Разработка урока-игры по русскому языку для 8 класса

автор: Лысак Екатерина Валерьевна

учитель русского языка и литературы МБОУ “Центр образования № 83 имени кавалера ордена Мужества Е.Табакова и А.Н. Кощеева”

Разработка урока-игры по русскому языку для 8 класса

 

Разработка урока-игры по русскому языку для 8 класса.

Автор: учитель русского языка и литературы Лысак Екатерина Валерьевна.

Место работы: МБОУ ЦО № 83, Богородский г.о., Московская обл..

Тема: Интеллектуальная викторина «Своя игра».

Цель: расширить кругозор учащихся, обобщить и углубить знания по русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные Метапредметные Предметные
Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других.

Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Владеть основными понятиями русского языка по темам «Фонетика. Графика», «Морфемика. Словообразование», «Морфология», «Лексикология», «Фразеология», «Синтаксис».

 

Оборудование: карточки для ответов для каждой команды, таблица с вопросами для ведущего.Ход урока

Класс предварительно нужно разделить на команды по 3-4 человека.

Правила игры:

«Своя игра» – это интеллектуальная викторина. У каждой команды на столе лежит карточка для ответов. В карточке указаны темы и баллы за правильные ответы. Ведущий называет тему и баллы, один раз читает вопрос и ставит песочные часы. Время на обсуждение каждого вопроса – 1 минута. В каждой клетке для ответа (в зависимости от вопроса) команды записывают либо число, либо слово, на некоторые вопросы потребуется написать 2-3 слова. Если команда ошиблась и вспомнила правильный ответ, необходимо зачеркнуть ошибочный ответ и рядом, в этой же графе записать правильный. Во время зачитывания вопроса необходимо поддерживать тишину. Некоторые вопросы можно прочитать дважды, предварительно предупредив участников, что вопрос требует записи в черновике.

За всю игру участники могут набрать максимально 90 баллов. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов по сравнению с другими командами. Если необходимо выставить оценки за работу на уроке, то можно считать так: 

45-60 баллов – оценка «3», 

61-75 баллов – оценка «4»,

76-90 баллов – оценка «5».

Эту игру можно проводить в любом классе, изменив формулировки вопросов и темы. Игра удобна тем, что не требует использования технических средств, поэтому ее можно проводить в любом помещении. Если требуется использование проектора, то можно с легкостью составить презентацию, поместив на слайды темы и вопросы.

 

Тема 1 2 3 4 5
Фонетика и графика Сколько звуков в русском языке? (42) Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Сколько согласных букв в русском алфавите? (21) Какую букву в 1797 году ввел в алфавит русский писатель Н.М. Карамзин? (Ё) Сколько звуков (О) в слове молодожены? (1)
Морфемика и словообразование Сколько морфем в русском языке? (4) Как называется формообразующая морфема? (окончание) Как называются слова, образованные из начальных букв или звуков словосочетания? (аббревиатура) В “списке” вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,

В слове “рассказ” вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание)

Выполните морфемный анализ слова неразговорчивость (не-раз- приставки, -говор – корень, -чив-, -ость- – суффиксы, нулевое окончание, все слово – основа)
Морфология  Сколько частей речи в русском языке? (13) Как называется часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным? (междометие) Назовите неизменяемые самостоятельные части речи. (наречие, деепричастие, слова категории состояния) Какие части речи могут иметь степени сравнения? (прилагательное, наречие) Какая часть речи обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (причастие)
Лексикология  Как назвать одним словом словарный состав языка? (лексика) Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (антонимы) Как называется перенесение свойств с одушевленных предметов на неодушевленные? (олицетворение) Как называются слова, употребляемые жителями той или иной местности? (диалектизмы) Назовите одним словом: чело, очи, ланиты, уста, выя, рамена. (архаизмы)
Фразеология  Из какой профессии взяты фразеологизмы: вызвать огонь на себя, встать в строй, взять на мушку? (военные) Назовите источник таких фразеологизмов: нести свой крест, манна небесная, фома неверующий. (Библия) О чем идет речь? Не бельё, а повесить можно. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Лучше, если их две. (голова) О чем идет речь? Её заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлёбывают после его выполнения. При этом её никак нельзя испортить маслом. (каша) Запишите фразеологизм-перевертыш: умирать от чужой глупости. (жить своим умом)
Синтаксис  Сколько членов предложения в русском синтаксисе? (6) Как называется определение, выраженное существительным и дающее определяемому слову другое название? (приложение) Определите тип односоставного предложения: А вот и памятники воинской славы. (назывное) Определите тип односоставного предложения: Не грустите! (определенно-личное) Каким членом предложения является инфинитив в предложении: Я предлагаю закончить игру. (дополнение)

 

Тема 1 2 3 4 5
Фонетика и графика
Морфемика и словообразование
Морфология 
Лексикология 
Фразеология 
Синтаксис 

 

Тема 1 2 3 4 5
Фонетика и графика
Морфемика и словообразование
Морфология 
Лексикология 
Фразеология 
Синтаксис 

 

Тема 1 2 3 4 5
Фонетика и графика
Морфемика и словообразование
Морфология 
Лексикология 
Фразеология 
Синтаксис 

 

Разработка урока-игры по русскому языку для 8 класса
Пролистать наверх