«Проектная деятельность как условие достижения успеха каждого обучающегося на уроках информатики и внеурочное время»



Автор: Лысенко Ольга Александровна

Учитель информатики и математики МБОУ «Александровская СОШ»

«Проектная деятельность как условие достижения успеха каждого обучающегося на уроках информатики и внеурочное время»

«Проектная деятельность как условие достижения успеха каждого обучающегося на уроках информатики и внеурочное время»

 « Успех в учении – единственный источник  внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» В.А. Сухомлинский

    Учение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Стремление к успеху у ребенка – это сила, которая заставляет его достигнуть определенного статуса в каком-либо виде деятельности (учёбе, художественной самодеятельности, технике, творчестве, социально-значимых делах и т.д). А задача учителя – создать ситуацию успеха не только на уроке, но и во внеурочное время и убедить родителей в необходимости создания ситуации успеха дома. (видео)

Успех  – один из источников сил и положительной мотивации. Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.

Я провела анкетирование  по определению доминирующих мотивов обучения среди обучающихся 5-9 классов. Ребятам было предложено анонимно ответить на 16 вопросов. В анкетировании приняли участие 33 ученика. 

88% опрошенных учеников при обучении мотивированы самоопределением и самосовершенствованием. 

73% опрошенных детей мотивированы чувствами долга и ответственности и чувством собственного благополучия.  

Мотивы отношения к процессу обучения осознают 60% опрошенных детей. 

Половина опрошенных детей (50%) считают важным – мотив содержания учебной деятельности.

На низком уровне дети мотивированы престижностью обучения – 60% опрошенных. 

Анализируя результаты анкетирования, я увидела, что мотивы обучения у большинства опрошенных детей развиты на уровне – выше среднего.

 Ситуация успеха – это решающее условие духовного становления личности. Отсюда можно сделать такой вывод: чтобы ребёнок любил что-то делать, нужно создать ситуацию успеха этого дела. 

    В своей работе я использую приемов создания ситуации успеха на уроке и внеурочное время. Считаю, что важную роль в формировании положительной мотивации играет создание оптимальных благоприятных, доброжелательных условий в классе. Для этого я использую  подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса, обращений ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика, беседа с ребенком рядом (не с высока, не глаза в глаза), создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей. Например, в становление психологического контакта я использую выражения:

-Я рада видеть тебя… -Мне приятно общаться с Вами.  -Как хорошо, что мы встретились.

На фоне эмоциональной комфортности снятие страха: 

-Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ. -Это очень важно сделать, и у тебя непременно получится. -Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. -Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений. «У тебя обязательно получится». 

Положительное подкрепление, вселение веры ученику: 

-В следующий раз получится ещё лучше! -В следующий раз ты сможешь выполнить ещё более сложное задание. 

 Используя приём «Эмоциональные поглаживания» я  применяю выражения:

–        Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание
« Особенно тебе удалось….», «Я очень рада, что ты сегодня   сделал это задание».

Также часто в работе пользуюсь приёмом – «выделение персональной исключительности». Который заключается в  умении видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, а малейший положительный результат. 

Приём «Авансирование успешного результата» – «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

    При необходимости использую скрытую помощь, которая  реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики. 

Приём – «выделение персональной исключительности» заключается в  умении видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, а малейший положительный результат.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

«Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте  о…»

Внесение мотива  «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» 

Персональная исключительность  «Только ты и мог бы….», 

«Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» 

Мобилизация активности или педагогическое внушение  «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…» 

Высокая оценка детали  «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»,    «Наивысшей похвалы заслуживает эта  часть твоей работы».

Так же для мотивации обучающихся я использую образовательные сайты-помощники и сайты подготовки к экзаменам. Например, при изучении систем счисления в 8 классе, я открыла задание 10 «Сравнение чисел в различных системах счисления» на сайте РЕШУ ОГЭ и мы прорешали с ребятами это задание. Дети наглядно могут увидеть, что некоторые экзаменационные задания 9 класса они могут решить уже сейчас, в 8 классе.

Так же на сайте Учи.ру постоянно проходят марафоны, в которых дети с удовольствием участвуют.

Так же на этом сайте можно проконтролировать, кто сколько выполнил заданий. И в чате класса похвалить преуспевающих и подбодрить остальных.

    Нынешние школьники – главные действующие лица социально-экономических процессов XXI века. Выпускники школы должны обладать не только функциональной грамотностью по изученным предметным темам, но и быть подготовленным к жизни в нынешнем информационном пространстве, чему способствует организация внеурочной деятельности школьников. Внеклассная и самостоятельная работа учащихся повышает интерес к изучению школьных дисциплин, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы, совершенствует знания и умения, формирует социальную активность, определяет поведенческие нормы, развивает творческое воображение, побуждает самостоятельно заниматься изучением определенных тем.

Так мы с учениками 7 класса в 2019 году создали проект по информатике на тему «Виртуальные игры – польза и вред». Ребята сначала защищали этот проект в 2020 году, потом продолжили работу над ним и защитили его в 2021 году. Такая тема проекта была актуальная, и поэтому они решили более глубже раскрыть тему, работая над проектом второй год.

    Важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Стараюсь, чтобы каждое занятие приносило детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

   Внеурочная деятельность рассчитана на развитие творческих способностей учащихся и активной жизненной позиции и включает в себя последовательность операций создания ситуации успеха:

  1. Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах).
    2. Авансирование успешного результата (помогает педагогу выразить свою убеждённость в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей).
    3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ученику избежать поражения).
    4. Создание мотива (показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность).
    5. Персональная исключительность ( обозначает важность усилий ребёнка).
    6. Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).
    7. Высокая оценка детали (помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной детали).

   Можно сделать вывод, что ситуация успеха снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности в группе, лености. Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

       В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться и общаться. Именно успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в обеспечении образования и воспитания – завтрашний успех в жизни!

.

Используемая литература:

  1. А.С.Белкин.  Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991.
  2. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа, 1999.

3.https://uchportfolio.ru/articles/read/1353

«Проектная деятельность как условие достижения успеха каждого обучающегося на уроках информатики и внеурочное время»
Пролистать наверх