Автор: Лысак Екатерина Валерьевна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 83

Урок русского языка в 5 классе. Тема «Письмо».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №83 имени кавалера ордена Мужества Е.Е. Табакова

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: Письмо.

Автор: Лысак Екатерина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

Место работы: Московская обл., Богородский г.о., пгт Ногинск-9, МБОУ СОШ № 83 имени кавалера ордена Мужества Е.Е. Табакова

2021 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 5 КЛАССЕ

Тема: «Письмо»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: 

Познакомить учащихся с жанром письма, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии во время Великой Отечественной войны.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться писать письма; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные:  формировать умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:  

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Межпредметная интеграция: русский язык, история, литература, музыка, ИЗО.

Оборудование: проектор, компьютер, экран; листы бумаги, сложенные треугольником (по одному на группу учащихся)*.

Расположение парт – для групповой работы по 5-6 человек.

* Тексты писем в Приложении 1.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организаци-онный момент.

1 мин.

Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

II.Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы и целей урока.

Актуализация знаний.

(15 мин.)

1. Слушание фрагмента песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

  

2.Слово учителя. (слайд 1).

— 22 июня 1941 года фашистская Германия во главе с Адольфом Гитлером без объявления войны напала на Советский Союз, на нашу страну. Защищать нашу Родину тогда пошли все, кто мог держать в руках оружие — мужчины, женщины, старики, дети. Те, кого не брали на фронт, уходили в партизаны, составляли отряды и беспощадно громили врага.

Те же, кто оставался в тылу, ждали хоть какой-нибудь весточки от родных и близких.

Как вы думаете, каким образом люди общались во время войны? 

— Да, письма с фронта и на фронт были единственным средством связи между родными и близкими во время войны. 

— Прочитайте эпиграф к нашему уроку: (слайд 2)

Что письмо?! Но если приглядеться, 

Это ж ведь и есть любовь сама. 

Ровно триста сорок два письма. 

Триста сорок две частицы сердца!..

                                Эдуард Асадов 

— О чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

— С чем автор сравнивает письма?

— Откройте тетради, запишите число и тему урока. 

3.Актуализация знаний обучающихся по теме урока. (слайд 3)

У вас на столах лежат бумажные треугольники. Знаете ли вы, что они значат?

Это не обычные бумажки. Это – письма с фронта. Никто не знает, кто и когда придумал сворачивать письмо именно так. Но до сих пор люди хранят такие фронтовые треугольники как драгоценность, потому что в них – память о тех, кто защищал нашу Родину от захватчиков.

(слайд 4)

— Солдаты складывали свои письма треугольником. На фронте всегда не хватало конвертов, поэтому одна сторона листа служила для текста письма, а вторая – для адреса. 

4. Слушание фрагмента песни «Письма с фронта» (муз. и сл. Д. Лика). 

— Наши современники увековечивают память о таких письмах в песнях. Послушайте песню современного нам автора Дмитрия Лика «Письма с фронта».

— Как называет автор письмо с фронта?

— Что есть в этих письмах?

— Фронтовые письма… Их ждали с огромным нетерпением. Художники запечатлели получение таких писем в своих картинах. 

(слайд 5)

— Рассмотрите картину Александра Лактионова «Письмо с фронта». Кто на ней изображен?

— Как вы думаете, письмо с хорошими вестями?

-Как вы это поняли?

— Да, ребята, долгожданные письма с фронта читали все вместе, в кругу семьи. Иногда даже звали соседей, чтобы поделиться новостями с фронта.

— Какие краски использует художник? Как это помогает нам понять содержание письма?

— Не всегда письма приходили с хорошими вестями. Иногда матери, жены получали короткие письма, в которых сообщалось о смерти мужа, сына, дочери.

Учащиеся слушают музыкальный фрагмент.

Учащиеся слушают учителя.

— Люди во время войны общались с помощью писем.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о письмах.

— Автор сравнивает письма с любовью.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Предположения учащихся.

Учащиеся слушают музыкальный фрагмент.

— Автор называет письмо священным.

— В письмах с фронта – наша жизнь, история страны.

Учащиеся рассматривают картину.

— На картине изображены люди разного возраста. Мальчик читает письмо.

— В письме скорее всего хорошие вести.

— Люди, читающие письмо, улыбаются.

— Художник нарисовал солнечный летний день. Он использует светлые яркие краски. Это помогает нам понять, что в письме хорошие новости.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу.

III. Объяснение нового материала.

(10 минут)

1. Беседа.

— Ребята, для чего люди пишут письма?

 

— Кому можно написать письмо?

— Вы сами когда-нибудь писали письма?

— А вам кто-нибудь писал письмо?

2. Групповая работа. 

Представьте, что вы получили письмо от солдата с фронта. Раскройте треугольный конверт.

— Прочитайте письмо.

Выберите одного участника группы, который сможет выразительно прочитать письмо вслух.

3. Словарная работа.

— Подумайте и скажите, кто написал письмо?

— Запишите в тетрадях: Человек, написавший письмо – адресант.

— Кому написаны эти письма?

— Запишите: Человек, кому написано письмо – адресат.

— Какова тема писем?

— Какова основная мысль этих писем?

— Как начинается письмо?

— Что мы читаем дальше?

— Как заканчивается письмо?

— Что пишут на последней строке?

4. Анализ стихотворения Олега Попова «Письмо».

Послушайте стихотворение Олега Попова «Письмо».

Трехлетний сын отцу послал 

На фронт своё письмо. 

Не зная букв – нарисовал 

Послание своё.

Порой висела жизнь бойца

 На тонком волоске, 

Но то письмо, как талисман, 

Хранил он в вещмешке.

От взрывов делалось темно, 

Но лишь огонь стихал, 

Отец сыновнее письмо 

В который раз «читал»…

Друзей немало полегло 

В кромешном том аду… 

Письмо ребёнка помогло 

Живым пройти войну…

 

— О чем это стихотворение?

— Как вы думаете, что нарисовал сынишка?

 

— Какую роль играет письмо сына в жизни отца?

— Люди пишут письма с целью поделиться новостями.

— Люди пишут письма, чтобы поздравить с праздником.

— Люди пишут письма, чтобы попросить о чем-либо.

— Письмо можно написать другу, маме, бабушке, учителю.

Ответы учащихся.

Учащиеся раскрывают треугольники.

Учащиеся работают в группах, читают письмо. В каждой группе – свое письмо.

Учащиеся выбирают одного человека из группы, читают письма.

Участники группы высказывают предположения: дочь, друг, отец, муж.

— Матери, любимой подруге, дочери, жене.

— Тема – любовь, семейные отношения.

— Война скоро закончится, мы вернемся с победой.

— Письмо начинается с приветствия.

— Дальше идет текст письма, в котором содержатся сведения об адресанте.

— Письмо заканчивается словами прощания.

— На последней строке ставят дату и подпись.

Учащиеся слушают стихотворение.

— Это стихотворение о том, как солдат на фронте дорожил письмом своего маленького сына.

— Сын нарисовал свой дом, маму, отца.

— Письмо на войне спасает солдата от смерти.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

IV. Физминутка.

(1 мин.)

Учитель проводит физминутку.

— Теперь встаньте, нам нужно немного отдохнуть.

Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой нам правой.

Если ты солдатик – смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик – стойкий,

На одной ноге постой-ка!

Если ты солдатик – ловкий,

На другой ноге постой-ка.

А теперь солдатик бравый,

Маршируем до заставы.

V. Практическая работа.

(15 мин.)

1.Составление ответного письма.

— Сегодня я предлагаю вам ответить на то письмо, которое лежит у вас на столе. К сожалению, авторы этих писем не дожили до наших дней. Давайте просто поблагодарим их за то, что мы сейчас живем в мире без войны.

 — На доске записан план письма:

1.Приветствие или обращение.

2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.

3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.Подпись. Дата.

— Прочитайте свое письмо. 

— Какое письмо вам показалось самым душевным?

Учащиеся изучают алгоритм действий.

Работая в группах, учащиеся составляют текст ответного письма.

Учащиеся зачитывают тексты писем, которые у них получились.

Учащиеся учатся оценивать высказывания своих товарищей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,  адекватное понимание информации устного  сообщения.

Познавательные: осознают свои возможности в учении, развивают кругозор.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

VI.Подведение итогов.

 Рефлексия.

(2 мин.)

Учитель предлагает учащимся лист самооценки и предлагает ответить на вопросы:

  • Какой теме был посвящён урок?
  • Что вы узнали нового?
  • Чему научились на уроке?
  • Что вам запомнилось больше всего?
Дети заполняют лист самооценки и комментируют свои записи. Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают работу на уроке.

Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.

VI.Домашнее задание.

(1 мин.)

1.Учитель объясняет домашнее задание. Напишите в письме своему товарищу о чем-нибудь интересном: событии, фильме, книге, поездке, покупке и т.д. (Упр.225)

Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. 

(слайд 6)

Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив его, адресат улыбнется, а каждая улыбка это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!

 

Приложение 1.

Тексты писем для каждой группы.

  1. Здравствуй, дорогая мамочка. 

Пишет тебе дочь, старший сержант медицинской службы Марина Игонкина. В первых строках своего письма, хочу сообщить тебе радостную весть. Мы сломали хребет фашистским гадам и погнали их поганой метлой с нашей родимой земли. Это было самое страшное сражение в моей жизни… Мамочка впереди еще много боев, и мы дойдем до Берлина. 

Целую тебя нежно. 

Твоя дочь Марина. 

 

  1. Привет из Бессарабии. 

Здравствуй, многоуважаемая, а также горячо любимая Тоня, шлю я Вам свой фронтовой привет и желаю наилучших успехов в Вашей жизни. Милая Тосечка, после долгого молчания пишу Вам письмо. Причина та, что был все время в пути, и полевая почта была в пути. Сейчас все на месте. Живу я хорошо, здоровье тоже хорошее. Тосечка, не беспокойся, что иногда бывает перерыв в почте. Это мешает сама война, и она кончится, и мы с тобой тогда встретимся, где будем жить и без писем, а говорить и видеть друг друга лично. 

До свидания, Ваш друг Николай.

  1. Дорогая моя Лидочка! Шлю тебе горячий привет и крепко целую. Я все еще нахожусь в Москве. Иногда бываю в нашей комнате. Там одни твои куклы. Им очень холодно. Они знают, что фашисты-гады не любят морозов, потому что они по-летнему одеты и хотели до зимы захватить Москву и ограбить наши квартиры. Но пришла зима. Зимою им стало еще хуже. Сейчас они, гонимые нашими пушками, танками, самолетами и лютым морозом, бегут обратно. Куклы и твои вещи остались целы в Москве. Фашистам не дали пройти. Поэтому твоя Светлана, Валя и Ира радуются, но им только грустно, что тебя нет около них. Они очень скучают по тебе. Но скоро придет весна. Ты приедешь. Я тоже покончу с этими мерзавцами-фашистами, истребим их всех, и приеду к тебе с победой. А ты жди меня. Жди, дорогая! Только не скучай. Ты, думаю, уже выздоровела. Ты побольше кушай, побольше гуляй на улице. Веселись и играй, пусть мама сведет тебя в цирк и в кино. Пиши мне письма. Ну, пока, родная. Еще раз крепко целую. Передай привет маме.

Твой папа.

 

  1. Здравствуйте, милые мои, родные.

Фаинушка, какие бы испытания тебя ни ждали впереди, будь всегда крепкой, стойкой советской женщиной. Сейчас помогай всем, чем можешь, бить врага, словом и делом, народ тебе потом скажет спасибо. Так воспитывай и Алюську. Ну пока. Крепко прижимаю к сердцу тебя и Алюську. 

Ваш Шура.