Рабочая программа по химии 

автор: Малинина Наталья Александровна

учитель химии и биологии МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма”

Рабочая программа по химии

 

Рабочая программа

учебного предмета

«Химия»

(8-9 классы)

Составитель: Малинина Н.А.,

учитель химии

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» для 8 – 9 класса составлена в соответствии правовыми и нормативными документами:

– Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ)

– Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 29.12.2014 г., от 31.12.2015 г. №1577

– Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015

– Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

– Письмо департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.04.2017 №801-15-01/2284, рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (подготовлены Минобрнауки России),  дополнительные разъяснения (инструкции) в целях оказания помощи в реализации мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (подготовлены Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования) п.III «Участие в разработке рабочих программ»

 

Общая характеристика учебного предмета

В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляют атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Цели изучения химии:

– формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;

– формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

– приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачи:

– формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

– развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

– выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирования отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

– формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:

– ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

– ценности химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:

– уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

– понимание необходимости здорового образа жизни;

– потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

– созидательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

– правильному использованию химической терминологии и символики;

– развитию потребности вести диалог, выслушивать мнений оппонента, участвовать в дискуссии;

– развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма» на 2018/2019 уч. год (и в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015) на этапе основного общего образования с 8 по 9 класс предусмотрено 136 часов (по 68 часов в год) по 2 часа в неделю  в обязательной части учебного плана.

Данная программа ориентирована  для работы по учебникам:

  1. Химия. 8 класс: учеб. для  общеобразоват. организаций /Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017;
  2. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 4-е изд.  – М.: Просвещение, 2018.

 

 

Формы контроля

 

Содержание, формы и периодичность текущего определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, диктанты, тесты, проверочные, практические, контрольные работы, проекты. Предусматриваются входная, промежуточная и итоговая диагностика.

 

Коррекционный блок

 

Для  учащихся, которым решением тПМПК рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития предусмотрено освоение содержания по учебному предмету «Химия» на уровне не ниже базового с результатом не ниже удовлетворительного. Обучение организовано совместно с другими учащимися в условиях классно-урочной системы

Технологии обучения:

– здоровьесберегающая;

– личностно-ориентированное обучение;

-дифференцированное обучение (индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья ребенка);

– информационно-коммуникационная.

Методы обучения:

– коммуникативный метод;

– наглядно-иллюстративный метод;

– познавательный метод;

– преобразовательный метод;

– систематизирующий метод;

– контрольный метод.

Формы работы:

– письменный ответ в ограниченных объемах;

– работа по алгоритму;

– работа с опорой на наглядность;

– памятки-инструкции с алгоритмом выполнения;

– выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, тесты, задания практической направленности;

– конспектирование;

– подбор-поиск примеров;

– чередование легких и трудных заданий;

– составление плана.

Формы контроля:

Текущий   контроль   знаний осуществляется с использованием опорных схем через устные, письменные опросы, самостоятельные  работы,  дифференцированные контрольные работы,  индивидуальные задания, выполнение творческих заданий, тематические   тесты. Предусматриваются входное, промежуточное и итоговое тестирования.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»

 

Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

– формирование чувства гордости за российскую науку;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

– формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

– формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

– формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

– развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.д.).

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

– обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя;

– ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения;

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

– планировать ресурсы для достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

– самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

– самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;

– при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

– выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

– адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

  1. Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

– преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

– считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;

– создавать модели и схемы для решения задач;

– переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;

– устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

– участвовать в проектно-исследовательской деятельности;

– проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– давать определение понятиям;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– обобщать понятия, осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

– строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

– объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

– знать основы ознакомительного чтения;

– знать основы усваивающего чтения;

– уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий);

– ставить проблему, аргументировать её актуальность;

– самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

  1. Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

– соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

– пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичномвыступлении), диалоге, дискуссии;

– формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их;

– координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

– устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

– спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

– осуществлять взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

– определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

– уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации;

– интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

– продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всехучастников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе вситуации столкновения интересов;

– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

– владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

– следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

Ученик в 8 классе научится:

осознание роли веществ:

– определять роль различных веществ в природе и технике;

– объяснять роль веществ в их круговороте.

рассмотрение химических процессов:

– приводить примеры химических процессов в природе;

– находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

– определять основные классы неорганических веществ;

– понимать смысл химических терминов.

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

– характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

– проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

– использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

Ученик получит возможность научиться:

– выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

– характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

– использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

– объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

– критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

– осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

– создавать  схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию.

Ученик в 9 классе научится:

осознание роли веществ:

– объяснять функции веществ в связи с их строением.

рассмотрение химических процессов:

– характеризовать химические реакции;

– объяснять различные способы классификации химических реакций;

– приводить примеры разных типов химических реакций.

использование химических знаний в быту:

– использовать знания по химии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

– пользоваться знаниями по химии при использовании средств бытовой химии.

объяснять мир с точки зрения химии:

– находить в природе общие свойства веществ и объяснять их;

– характеризовать основные уровни организации химических веществ.

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

– понимать роль химических процессов, протекающих в природе;

– уметь проводить простейшие химические эксперименты.

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе;

– применять химические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Ученик получит возможность научиться:

– выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

– характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

– прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

– составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

– выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

– использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

– объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

– критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

– осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

– создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию.

 

Содержание учебного предмета «Химия»8 класс

 

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.  Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.   Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение.  Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.  Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Анализ воды. Синтез воды.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практические работы

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Очистка загрязнённой поваренной соли.

Получение и свойства кислорода

Получение водорода и изучение его свойств.

Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Расчетные задачи:

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.

Раздел 3. Строение вещества.

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

 

Тематическое планирование

Предмет «Химия» 8 а класс

 

№ п/п Дата проведения Тема урока Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы
планируемая фактическая
Раздел 1. Основные понятия химии

Предмет химии 6ч.

1 04.09 Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. 1
2 05.09 Методы познания в химии. 1
3 11.09 Практическая работа №1.  Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами.     Строение пламени. 1
4 12.09 Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. 1
5 18.09 Практическая работа № 2.  Очистка загрязненной поваренной соли. 1
6 19.09 Физические и химические явления. Химические реакции. 1
Первоначальные химические понятия 15 ч.
7 25.09 Атомы, молекулы и ионы. 1
8 26.09 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. 1
9 02.10 Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы. 1
10 03.10 Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. 1
11 09.10 Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. 1
12 10.10 Массовая доля химического элемента в соединении. 1
13 16.10 Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. 1
14 17.10 Составление химических формул бинарных соединений по валентности. 1
15 23.10 Атомно-молекулярное учение. 1
16 24.10 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 1
17 30.10 Типы химических реакций. 1
18 31.10 Моль – единица количества вещества. Молярная масса. 1
19 13.11 Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций. 1
20 14.11 Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия». 1
21 20.11 Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия». 1
Кислород 5ч.
22 21.11 Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода и его физические свойства. 1
23 27.11 Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Горение и медленное окисление. 1
24 28.11 Практическая работа №3. Получение кислорода и изучение его свойств. 1
25 04.12 Озон. Аллотропия кислорода. 1
26 05.12 Воздух и его состав.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения. 1
Водород. Количественные отношения в химии 6 ч.
27 11.12 Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. 1
28 12.12 Химические свойства водорода и его применение. 1
29 18.12 Практическая работа №4.  Получение водорода и изучение его свойств. 1
30 19.12 Закон Авогадро. Молярный объем газов. 1
31 25.12 Относительная плотность газов. 1
32 26.12 Объемные отношения газов при химических реакциях. 1
Вода. Растворы 7 ч.
33 15.01 Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. 1
34 16.01 Физические и химические свойства воды. 1
35 22.01 Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. 1
36 23.01 Массовая доля растворенного вещества. 1
37 29.01 Практическая работа №5. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. 1
38 30.01 Повторение и обобщение по темам «Кислород»,

«Водород», «Вода. Растворы».

1
39 05.02 Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». 1
Основные классы неорганических соединений 12 ч.
40 06.02 Оксиды: состав, классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. 1
41 12.02 Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. 1
42 13.02 Физические и химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. 1
43 19.02 Кислоты: состав, классификация, номенклатура, получение. 1
44 20.02 Физические и химические свойства кислот. 1
45 26.02 Амфотерные оксиды и   гидроксиды. 1
46 27.02 Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. 1
47 05.03 Физические и химические свойства солей. 1
48 06.03 Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 1
49 12.03 Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 1
50 13.03 Повторение и обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений». 1
51 19.03 Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений». 1
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома 9 ч.

52 20.03 Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. 1
53 02.04 Периодический закон Д. И. Менделеева. 1
54 03.04 Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А-и Б-группы, периоды. 1
55 09.04 Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра. 1
56 10.04 Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона 1
57 16.04 Состояние электронов в атомах. 1
58 17.04 Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и А- группах. 1
59 23.04 Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева. 1
60 24.04 Повторение и обобщение по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». 1
Раздел 3. Строение вещества

Химическая связь8 ч.

61 30.04 Электроотрицательность химических элементов. 1
62 07.05 Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи. 1
63 08.05 Ионная связь. 1
64 14.05 Валентность и степень окисления. 1
65 15.05 Правила определения степеней окисления элементов. 1
66 21.05 Окислительно-восстановительные реакции. 1
67 22.05 Повторение и обобщение по теме«Строение вещества. Химическая связь» 1
68 28.05 Контрольная работа № 4 по темам «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Строение вещества. Химическая связь» 1

 

Тематическое планирование

Предмет «Химия» 8 б, в, г  классы

 

№ п/п Дата проведения Тема урока Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы
планируемая фактическая
Раздел 1. Основные понятия химии

Предмет химии 6ч.

1 05.09 Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. 1
2 06.09 Методы познания в химии. 1
3 12.09 Практическая работа №1.  Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами.     Строение пламени. 1
4 13.09 Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. 1
5 19.09 Практическая работа № 2.  Очистка загрязненной поваренной соли. 1
6 20.09 Физические и химические явления. Химические реакции. 1
Первоначальные химические понятия 15 ч.
7 26.09 Атомы, молекулы и ионы. 1
8 27.09 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. 1
9 03.10 Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы. 1
10 04.10 Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. 1
11 10.10 Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. 1
12 11.10 Массовая доля химического элемента в соединении. 1
13 17.10 Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. 1
14 18.10 Составление химических формул бинарных соединений по валентности. 1
15 24.10 Атомно-молекулярное учение. 1
16 25.10 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 1
17 31.10 Типы химических реакций. 1
18 01.11 Моль – единица количества вещества. Молярная масса. 1
19 14.11 Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций. 1
20 15.11 Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия». 1
21 21.11 Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия». 1
Кислород 5ч.
22 22.11 Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода и его физические свойства. 1
23 28.11 Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Горение и медленное окисление. 1
24 29.11 Практическая работа №3. Получение кислорода и изучение его свойств. 1
25 05.12 Озон. Аллотропия кислорода. 1
26 06.12 Воздух и его состав.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения. 1
Водород. Количественные отношения в химии 6 ч.
27 12.12 Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. 1
28 13.12 Химические свойства водорода и его применение. 1
29 19.12 Практическая работа №4.  Получение водорода и изучение его свойств. 1
30 20.12 Закон Авогадро. Молярный объем газов. 1
31 26.12 Относительная плотность газов. 1
32 10.01 Объемные отношения газов при химических реакциях. 1
Вода. Растворы 7 ч.
33 16.01 Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. 1
34 17.01 Физические и химические свойства воды. 1
35 23.01 Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. 1
36 24.01 Массовая доля растворенного вещества. 1
37 30.01 Практическая работа №5. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. 1
38 31.01 Повторение и обобщение по темам «Кислород»,

«Водород», «Вода. Растворы».

1
39 06.02 Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». 1
Основные классы неорганических соединений 12 ч.
40 07.02 Оксиды: состав, классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. 1
41 13.02 Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. 1
42 14.02 Физические и химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. 1
43 20.02 Кислоты: состав, классификация, номенклатура, получение. 1
44 21.02 Физические и химические свойства кислот. 1
45 27.02 Амфотерные оксиды и   гидроксиды. 1
46 28.02 Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. 1
47 06.03 Физические и химические свойства солей. 1
48 07.03 Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 1
49 13.03 Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 1
50 14.03 Повторение и обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений». 1
51 20.03 Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений». 1
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома 9 ч.

52 21.03 Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. 1
53 03.04 Периодический закон Д. И. Менделеева. 1
54 04.04 Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А-и Б-группы, периоды. 1
55 10.04 Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра. 1
56 11.04 Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона 1
57 17.04 Состояние электронов в атомах. 1
58 18.04 Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и А- группах. 1
59 24.04 Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева. 1
60 25.04 Повторение и обобщение по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». 1
Раздел 3. Строение вещества

Химическая связь8 ч.

61 02.05 Электроотрицательность химических элементов. 1
62 08.05 Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи. 1
63 15.05 Ионная связь. 1
64 16.05 Валентность и степень окисления. 1
65 22.05 Правила определения степеней окисления элементов. 1
66 23.05 Окислительно-восстановительные реакции. 1
67 29.05 Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь» 1
68 30.05 Контрольная работа № 4 по темам «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Строение вещества. Химическая связь» 1

 

Содержание учебного предмета «Химия»9 класс

 

Раздел 1. Многообразие химических реакций.

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.     Первоначальное представление о катализе. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты.  Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.

Демонстрации:

Примеры экзо- и эндотермических реакций.

Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.

Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.

Горение угля в концентрированной азотной кислоте.

Горение серы в расплавленной селитре.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Практические работы:

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

Лабораторные опыты:

Реакции обмена между растворами электролитов

Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

Раздел 2. Многообразие веществ.

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов.  Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы.  Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.  

Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов.  Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.  Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома.  Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.

Демонстрации:

Физические свойства галогенов.

Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов

Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов

Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.  Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Практические работы:

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Получение аммиака и изучение его свойств.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты:

Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.

Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.

Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Качественная реакция на углекислый газ.

Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Расчетные задачи:

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации:

Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

 

Тематическое планирование

Предмет «Химия» 9 а, б классы

 

№ п/п Дата проведения Тема урока Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы
планируемая фактическая
Раздел 1. Многообразие химических реакций 14 ч.

Классификация химических реакций 5 ч.

1 04.09 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. 1
2 06.09 Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса. 1
3 11.09 Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. 1
4 13.09 Скорость  химических  реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы. 1
5 18.09 Обратимые  реакции. Химическое  равновесие и способы его  смещения 1
Химические реакции в водных растворах9 ч.
6 20.09 Электролитическая диссоциация. Ионы. Катионы и анионы. Электролиты и неэлектролиты. 1
7 25.09 Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. 1
8 27.09 Сильные  и слабые  электролиты.Степень диссоциации. 1
9 02.10 Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена 1
10 04.10 Химические  свойства основных  классов неорганических  соединений в свете представлений  об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных  реакциях. 1
11 09.10 Практическая работа №1

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

1
12 11.10 Гидролиз  солей. 1
13 16.10 Обобщение  по темам «Классификация  химических реакций» и «Химические реакции в водных растворах» 1
14 18.10 Контрольная  работа №1 по  темам «Классификация  химических реакций» и  «Химические реакции в водных растворах». 1
Раздел 2. Многообразие веществ 41 ч.

Неметаллы29 ч.

15 23.10 Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов.  Физические и химические свойства галогенов. 1
16 25.10 Хлор.  Свойства  и применение  хлора. 1
17 30.10 Хлороводород.  Соляная кислота и её соли. 1
18 01.11 Практическая работа№2 Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
19 13.11 Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия. 1
20 15.11 Сера. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. 1
21 20.11 Соединения серы: сероводород, сероводородная кислота.  Сульфиды. 1
22 22.11 Оксид  серы(IV).  Сернистая кислота  и её соли. 1
23 27.11 Оксид  серы(VI).  Серная кислота  и её соли. 1
24 29.11 Решение  расчётных  задач. 1
25 04.12 Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» 1
26 06.12 Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. 1
27 11.12 Азот: физические и химические свойства. Оксиды азота. Круговорот  азота в природе 1
28 13.12 Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение 1
29 18.12 Практическая работа № 4. «Получение аммиака и опыты с ним». 1
30 20.12 Соли аммония. 1
31 25.12 Азотная кислота. Окислительные свойства азотной кислоты. 1
32 10.01 Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

 

1
33 15.01 Фосфор: физические и химические свойства. Круговорот фосфора  в природе. 1
34 17.01 Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения 1
35 22.01 Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. 1
36 24.01 Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода 1
37 29.01 Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. 1
38 31.01 Угольная кислота и ее соли. 1
39 05.02 Практическая работа № 5. «Получение углекислого газа, изучение его свойств. Распознавание карбонатов». 1
40 07.02 Кремний и его соединения. 1
41 12.02 Силикатная промышленность. 1
42 14.02 Обобщение знаний по теме «Неметаллы». 1
43 19.02 Контрольная работа по теме «Неметаллы». 1
Металлы12 ч.
44 21.02 Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. 1
45 26.02 Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. 1
46 28.02 Металлы в природе и общие способы их получения. 1
47 05.03 Сплавы. 1
48 07.03 Щелочные  металлы и их соединения. 1
49 12.03 Щелочноземельные металлы и их соединения.  

 

1
50 14.03 Жесткость воды и способы ее устранения. 1
51 19.03 Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Физические и химические  свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. 1
52 21.03 Положение железа в периодической системе и строение его атома. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа(III). 1
53 02.04 Практическая  работа № 6 Решение  экспериментальных задач  по теме «Металлы и их соединения». 1
54 04.04 Обобщение знаний по теме «Металлы». 1
55 09.04 Контрольная работа по теме «Металлы». 1
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ 13 ч.
56 11.04 Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Гомология и изомерия. 1
57 16.04 Упрощенная классификация органических соединений. 1
58 18.04 Предельные углеводороды.   1
59 23.04 Непредельные углеводороды. Этилен. 1
60 25.04 Непредельные углеводороды. Ацетилен. 1
61 30.04 Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. 1
62 02.05 Кислородсодержащие соединения. Спирты 1
63 07.05 Карбоновые  кислоты. Сложные эфиры. Биологически важные вещества. Жиры.   1
64 14.05 Углеводы. 1
65 16.05 Белки. 1
66 21.05 Понятие о высокомолекулярных веществах. 1
67 23.05 Обобщающий  урок по теме  «Важнейшие органические  соединения». 1
68 23.05 Повторение. 1

 

Лист корректировки рабочей программы

Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Дата проведения по факту
Рабочая программа по химии 
Пролистать наверх