
Тема занятия: О чем рассказывают гербы и эмблемы
Цель: сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака
Задачи:
1) ознакомить с понятиями: геральдика, герб;
2) рассмотреть символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;
2) разработать эскиз герба школы;
3) развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление;
4) воспитывать чувство патриотизма через интерес к школьной жизни, сопричастности к школьному коллективу.
Методы: словесный, наглядный, метод проектов, проблемный
Приемы: диалог, коллективное обсуждение, работа в группах
Понятия: символика, геральдика, герб
Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
предметные | метапредметные | личностные |
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. |
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
–Формирование художественного вкуса.
– Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. |
Учебные универсальные действия:
- Личностные:
- Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- Регулятивные:
- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап
(1 мин) |
Проверка готовности к уроку | Организация рабочего места |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
(2 мин) |
Ребята, перед вами тема сегодняшнего урока. (слайд 1)
Какие вопросы хотели бы задать мне, для того чтобы понять тему сегодняшнего урока? Что нового вы хотели б узнать сегодня на уроке? |
Задают вопросы.
Заполняют таблицу: Знал Хочу узнать Узнал (приложение 1) |
Этап усвоения новых знаний
(12 мин) |
Наша жизнь наполнена символами и знаками.
Вопрос: Какие знаки и символы вы знаете, и о чем они говорят? Что такое знак? Знак- это изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узкоспециальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешать, предупреждать, запрещать. (слайд 2) Что такое символ? Символ– это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это – условное обозначение какого-либо понятия. Символ не сводится к одному значению, он может иметь несколько значений, иногда понятен только в контексте. (слайд 3)
Необходимость в символах появилась очень давно, ремесленник ставил символическую подпись. Знак – метка, знак гарантия качества Время шло, символы становились все сложнее. Сочетали в себе сразу несколько символов. Передавали по наследству. (слайд 4) Герб- « наследство». Вопрос: когда появились первые гербы? Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. (слайд 5) Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука- геральдика, связанная с составлением гербов. (Слайд 6)
Задание: посмотрите на гербы разных государств и городов и проанализируйте. Какие общие черты можно выделить? (форма, цвет, изображение). (слайд 7)
Основой герба является щит. (слайд 8) В геральдике встречаются гербы самых разных форм – от простых до весьма сложных. Первоначально форм геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических форм. В геральдике используются 7 цветов. (слайд 9) (приложение 2) Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение Белый (серебро)- чистота; нежность, правдивость Червленый ( темно-красный)- любовь, смелость, храбрость; Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо Зеленый- изобилия и надежды, свобода, радость, трава Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость Черный- мудрость и печаль, осторожность. В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера. (слайд 10) Каждое условное обозначение имеет свое значение (приложение 3) Позднее фигур в изображении становилось все больше. человек, животные, растения, явления, планеты, звезды, предметы быта и труда, оружие, а также фантастические существа- единорог, дракон, сказочные птицы. На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб, свой герб есть почти у каждого города. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов. Задание: рассмотрим герб РФ, ЯНАО, Челябинской области. Гербы и эмблемы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Есть свои символы, фирменные знаки – у политических партий, университетов, спортивных организаций, обществ, клубов. В последнее время интерес к геральдике все более возрастает. Мы с вами являемся представителями ЯНАО. Наши учащиеся часто выезжают на различные конкурсы, соревнования и настала пора для создания своего отличительного знака. Сегодня вам необходимо продумать эскиз герба нашего центра. Прежде чем приступить к работе вспомним основные моменты, которые нам понадобятся при выполнении эскиза.
|
Приводят примеры
Отвечают на вопрос, рассуждают Отвечают на вопрос, рассуждают Слушают Отвечают на вопрос Анализируют Слушают Анализируют, опираясь на раздаточный материал |
Этап проверки понимания учащимися нового материала
(4 мин) |
1. Зачем людям понадобились отличительные знаки? 2. О чем может рассказать герб, эмблема? 3. Что ты можешь рассказать о языке геральдики? 4. Что означает выражение «прочитать герб»? |
Отвечают на вопросы |
Этап закрепления нового материала
(17 мин) |
Инструктаж по выполнению практической работы «Разработать эскиз герба школы».
Сформировать группы по 4 человека. Каждая группа разрабатывает последовательность выполнения мини-проекта |
Выполняют мини-проект в группах |
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
(1 мин) |
Выдает домашнее задание: обсудить с родителями и разработать эскиз герба своей семьи | Записывают домашнее задание в дневник |
Подведение итогов урока
(3 мин) |
Анализирует результаты 1 этапа по выполнению мини-проекта.
|
Рефлексия.
Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу |
- Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- моделирование.
- Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Вид учебного занятия: урок – рассуждение
Литература:
- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Горяева Н., Островская О.В., Неменский Б.М., М: Просвещение, 2012 г.
- Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.: методическое пособие./Н. А. Горяева; под ред. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 109 с.
- Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского /авт.-сост. Свиридова О. В. – Волгоград: Учитель, 2012 – 170 с.
- Интернет – ресурс Экскурс в геральдику http://www.excurs.ru/pravila.htm
Оборудование:
1. Лист А4, гуашь, кисти, баночка для воды, цветная бумага, клей, ножницы
- Презентация
- Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран.
- Раздаточный материал «Значение цвета в геральдике», «Значение изображения в геральдике»
Этапы учебного занятия:
Приложение 1
Для рефлексии
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Для рефлексии
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Для рефлексии
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Для рефлексии
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Для рефлексии
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Приложение 2
Значение цвета в геральдике
Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение Белый (серебро)- чистота; нежность, правдивость Червленый ( темно-красный)- любовь, смелость, храбрость; Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо Зеленый- изобилия и надежды, свобода, радость, трава Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость Черный- мудрость и печаль, осторожность. |
Значение цвета в геральдике
Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение Белый (серебро)- чистота; нежность, правдивость Червленый ( темно-красный)- любовь, смелость, храбрость; Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо Зеленый- изобилия и надежды, свобода, радость, трава Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость Черный- мудрость и печаль, осторожность. |
Значение цвета в геральдике
Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение Белый (серебро)- чистота; нежность, правдивость Червленый ( темно-красный)- любовь, смелость, храбрость; Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо Зеленый- изобилия и надежды, свобода, радость, трава Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость Черный- мудрость и печаль, осторожность. |
Значение цвета в геральдике
Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение Белый (серебро)- чистота; нежность, правдивость Червленый ( темно-красный)- любовь, смелость, храбрость; Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо Зеленый- изобилия и надежды, свобода, радость, трава Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость Черный- мудрость и печаль, осторожность. |
Значение цвета в геральдике
Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение Белый (серебро)- чистота; нежность, правдивость Червленый ( темно-красный)- любовь, смелость, храбрость; Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо Зеленый- изобилия и надежды, свобода, радость, трава Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость Черный- мудрость и печаль, осторожность. |
Значение цвета в геральдике
Желтый (золотой)- знатность, могущество, богатство, добродетель, смирение Белый (серебро)- чистота; нежность, правдивость Червленый ( темно-красный)- любовь, смелость, храбрость; Голубой –великодушие, честность, верность, безупречность; небо Зеленый- изобилия и надежды, свобода, радость, трава Пурпурный ( оттенок красного)- могущество, благочестие, умеренность, щедрость Черный- мудрость и печаль, осторожность. |
Приложение 3
Значение животных в геральдике
Лев – символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.
Бык – символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства.
Конь – совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.
Собака – символ преданности и повиновения.
Кошка – символ независимости.
Овца, ягнёнок – символ кротости.
Лань – символ робости.
Волк – символ злости, прожорливости и алчности.
Медведь – символ предусмотрительности и силы.
Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель.
Кабан (вепрь) – символ мужества.
Слон – символ долгой памяти.
Птицы
Птицы часто встречаются в геральдике, в общем выражая идею активной жизни.
Орёл – символ власти и господства, великодушия и прозорливости.
Павлин – символ тщеславия.
Пеликан – символ родительской любви.
Ворон – символ долголетия.
Журавль (с камнем в одной лапе) – символ бдительности.
Сова – символ мудрости.
Насекомые
Пчела – символ трудолюбия.
Муравей – также символ трудолюбия.
Бабочка – эмблема непостоянства.
Морские животные
Дельфин – эмблема силы.
Змей, который может быть и драконом – символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий – символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши – символ медицины.
Растения
Дуб – символ крепости и силы.
Оливковое дерево – символ мира.
Пальма – символ долговечности.