автор: Лысак Екатерина Валерьевна
учитель русского языка и литературы МБОУ “Центр образования № 83 имени кавалера ордена Мужества Е.Табакова и А.Н. Кощеева”
Разработка урока-игры по русскому языку для 8 класса
Разработка урока-игры по русскому языку для 8 класса.
Автор: учитель русского языка и литературы Лысак Екатерина Валерьевна.
Место работы: МБОУ ЦО № 83, Богородский г.о., Московская обл..
Тема: Интеллектуальная викторина «Своя игра».
Цель: расширить кругозор учащихся, обобщить и углубить знания по русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других. |
Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. |
Владеть основными понятиями русского языка по темам «Фонетика. Графика», «Морфемика. Словообразование», «Морфология», «Лексикология», «Фразеология», «Синтаксис». |
Оборудование: карточки для ответов для каждой команды, таблица с вопросами для ведущего.Ход урока
Класс предварительно нужно разделить на команды по 3-4 человека.
Правила игры:
«Своя игра» – это интеллектуальная викторина. У каждой команды на столе лежит карточка для ответов. В карточке указаны темы и баллы за правильные ответы. Ведущий называет тему и баллы, один раз читает вопрос и ставит песочные часы. Время на обсуждение каждого вопроса – 1 минута. В каждой клетке для ответа (в зависимости от вопроса) команды записывают либо число, либо слово, на некоторые вопросы потребуется написать 2-3 слова. Если команда ошиблась и вспомнила правильный ответ, необходимо зачеркнуть ошибочный ответ и рядом, в этой же графе записать правильный. Во время зачитывания вопроса необходимо поддерживать тишину. Некоторые вопросы можно прочитать дважды, предварительно предупредив участников, что вопрос требует записи в черновике.
За всю игру участники могут набрать максимально 90 баллов. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов по сравнению с другими командами. Если необходимо выставить оценки за работу на уроке, то можно считать так:
45-60 баллов – оценка «3»,
61-75 баллов – оценка «4»,
76-90 баллов – оценка «5».
Эту игру можно проводить в любом классе, изменив формулировки вопросов и темы. Игра удобна тем, что не требует использования технических средств, поэтому ее можно проводить в любом помещении. Если требуется использование проектора, то можно с легкостью составить презентацию, поместив на слайды темы и вопросы.
Тема | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Фонетика и графика | Сколько звуков в русском языке? (42) | Сколько гласных звуков в русском языке? (6) | Сколько согласных букв в русском алфавите? (21) | Какую букву в 1797 году ввел в алфавит русский писатель Н.М. Карамзин? (Ё) | Сколько звуков (О) в слове молодожены? (1) |
Морфемика и словообразование | Сколько морфем в русском языке? (4) | Как называется формообразующая морфема? (окончание) | Как называются слова, образованные из начальных букв или звуков словосочетания? (аббревиатура) | В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре, В слове “рассказ” вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание) |
Выполните морфемный анализ слова неразговорчивость (не-раз- приставки, -говор – корень, -чив-, -ость- – суффиксы, нулевое окончание, все слово – основа) |
Морфология | Сколько частей речи в русском языке? (13) | Как называется часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным? (междометие) | Назовите неизменяемые самостоятельные части речи. (наречие, деепричастие, слова категории состояния) | Какие части речи могут иметь степени сравнения? (прилагательное, наречие) | Какая часть речи обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (причастие) |
Лексикология | Как назвать одним словом словарный состав языка? (лексика) | Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (антонимы) | Как называется перенесение свойств с одушевленных предметов на неодушевленные? (олицетворение) | Как называются слова, употребляемые жителями той или иной местности? (диалектизмы) | Назовите одним словом: чело, очи, ланиты, уста, выя, рамена. (архаизмы) |
Фразеология | Из какой профессии взяты фразеологизмы: вызвать огонь на себя, встать в строй, взять на мушку? (военные) | Назовите источник таких фразеологизмов: нести свой крест, манна небесная, фома неверующий. (Библия) | О чем идет речь? Не бельё, а повесить можно. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Лучше, если их две. (голова) | О чем идет речь? Её заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлёбывают после его выполнения. При этом её никак нельзя испортить маслом. (каша) | Запишите фразеологизм-перевертыш: умирать от чужой глупости. (жить своим умом) |
Синтаксис | Сколько членов предложения в русском синтаксисе? (6) | Как называется определение, выраженное существительным и дающее определяемому слову другое название? (приложение) | Определите тип односоставного предложения: А вот и памятники воинской славы. (назывное) | Определите тип односоставного предложения: Не грустите! (определенно-личное) | Каким членом предложения является инфинитив в предложении: Я предлагаю закончить игру. (дополнение) |
Тема | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Фонетика и графика | |||||
Морфемика и словообразование | |||||
Морфология | |||||
Лексикология | |||||
Фразеология | |||||
Синтаксис |
Тема | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Фонетика и графика | |||||
Морфемика и словообразование | |||||
Морфология | |||||
Лексикология | |||||
Фразеология | |||||
Синтаксис |
Тема | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Фонетика и графика | |||||
Морфемика и словообразование | |||||
Морфология | |||||
Лексикология | |||||
Фразеология | |||||
Синтаксис |